Музыка как средство экологического воспитания дошкольников
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области
Консультация
Музыка как средство экологического воспитания дошкольников
Музыкальный руководитель высшей категории Кайгородова М.А.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Тема экологии всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки. От нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», маленького ежика, у которого четверо ножек, и который никого не боится; «Курочку-рябушечку», маленького зайчика, который трусишка и боится ребятишек. Жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных, танцуют и играют с ними У них появляется желание защитить животных. Они начинают понимать, что к животным нужно относиться бережно, любить их, не обижать.
Появляется любовь к растительному миру. Мы поем песни о листочках, которые падают с деревьев, от чего становится грустно; про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде, первые снежинки, и т. д.
Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Слушая музыкальные пьесу или песню, созвучную какой – либо картине природы, времени года, дети рассказывают о ней, у них развивается образная речь, эстетические чувства. Например, при слушании пьесы «Осень» П.И.Чайковского, дети старшего возраста говорили, что это музыка нежная, напевная, грустная, некоторым показалось, что она похожа на осенний дождик. А при слушании «Осенней песни» композитора А.Александрова, дети младшей группы улыбались, говорили, что это музыка веселая и радостная, потому что в ней пели про осенние листья, которые мы соберем и поставим в букетик.
Я в своей практике использую и активное слушание, когда дети прослушивают музыку и потом выражают свои чувства в движении. Например,с детьми младших групп мы слушали песенку про жука, а затем дети сами «превращались» в жуков и летали по полянке, а с окончанием музыки присаживались на воображаемый цветок. А дети подготовительной группы слушали музыку П.Чайковского «Жаворонок» и затем мы делали хор рук. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Детям младшего возраста нравятся такие подвижные игры, как «Догони, зайка», «Васька-кот», «Грибы и грибники», «Мишка косолапый», «Солнышко и дождик». А детям старшего возраста полюбились такие игры, как «Картошка», «Козочка и пастух», «Курочка- рябушечка» , «Птичий гомон» (на развитие танцевального творчества) и многие другие, которые способствуют формированию экологического воспитания детей.
Музыкально-дидактические игры тоже помогают не только в решении музыкальных задач (развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и задач экологического направления. Это такие игры, как «Птица и птенчики», «Кого встретил колобок», «Осенний паровозик», «Три медведя» и другие.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. По ходу сюжета у детей возникает переживание гуманных чувств, сочувствия, желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Здесь используются знакомые музыкальные произведения, стихотворения, игры, а так же звуки природы: можно услышать шорох листьев, шум ветра, моря, пение соловья, чириканье воробье, звон капели и т. д.
Таким образом, посредством музыкальной деятельности формируются начала экологической культуры у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-266232-1371186822.jpg)
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502922-1413819900.jpg)
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Консультативный материал по организации экологической тропы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-779859-1460259101.jpg)
Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835952-1477227843.jpg)
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-262210-1554648164.jpg)
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1296240-1607270466.jpg)
Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1376968-1642418444.jpg)
Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...