КОНСПЕКТ КВЕСТА «КРАСКИ ОСЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 города Ельца
КОНСПЕКТ КВЕСТА
«КРАСКИ ОСЕНИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Бизина Т. А.
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Елец, 2019 год
«Краски осени»
Цель: систематизация представлений об осенних изменениях в окружающем мире у обучающихся старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие –
- расширять представления о приспособлении животных к окружающей среде (медведи, ежи – впадают в спячку, белки запасают корм на зиму, перелетные птицы улетают в теплые края, зайцы летом серые, зимой белые и т.д.)
- подводить к умению делать выводы об условиях прорастания растений (вода, тепло)
- актуализировать знания о приметах осени
- совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей)
- способствовать обучению детей самостоятельности суждений
Развивающие –
- продолжать развивать познавательные процессы (внимание, воображение, мышление, память)
- продолжать развивать умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом
- продолжать развивать умения детей работать в группе сверстников, активно взаимодействовать друг с другом
- развивать психофизические качества (быстроту), координацию движений, ориентировку в пространстве
Воспитательные –
- Воспитывать организованность, дисциплинированность
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
- Воспитывать умения передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности
- Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, радоваться результатам коллективного труда
Формы организации деятельности детей:
подгрупповая, фронтальная.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Кто как готовится к зиме», чтение литературных произведений с персонажами (белка, волк, заяц, мышь).
Средства и оборудование:
технические –
- музыкальный центр
- аудиозаписи композиций
методические –
- Презентация «Золотая осень»
- Маршрутная карта
- Иллюстративно-методические материалы
- Иллюстративный материал для изготовления пассворда – иллюстрация каждой картины разрезается на 5 частей по количеству 5 этапов, на 6 этапе элементы собираются в единую картину осени (приложение 6, 7, 8)
- Изображение радуги на листе ватмана с белыми пропусками в форме капли на каждом цвете радуги
- Лист бумаги формата А3 (по количеству детских команд)
- Восковые мелки – 12 цветов
- Цветные карандаши – 12 цветов
- Фломастеры – 12 цветов
- Муляжи овощей и фруктов организационные –
- мольберт – 3 шт.
- стол -3 шт.
- корзина – 2 шт.
Действующие лица:
Знайка, Незнайка, ведущий (основной), ведущие (этапов).
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал и садятся на стулья. На экране слайд №1 (изображение «Ракета летит на Луну»), музыкальное сопровождение «Космос». С разных сторон зала крадутся Незнайка и Знайка, сталкиваются спинами.
Незнайка: Ой, Знайка, это ты?
Знайка: Ой, Незнайка, а это ты?
Незнайка: А где мы? Мы же летели на Луну. Не похоже, что это Луна. Где кратеры?
Знайка: А я не чувствую невесомости! Значит, мы сбились с курса.
Поворачиваются к детям.
Незнайка: Смотри, так здесь дети.
Знайка и Незнайка вместе: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Знайка: Значит мы на планете Земля.
Незнайка: Так (задумчиво), на Земле есть много стран. Ребята, а вы в какой стране живёте?
Дети: В России.
Незнайка: А в каком городе?
Дети: В Озерске.
Незнайка: Вы такие большие! Наверное, уже в школе учитесь, как я.
Дети: Нет, мы еще в детском саду.
Незнайка: А мы со Знайкой живем в сказочном Цветочном городе. У нас круглый год лето.
Знайка: Ребята, а у вас сколько времен года? Как они называются?
Дети: Четыре – зима, весна, лето, осень.
В это время на экране демонстрируются времена года (слайд №2).
Знайка (удивленно, показывая на экран): Какие у вас разные времена года. И у каждого свои признаки.
Незнайка: Наверное, у вас зимой можно купаться в озере и загорать на травке?
Дети: Нет.
Знайка: А когда это бывает?
Дети: Летом.
Незнайка (показывает на слайд): А как называется это красивое время года? Здесь листья разноцветные – желтые, красные, оранжевые. Наверное, это весна?
Дети: Нет, это осень.
Незнайка: Знайка, а в нашем Цветочном городе нет такого времени года. Но нам так хочется больше о нем узнать.
Ведущий (основной): Давайте поможем нашим гостям Незнайке и Знайке узнать про это прекрасное время года и составить картину осени.
Ведущий (основной): Ребята, посмотрите на ваши листочки. Чем они отличаются?
Дети: Цветом.
Ведущий (основной): С какого они дерева?
Дети: С клена.
Ведущий (основной): Разделитесь на три команды по цвету ваших листьев и подойдите к ведущему с таким же цветом листочка. Чтобы помочь нашим гостям, вы отправитесь выполнять задания, а Незнайка и Знайка пойдут вместе с вами и узнают всё про осень. У вас будут карты с маршрутом по станциям. На каждой станции после правильно выполненного задания вы получите фрагмент осенней картины.
Подгруппы детей с ведущими (этапа) расходятся по «станциям» (этапам). Персонажи «Знайка» и «Незнайка» поочередно следуют за подгруппами детей на этапах.
1 этап. Музыкальная радуга (признак осени – сбор урожая и условия прорастания растений).
Ведущий (этапа): Ребята, отгадайте загадку:
«Что за чудо красота,
Расписные ворота.
Показались на пути,
В них не въехать, не войти».
Дети: Радуга.
Ведущий (этапа): Давайте вспомним цвета радуги.
Дети называют цвета.
Ведущий (этапа): А после какого природного явления появляется радуга?
Дети: После дождя.
Ведущий (этапа): Ребята, посмотрите. На нашу радугу попали капельки дождя, которые смыли с неё цвета краски. Давайте найдем эти краски. И помогут нам в этом разноцветные картинки. А ещё нам помогут песни, в которых спрятались эти цвета радуги.
Ведущий (этапа): Ребята, как только вы услышите в песне название изображения на картинке, берите картинку и прикладывайте её к радуге в том месте, где дождик смыл этот цвет краски.
На мольберте размещен лист ватмана с изображением радуги с незакрашенными элементами в форме капель на каждом цвете. Звучат музыкальные фрагменты №№ 1-5. Дети подбирают изображения, соответствующие цветам радуги.
1. Оранжевый – «Там, на грядке вырастая…», музыка и исполнение авторское (изображение тыквы)
2. Красный – «Калинка-малинка» (изображение ягоды калины)
3. Зеленый – «В траве сидел кузнечик…» (изображение огурца)
4. Фиолетовый – «Из далеких жарких стран….», музыка и исполнение авторское (изображение баклажана)
5. Синий – «Ай да сливы – загляденье….», музыка и исполнение авторское (изображение сливы)
6. Желтый – «Выглянуло солнышко из-за серых туч…» (изображение солнца)
7. Голубой – «Виноватая тучка» (изображение тучи)
Дети слушают 5 фрагментов и подбирают изображения.
Ведущий (этапа): Ребята, а как можно назвать все эти ягоды, овощи и фрукты, которые собирают осенью, одним словом?
Дети: Урожай.
Ведущий (этапа): А что нужно, чтобы урожай вырос?
Дети: Тепло (солнце) и вода (дождик).
Ведущий (этапа): Давайте послушаем дальше.
Звучат музыкальные фрагменты №№ 6, 7. Дети подбирают оставшиеся изображения, соответствующие цветам радуги.
Ведущий (этапа): Ребята, вы правильно выполнили задание. А по нашим правилам вы получаете пока только часть от общей картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, что такое урожай и что необходимо для его роста.
Ведущий этапа передает детям пассворд – фрагмент картины осени (у каждой подгруппы определенная тема картины осени, соответственно ей и фрагменты картины).
2 этап. Зимовье (признак осени – как звери готовятся к зиме).
Ведущий (этапа): Ребята, посмотрите на картину. Что делают животные поздней осенью?
Дети: Готовятся к зиме.
Ведущий (этапа): Но ведь все животные готовятся по-разному. А наши животные так заигрались ранней осенью, что забыли, как нужно готовиться к зиме. Давайте им поможем. На мольберте – картинки с изображением предметов, в которых зашифрованы способы подготовки к зиме. Вам нужно расшифровать каждый способ и подобрать к нему по два животных.
Медведь, ёж – подушка, белка, заяц – шуба, мышь, крот – чашка, ласточки, утки – самолет, лиса, волк – шуба перечеркнута.
После выполнения задания – беседа об осенних изменениях в неживой природе.
Ведущий (этапа): Ребята, как вы думаете, почему звери и птицы стали готовится к зиме? Почему им стало трудно жить в это время года?
Дети: День короче. Стало холодно (первые заморозки, первый иней, холодные затяжные дожди). Густой туман. Мало пищи для животных.
Ведущий (этапа): Ребята, вы правильно выполнили задание и получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, как и почему звери готовятся к зиме.
3 этап. «Кто лишний (ТРИЗ) и из какой он сказки» (признак осени – как звери готовятся к зиме).
Ведущий (этапа): Ребята, однажды на одной лесной осенней полянке оказались заяц, волк, мышь и белка. И решили они поиграть все вместе перед долгим зимовьем. И придумали такую игру «Кто лишний и почему». Первым стал лишний заяц. Как вы, ребята, думаете, почему заяц может быть лишний, и чем он может отличаться от других зверей? Вторым стал лишний волк…..
Ведущий предлагает детям выделить отличительные признаки каждого последующего животного от остальных трёх по аналогии с первым.
Заяц – короткий хвост, смена шубки с серой на белую, длинные уши и лапы, самый трусливый, запутывает следы, грызёт кору.
Волк – хищник, собирается в стаи, чтобы легче прожить зимой, воет на Луну.
Белка – прыгает с ветки на ветку, живет в дупле, меняет шубку с рыжей на серую, любит орешки.
Мышь – любит семена, под землёй роет кладовые, чтобы спрятать запасы на зиму, температура тела мышей зимой может опуститься до температуры сосульки, но при этом они не погибают.
Ведущий (этапа): Вот в такую интересную игру поиграли наши звери. А потом решили поиграть в другую игру «Из какой я сказки». Давайте и мы с вами, ребята, вспомним в каких сказках эти звери являются героями.
Заяц – «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка» и т.д.
Волк – «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк» и т.д.
Белка – «Сказка о царе Салтане….»
Мышь – «Дюймовочка»
Дети перечисляют названия сказок, в которых встречаются в качестве персонажей эти животные.
Ведущий (этапа): Вот так звери перед долгим зимовьем интересно провели время. А вы правильно выполнили задание и получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, чем отличается подготовка к зиме у разных животных.
4 этап. Рисунок осени (признак осени – осенние изменения в живой природе).
Ведущий (этапа): Ребята, помните Незнайка и Знайка говорили, что в их городе не бывает осени. И они ничего не знают про это время года и не видели его. А ведь оно такое необычное, непохожее на другие времена. Можно нарисовать для Знайки и Незнайки как природа меняется в это время – растения, деревья, зверей, птиц, природные явления. Но рисовать мы будем все вместе, дружно на одном листе.
Ведущий (этапа): Ребята, а как называется профессия человека, который рисует картины?
Дети: Художник.
Ведущий (этапа): Тогда превращайтесь в художников и рисуйте картину осени.
Дети выполняют упражнение «Коллективный рисунок».
Ведущий (этапа): Каждый художник придумывает своей картине название. Придумайте и вы своей картине название.
Дети коллективно обсуждают и называют картину.
Ведущий (этапа): Какое интересное название вы придумали для своей картины и правильно выполнили задание. За это вы получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, как природа меняется в это время года.
5 этап. Собери урожай (признак осени – уборка урожая).
Ведущий (этапа): Ребята, а что собирают осенью?
Дети: Урожай.
Ведущий (этапа): Наш урожай состоит из овощей и фруктов. А чем они отличаются друг от друга?
Дети: Фрукты растут на дереве, а овощи на грядке.
Ведущий (этапа): Совершенно верно. Но их собрали в одну корзину и не успели разобрать. Помогите разложить их по разным корзинам – овощи в одну, а фрукты в другую корзину. Обратите внимание, что на корзинах есть изображение дерева и грядки.
Подвижная игра «Собери урожай».
Ведущий (этапа): Ребята, давайте проверим, как вы разложили урожай по корзинам.
Ведущий (этапа): Вы правильно разложили урожай по корзинам. За это вы получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, какой урожай собирают осенью.
Все подгруппы собираются в музыкально-спортивном зале с Незнайкой и Знайкой.
6 этап. Составление картины осени. Подведение итогов по осенним признакам.
Ведущий (основной): Ребята, вы прошли весь осенний маршрут. За каждое правильно выполненное задание вы получали фрагмент осенней картины. Давайте соберем эти фрагменты в целую картину.
Дети каждой подгруппы собирают свою картину за столом и садятся на стулья. Пока дети собирают Знайка и Незнайка ходят от одной подгруппы к другой и рассматривают картины.
Ведущий (основной): Каждая команда собрала картину осени.
Знайка: Да, Незнайка, какое это красивое время года. незнайка, вот что ты узнал про осень?
Незнайка (почесав затылок, тихонько обращаясь к детям): Ребята, поможете мне ответить.
Дети перечисляют (пересказывают) признаки осени по пройденным этапам – сбор урожая, как звери готовятся к зиме, осенние изменения в живой и неживой природе.
Незнайка Знайке: Как жаль, что в нашем сказочном Цветочном городе нет такого прекрасного времени года. И жители нашего города не знают о нем. Вот рассказать теперь мы им сможем, а показать нет.
Ведущий (основной) детям: Ребята, чем мы сможем помочь жителям Цветочного города?
Дети предлагают варианты. Если среди них нет необходимого ведущий направляет.
Ведущий (основной): Ребята, а мы можем эти картины осени подарить. И по картинам жители Цветочного города увидят осень.
Знайка и Незнайка забирают картины и благодарят детей.
Знайка: Можем мы не полетим на Луну, а поскорее вернемся домой в наш Цветочный город. Покажем всем картины и расскажем об осени.
Незнайка: Здорово! Летим скорее домой!
Ведущий (основной): А чтобы вы полетели с хорошим настроением, мы с ребятами приглашаем вас на наш дружный танец.
Знайка: А у нас в Цветочном городе есть любимый танец «Попрыгунчики». Можно мы станцуем с ребятами?
Ведущий (основной): Конечно, с удовольствием!
Флешмоб (под композицию из м/ф «Незнайка на Луне» в исполнении Валерия Меладзе) [Интернет-ресурсы, 1]
Незнайка и Знайка: Спасибо, ребята, за веселый танец! Нам пора! До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Слайд 3 (изображение улетающей ракеты).
Ведущий (основной): Ребята, и нам пора возвращаться в группу.
Список литературы:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. - 5-е изд.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы
Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...
Конспект по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Осенние фантазии"
Конспект для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности (художественный труд) "Осенние фантазии" с учётом ФГОС...
Конспект НОД "Звуки осени" для детей подготовительной к школе группы
Методическая разработка НОД "Звуки осени" для детей подготовительной к школе группы....
КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы ТЕМА: «Волшебница осень» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ НОДОО «Познавательное развит...
Сценарий развивающего квеста "Краски осени" для детей подготовительной к школе группы
Цель:систематизация представлений об осенних изменениях в окружающем мире у обучающихся старшего дошкольного возрастаЗадачи:Обучающие –расширять представления о приспособлении животных к окружаю...
Игра – квест «Краски для осени» для детей подготовительной группы С ОВЗ
Интерес к квест – игре связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детс...