НООД в подготовительной группе "Зима в городе"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Лукинова Наталья Михайловна

НООД в подготовительной группе "Зима в городе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nood_na_konkurs_lukinova.doc811 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  на тему «Зима в городе»

приоритетная область художественно- эстетическое развитие.

Цель: Развитие основы музыкально- эстетического сознания детей дошкольного возраста в процессе восприятия (слушания классической музыки), привитие любви к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).

Задачи:

1. Развивать музыкально – эстетическую потребность в ознакомлении с образцами классической музыке, воспитывать интерес и любовь к ней, слушательскую культуру. Различать средства музыкальной выразительности, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений, различать характер музыки и сопоставлять по характеру с одной из знакомых картин, развивать и закреплять певческие навыки (звукообразование, строй, ансамбль). (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

2. Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость в процессе слушания классических произведений, доступных детям по характеру и музыкальному содержанию. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

3. Развивать дифференцированное музыкальное восприятие: воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств, обеспечивающих создание и развитие определенных музыкальных образов, развивать музыкальное мышление, позволяющее определять характер и содержание музыкального произведения. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

4. Совершенствовать умение выразительно играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

5. Воспитывать умение передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения, умение двигаться выразительно, грациозно в характере музыки. (ОО «Физическое развитие»)

6. Развивать  правильную, образную речь детей, расширять словарный запас детей, развивать любовь к русскому художественному слову, совершенствовать интонационную выразительность речи, умение эмоционально откликаться на нее. (ОО «Речевое развитие»).

7. Развивать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых, свободно владеть вербальными средствами общения.  (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

8. Развивать навыки анализа и синтеза, опираясь на полученные впечатления от организованной деятельности. (ОО « Речевое развитие).

Предварительная работа: беседы о характерных признаках и приметах зимы;

- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;

- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;

- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;

- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П. И.Чайковского;

- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности:  игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Планируемые результаты НООД (целевые ориентиры образования):

воспитанники:

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;

- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;

- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Предпосылки УД:

психологические- достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач ;

коммуникативные - умение слушать и слышать , подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять  учебные действия и действия контроля и оценки;

личностные– умение оценивать собственную деятельность, свои достижения, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество.

Организация и методика проведения непрерывной основной образовательной деятельности.

I. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети входят в зал и рассаживаются.

1 слайд. Зимний пейзаж.

Музыкальный руководитель.  Сегодня мы встретились , чтобы поговорить о зиме в нашем городе. Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки. Зима бывает студеной и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная да с солнцем.

  Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски и волшебство. Мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней. Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота.

  Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… Можно ли изобразить приход зимы на бумаге, на холсте? (Ответы детей) Можно! А словами? Конечно! А что же в музыке? Можно ли с помощью семи нот отобразить радость, грусть, торжество, печаль? (Ответы детей.) Можно, потому что музыка, как и другие виды искусства пробуждает у людей различные чувства, настроения. Все виды искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга. Попробуем понять, как музыка может быть связана с поэзией, и как многообразно она может воспевать зиму.

II. Основная часть (содержательно-деятельностный этап).

 Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы.

- А теперь – музыкальная загадка, что за музыка звучит сейчас?

Звучит пьеса «Декабрь». П. И. Чайковского

Дети. Прозвучала пьеса  композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

Музыкальный руководитель. Конечно, ребята, эта чудесная музыка вам хорошо знакома.  А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?

Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Музыкальный руководитель.  Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта для скрипки с оркестром «Зима».

Звучит отрывок «Зима». А. Вивальди

Музыкальный руководитель. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка? Что вы почувствовали? Представили?

Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная….. потому что началась пурга, ветер носит снег по полям, срывает снежные шапки с деревьев, обжигает щёки прохожим.

Музыкальный руководитель.  Правильно. Вьюжная, колючая, снежная зима предстаёт перед нами в музыке итальянского композитора А. Вивальди. Не хватает только красивых выразительных поэтических слов. Может быть, кто-то вспомнит стихотворения подходящие к этому музыкальному произведению?

Зашумела, разгулялась, разгулялась в поле непогода;

При накрылась белым снегом гладкая дорога.

Белым снегом при накрылась, не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга, не видать и свету.

Да удалому детине буря не забота:

Он проложит путь-дорогу, лишь была б охота.

Не страшна глухая полночь, дальний путь и вьюга,

Если молодца в свой терем ждет краса-подруга. (И. Никитин)

Муз. руководитель: Вы услышали 1-ю часть концерта. Какие музыкальные инструменты использовал композитор в данном произведении?(Ответы детей)

Музыкальный руководитель. А сейчас еще одна музыкальная загадка.

Звучит отрывок музыкального произведения «Дед Мороз». Р. Шумана

(дети узнают музыкальное произведение).

Дети. Дед Мороз проспал в постели. Встал сосульками звеня:

Где вы вьюги и метели? Что не будите меня?

Налетели вьюги, завыли: У-у-у! В-в-в! Засвистели: С-с-с-с-с-с-з-з-з!

Застонал лес: М-м-м. Застонали дубы: М-м-м.

Застонали берёзки. А дед Мороз колдует. Разыграйтеся, метели!

Гнитесь ниже сосны, ели! Все, что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу!

Музыкальный руководитель.  Какой дед Мороз предстаёт в музыке композитора Р. Шумана? (ответы детей)

Здесь дед Мороз предстает перед нами такой колючий, сердитый, такое холодное дыхание у него. Как звучит музыка?

Дети. Музыка звучит в низком регистре с акцентами. Она решительная, похожая на тяжелую поступь Деда Мороза! Он идет и стучит своим посохом. Когда он рассердится, начинает дуть , созывать метели и вьюги – ни на шутку испугаешься

А сейчас закройте глаза и слушайте…

Звучит фонограмма «Зимняя вьюга». (шумовой эффект)

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, что вы слышали? Может быть, это легкий летний ветерок?

Дети. Нет. Зимняя вьюга, метель

Музыкальный руководитель. Подуйте на свою руку, чтобы ветер был холодным.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Метель».

Метель гудит, в трубе шумит. Страшно одному. А метель всё “у-у-у-у!”

(Показ волнообразных движений рукой, менять высоту голоса)

Спойте так, чтобы звук был похож на завывание метели, и покажите рукой, как завывает метель.

Музыкальный руководитель.  Ой, как неуютно стало, даже страшно от такого ветра!

А мы с вами ведь песню про Метель знаем! Давайте споем, может она и утихнет!?

Песня «Госпожа Метелица». Слова и музыка Н.М. Куликовой

 2 слайд. Картина «Зимнее утро». 

Музыкальный руководитель.  Вот, смотрите, метель утихла, тихо кругом, природа отдыхает от бури. Выглянул солнечный лучик и окрасил белый снег разными оттенками. Так и хочется прочитать стихотворение.

– Мороз и солнце, день чудесный. После бури всегда наступает затишье.

Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь. П. И. Чайковского

3 слайд. Тройка лошадей.

Музыкальный руководитель. А что за произведение звучит сейчас, ребята? Какой характер у этой музыки? (ответы детей)

Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.

Послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму) .  

Оркестр.

Музыкальный руководитель. Спасибо, ребята.

 А как вы думаете, кто же к нам пожаловал на этой тройке?

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

 А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, всё накрыла серебром.

С песней появляется девочка Зима.

«Белый вальс». Музыка Э. Зауторовой, слова Л. Масленниковой

Зима. Снег пушистый стелется, вся улица бела.

Я зима – волшебница в гости к вам пришла.

Дети. Здравствуй, Зимушка – зима.

 Очень любим мы тебя.

Любим лыжи и коньки.

Любим мы играть в снежки.

Кружатся снежинки тихо, не спеша.

До чего ты, зимушка, нынче хороша.

В день морозный ярко солнышко горит,

И снежок под санками весело скрипит

Зима. А какие звуки можно услышать еще?

Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.

4 слайд. Летящие снежинки.

Зима. Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег и снежинки люблю!

Музыкальный руководитель. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала послушаем стихотворение о снежинке.

Константина Бальмонт «Снежинка».

Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится, не в высь лазурную, на землю просится.

Но вот кончается дорога дальняя, земли касается, звезда кристальная.

Лежит пушистая, снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

Музыкальный руководитель. Сейчас мы услышим вальс. Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?

Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его «детского альбома».

Музыкальный руководитель. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок. Но, девочки, не забывайте, что вы должны изобразить в танце светлый характер музыки. Танцевать мягко, пластично и грациозно!

Танец снежинок.

Зима. А теперь поиграем в игру «Снежинка». Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать какую-нибудь примету зимы. Я называю существительное, а вы – нужное прилагательное.

Игра «Снежинка».

(Во время игры Зима кладет снежинку на ладонь ребенку. Если он не смог сказать примету, снежинку передаёт другому ребенку).

Зима. Молодцы, ребята, порадовали вы меня!

Музыкальный руководитель.  А теперь порадуйте Зиму веселой песней.

Песня «Снег – снежок». Слова и музыка Е. М. Лагутиной

Музыкальный руководитель. Зимушка- Зима, ты сегодня нам спела песню, в которой приглашала всех на вальс! Так мы готовы станцевать! Правда, ребята?

Вальс к произведению Пушкина «Метель». Музыка Свиридова

(в руках у Зимы музыкальная шкатулка)

Зима. Ты шкатулка открывайся, открывайся поскорей

Ты шкатулка постарайся и порадуй нас скорей.

(дети получают небольшие призы)

III. Заключительная (рефлексивный этап).

Музыкальный руководитель.  Вот и закончилась наша встреча с зимней музыкальной сказкой. Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов. И ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи – с картинами, и всё это связано между собой, выражает один образ, починено одному настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"

Конспект интегрированной  непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...

Конспект НООД в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально...

Конспект НООД в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города.

Огромное значение для формирования у детей представлений о безопасном поведении в городе, о правилах дорожного движения имеет реализация непосредственно организованной образовательной деятельности вос...

Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»

Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....

НООД по патриотическому воспитанию "Мой город Кореновск"

Занятие об истории  города  Кореновск...