Консультация для родителей "Мелкая моторика рук и нужно ли ее развивать?"
консультация (средняя группа)

Знобищева Ольга Михайловна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук и нужно ли ее развивать?»

Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания.

Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга

Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, А. Н. Соколова доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал,что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. По мнению И. П.Павлова: «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». В. В.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

М. М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка.В своей книге она подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» .

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Е. М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.

Возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики:

Возраст Навыки поведения

1-2 года Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.

4-5 лет Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботинки.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Возраст Навыки поведения

3-6 месяцев Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 месяцев Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч

4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат.

5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?

Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.

Во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые можно порекомендовать родителям для домашних занятий, например:

- массаж кистей рук;

- пальчиковую гимнастику и физкультминутки;

- пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками;

- пальчиковый театр;

- лепку из пластилина и глины;

- аппликацию;

конструирование;

- работу с бумагой в технике «Оригами»;

- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);

- рисование по трафаретам;

- дорисовку (по принципу симметрии);

- штриховку;

- графические диктанты;

- лабиринты;

- копирование (по точкам, по образцу);

- пазлы;

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

Сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет:

- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

- положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;

- повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Консультация для родителей «Почему с ребенком нужно разговаривать?»

Консультация для родителей  «Почему с ребенком нужно разговаривать?»Что же делать родителям для развития и совершенствования словаря ребенка?...

Консультация для родителей «Почему с ребенком нужно разговаривать?»

Консультация для родителей  «Почему с ребенком нужно разговаривать?»Что же делать родителям для развития и совершенствования словаря ребенка?...

Консультация для родителей на тему : "Зачем нужно развивать мелкую моторику рук".

Многие учёные и психологи,занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.Дети,у которых лучше развиты мелки...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...