Доклад на тему : «Формирование основ здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.»
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад
с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Доклад на тему :
«Формирование основ здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.»
Подготовила
музыкальный руководитель :
Агафонова Н.В.
2020 г.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы.Количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка; подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно – оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.
Валеология – это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.
Главная задача – научить человека формировать и беречь свое здоровье.
Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, целью которого являются:
- укрепление психического и физического здоровья,
- развитие музыкальных и творческих способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Музыкально – валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения – интегрированные музыкально – валеологические занятия, музыкально – физкультурные досуги развлечения.
Музыкально – валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают задачи как музыкального, так и валеологического воспитания.
Такие занятия побуждают детей активно на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.
Алгоритм проведения музыкально – валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.
Валеологические песенки – распевки, создание проблемной ситуации,
Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторение и закрепление пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятий.
Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Музыкотерапия способствует коррекции психического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В результате внедрения системы музыкально – валеологического воспитания можно наблюдать тенденцию
- к уменьшению количества заболеваний верхних путей и ОРЗ;
- повышение показателей общего физического развития детей,
- развития дыхательной системы детей,
- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентация в пространстве),
- музыкальности; совершенствование навыков и умений.
Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности:
- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;
- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;
- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;
- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;
- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды.
Музыкально – валеологические занятия (чаще всего интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия следует проводить примерно 1 раз в месяц во всех возрастных группах детского учреждения совместно с воспитателями и инструктором по физкультуре.
Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени нужно уместить всю важную информация по теме.
Музыкально – физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35-40 минут.
Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегающие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетная линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
Таким образом, благодаря внедрению системы музыкально – валеологического воспитания в дошкольное учреждение можно увидеть, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников, способствует снижению заболеваемости детей ОРЗ, способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."
Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....
Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: « Формирование основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...
Доклад по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
...
Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит ...
Занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» «Дорожка здоровья».
Учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма....
Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта»
Данная консультация будет интересна для воспитателей, которые занимаются формированием здорового образа жизни дошкольников...