Проект "Эта удивительная соль"
проект (старшая группа)
Представлена совместная работа с детьми и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eta_udivitelnaya_sol.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад № 236»
Познавательно-исследовательский проект
«Эта удивительная соль»
для детей старшей группы «Непоседы»
Подготовили:
Потапова Н.А.
Звягинцева Е.Д.
Омск
2021
Познавательно-исследовательский проект
«Эта удивительная соль»
для детей старшей группы «Непоседы»
Участники проекта:
Дети старшей группы «Непоседы», воспитатели, родители
Руководители:
Потапова Наталья Александровна, Звягинцева Елена Дмитриевна
Период: 20.01.21 – 26.02.21
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Расширить представления о добыче соли.
- Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
- Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
- Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
- Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
- Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Методы и приемы при реализации проекта:
- Анализ познавательной литературы
- Опытно-экспериментальная деятельность,
- Исследовательская деятельность,
- Наблюдения,
- Творческая деятельность,
- Игровая деятельность.
План реализации проекта.
1 этап - подготовительный:
- Подбор бесед о соли.
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
- Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
- Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
- Подбор опытов и экспериментов с солью.
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
- Взаимодействие с родителями.
2 этап – технологический:
- Беседы:
- «Что такое соль и где она используется?».
- «Белое золото земли».
- НОД:
- Рисование акварелью по соли «Зимнее дерево»
- Сказка про белую соль (Познание)
- Чтение литературы:
- Словацкая сказка «Соль дороже золота»
- Румынская сказка «Соль в кушанье»
- Чешская сказка «Соль»
- Русская народная сказка «Соль»
- Пословицы, поговорки, загадки о соли
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Свойства соли»,
- «Растворимость соли»,
- «Подводная лодка из яйца»,
- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,
- «Окрашивание соли».
- Совместная работа «воспитатель-дети-родители»:
- Консультации для родителей: «Рисуем солью», «Для чего соль в доме нужна»;
- Придумывание сказки «Как соль к человеку на стол пришла» (совместная работа детей и родителей);
- Родители помогают в группе создать детскую лабораторию для экспериментирования с солью.
- Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
3-й этап – заключительный:
- Выставка рисунков детского творчества.
- Изготовление картотеки опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Подведение итогов реализации проекта.
Список литературы:
1.Интернет ресурс.
Источник: https://www.mbdou50.ru/proekt-eta-udivitelnaya-sol-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html © www.mbdou50.r
Картотека опытов с солью
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»
Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.
В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.
Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.
А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.
Через несколько дней заметили:
1 баночка – нитка без изменений
2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом
3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми
Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.
Опыт № 7 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 8 «Металл и соль»
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт № 9 «Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт №10 «Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы
Влияние соли на рост растений.
Опыт № 11 «Как соль влияет на рост растений»
Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.
Опыт № 12 «Можно ли сделать соль цветной»
Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной?
Давайте узнаем. Проверим.
А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и гуашь, ложечка.
Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, чуть – чуть гуаши и с помощью ложечки перемешиваем.
Что произошло с солью?
Соль изменила цвет.
Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.
Опыт № 13 «Поделка из цветной соли»
А сейчас, я предлагаю вам сделать из цветной соли поделку. Для этого нам понадобиться соль разных цветов и баночка.
Перед вами на столах стоят стаканчики с разноцветной солью. Возьмите воронку из бумаги, вставьте её в горлышко баночки и поочередно добавляйте соль. После того, как ваши баночки будут заполнены, закрутите их крышечкой. Ваша поделка готова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Это удивительная соль"
Проект преднозначен для детей подготовительной группы....
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"
Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....
Эта удивительная соль
Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...
«Это удивительная соль»
Иследовательская работа «Это удивительная соль»...