Музыка как средство экологического воспитания дошкольников
консультация

Кайгородова Марина Анатольевна

Музыка и экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_konsultatsiya.docx21.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области

                                     Консультация  

 

Музыка как средство экологического воспитания дошкольников

Музыкальный руководитель  высшей категории    Кайгородова М.А.

                                                                 

                                                                 

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
                     Тема экологии  всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С  самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

                                   Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки. От нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», маленького ежика, у которого четверо  ножек, и который никого не боится; «Курочку-рябушечку», маленького зайчика, который трусишка и боится ребятишек.  Жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам.  Дети подражают в песенках крику и пению животных,  танцуют и играют с ними  У них появляется желание защитить животных. Они начинают понимать, что к животным нужно относиться бережно, любить их, не обижать.

                               Появляется любовь к растительному миру. Мы поем песни  о листочках, которые падают с деревьев, от чего становится грустно; про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде, первые снежинки,  и т. д.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление  об окружающем их мире. Слушая музыкальные пьесу или песню,   созвучную  какой – либо картине природы, времени года, дети рассказывают о ней, у них развивается образная речь, эстетические чувства. Например, при слушании пьесы  «Осень» П.И.Чайковского, дети старшего возраста  говорили, что это музыка нежная, напевная, грустная, некоторым показалось, что она похожа на осенний дождик. А при слушании «Осенней песни» композитора А.Александрова, дети младшей группы улыбались, говорили, что это музыка веселая и радостная, потому что в ней пели про осенние листья, которые мы соберем и поставим в букетик.

 Я  в своей практике использую  и  активное слушание, когда дети прослушивают  музыку и потом выражают  свои чувства в движении. Например,с детьми младших групп мы слушали песенку про жука, а затем дети сами «превращались» в жуков и летали по полянке, а с окончанием музыки присаживались на воображаемый цветок. А дети  подготовительной группы слушали музыку П.Чайковского «Жаворонок» и затем мы делали хор рук. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка. 

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Детям младшего возраста  нравятся такие подвижные игры, как «Догони, зайка», «Васька-кот», «Грибы и грибники», «Мишка косолапый», «Солнышко и дождик». А детям старшего возраста полюбились такие игры, как «Картошка»,  «Козочка и пастух»,  «Курочка- рябушечка» , «Птичий гомон» (на развитие танцевального творчества) и многие другие, которые способствуют формированию экологического воспитания детей.

 Музыкально-дидактические игры  тоже  помогают  не только  в решении музыкальных  задач  (развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и  задач экологического направления. Это такие игры, как «Птица и птенчики», «Кого встретил колобок», «Осенний паровозик», «Три медведя»  и  другие.
         Одной  из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. По ходу сюжета  у детей возникает  переживание гуманных чувств, сочувствия,  желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.  Здесь используются  знакомые музыкальные произведения, стихотворения, игры,  а так же звуки   природы:
 можно услышать шорох листьев, шум ветра,  моря, пение соловья, чириканье воробье, звон   капели и т. д.
         Таким образом, посредством музыкальной  деятельности    формируются начала экологической культуры у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...