Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Красикова Татьяна Леонидовна

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является продуктивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_po_nravs.-patriot.docx56.7 КБ

Предварительный просмотр:

   

Беседы

по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

                                                 

Подготовила: Красикова Т.Л.

Воспитатель высшей категории

Оренбург, 2021 г.

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является продуктивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Беседа «Россия – моя Родина»

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы: Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все, кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

Беседа «Моя семья»

Цель: помочь  детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди.

Содержание беседы: (Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы) Семья это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества .Как вы думаете, что такое семья? -Семья – это мама, папа и их дети. Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим. Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите их. Семья сильна, когда над ней крыша одна Нет родителей - нет покровителей. Сердце матери лучше солнца греет. Добрые дети - дому венец, а злые- конец. При солнышке тепло, при матушке добро. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе - так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт. Молодцы, вы так много знаете пословиц

 А сейчас послушайте сказку о волшебной семье. В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: -Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя: -Не хочу! -Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься? -А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться! -Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!» -А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!» -Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю! -Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай! И тогда Петя закричал: -Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда! И Петя стал слушаться маму. А мама - папу. А папа - дедушку. А дедушка - бабушку. А бабушка - Петю. А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья! Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? - это маленькая ячейка общества. Вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

Беседа: «Мой любимый  детский сад»

Цель: Закрепить детей о необходимости и значении труда взрослых людей. Закреплять представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду, что они делают. Уметь называть работников ДОУ по имени и отчеству. Воспитывать у детей интерес и желание посещать детский сад.

Содержание беседы: Воспитатель: Ребята, папа с мамой каждый день ходят на работу, братья и сёстры – в школу. А куда ходите вы? Дети: В детский сад. Воспитатель: Правильно в детский сад. Воспитатель: Ребята, скажите, а люди каких профессий работают в детском саду? И как их зовут по имени и отчеству? Дети: - Заведующая (Имя и отчество). - Воспитатели (Имя и отчество). - Младшие воспитатели (Имя и отчество). - Логопед (Имя и отчество). - Мед. сестра (Имя и отчество). - Музыкальный руководитель (Имя и отчество). - Инструктор по физо (Имя и отчество). Воспитатель: Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру с мячом «Кто что делает?». Воспитатель бросает мяч и называет профессию, дети ловят мяч и перечисляют действия. (Воспитатель – учит, объясняет, рассказывает. Младший воспитатель – моет пол, вытирает пыль. Повар – варит кашу, суп, жарит котлеты.Мед. сестра – делает прививки, лечит детей. Прачка – стирает и гладит бель?.Дворник – убирает мусор, чистит снег.) Воспитатель: Детский сад – это второй дом. Мы в нём живём. В этом доме есть много групп, кабинетов, помещений. Воспитатель: Назовите, какие знаете вы, и для чего они предназначены? Дети: Спальня – это помещение предназначено для сна. Музыкальный зал – помещение предназначено для музыкальных занятий. Игровая – комната, в которой мы играем. Физкультурный зал – помещение для физкультурных занятий. Воспитатель: Ребята, а вы любите свой детский сад? Дети: Да, любим. Воспитатель: Для чего вы ходите в детский сад? Дети: Чтобы получать знания, играть, общаться. Воспитатель: А когда вы вырастите, куда вы пойдёте? Дети: В школу

Беседа: «День Победы»

Цель: Закрепить знания о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Содержание беседы: 9 Мая наш народ отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы.)

— А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами.) Да, это была страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Но у них ничего не получилось! Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами. Все мы помним тех, кто защищал страну. Каких героев этой войны вы знаете? (Ответы детей.)

Многим героям стоят памятники по всей стране. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашей станице вы знаете? (Ответы детей.)

Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии.

Наша армия победила фашистов.

Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.

Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать.

Но солдаты боролись за каждый дом.

Вот такая тяжелая война была для нашего народа!

Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить те военные годы. (Показывает фотографии.)

У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником.

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым-

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленных!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя,

За народ, за нас с тобой.

Беседа «Президент России»

Цель: Воспитание патриотических чувств, закрепить знания детей о президенте РФ

Содержание беседы: Ребята, мы с вами живём в богатой, большой стране.
Как она называется?
Ответы детей: Россия
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России?
Ответы детей: Россияне
Воспитатель: Какие государственные символы России вы знаете?
Ответы детей: Флаг, гимн, герб
Воспитатель: Как называется столица России?
Ответы детей: Москва
Воспитатель: Кто является президентом России?
Ответы детей: Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: Наш президент В.В.Путин – является главой государства.  Президента выбирают люди путём голосования.  Вступая в должность, президент приносит клятву. Резиденцией президента Российской Федерации является Кремль (показать  изображение). 
От того какие законы принимает президент и как он ведёт свою работу зависит жизнь всех россиян. На его плечах лежит огромная ответственность.

 

Беседа: «Армия в наши дни»

Цель: Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины...

Воспитывать чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Содержание беседы: Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. (Воспитатель выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск). Кого вы здесь видите?

Дети: Танкисты. Моряки. Артиллеристы. Космонавты.

Вы правильно всех назвали – это различные рода войск. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. 

- Кто служит на танке? (Танкист.)

- Кто служит на границе? (Пограничник)

- Кто летает на вертолете? (Вертолетчик.)

- Кто такой ракетчик? (Кто служит в ракетных войсках)

 

- Как называется человек, прыгающий с парашютом? (Парашютист)

- Как называется солдат, у которых нет военной техники? (Пехотинец) 

Ребята, а как вы думаете, зачем нужно столько родов войск? Дети: Чтобы защищать нашу страну.

Воспитатель: Если в армии есть различные рода войск, такая армия сильная: она сможет защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Воспитатель: Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в мирное время?

Дети: Солдаты занимаются спортом, учатся.

Воспитатель: Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище. Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?

Дети: Сильными, смелыми, быстрыми, меткими.

Воспитатель: А чтобы такими стать, что нужно делать?

Дети: Тренироваться.

Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите про какие рода войск вы сегодня узнали?

Воспитатель: А вы знаете, что ваши папы и дедушки тоже были защитниками Отечества, они служили в армии. Спросите у них дома в каких войсках они служили, и поздравьте их с праздником.

Беседа: «День пожилых людей»

Цель: Воспитание патриотических чувств, уважения к
пожилым людям, познакомить детей с некоторыми праздниками РФ.
Содержание беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о пожилых людях. Как вы думаете, кого называют пожилыми? 
Ответы детей 
Воспитатель: Правильно, это наши бабушки и дедушки. Слово пожилые образованно от слова пожил, эти люди прожили долгую жизнь, они мудрые и опытные. К ним можно обратиться за советом, они всегда помогут и подскажут. 
А есть ли у вас бабушки и дедушки?
Ответы детей
Что вы делаете, когда приходите к ним в гости?
Ответы детей
Ребята, ответьте мне, как нужно относиться к пожилым людям? 
Ответы детей
Воспитатель: Всё верно им нужно помогать, уважать, проявлять внимание и поддержку. В транспорте нужно уступать старикам место, помогать носить сумки, придерживать дверь, пропускать вперёд. Вы не должны смотреть ваша ли это бабушка или незнакомая старушка, старик, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.
День пожилого человека в России отмечают 1 октября. В этот день нужно навещать своих бабушек и дедушек, сделать им приятный сюрприз, попить чай в семейном кругу.

 Беседа: «Традиции моей семьи»

Цель: Воспитание патриотических чувств, воспитывать уважение к родным, расширить знания о малой Родине.

Содержание беседы Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!  (Олег Бундур)

 Ребята, сегодня мы с вами проговорим о семье, о семейных традициях. Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.
Что же такое традиции?

 Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.
Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? (ответы)
Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи.

 Ребята, а какие традиции есть в ваших семьях?
Рассказы детей.
Воскресенье
Воскресенье - вот везенье! 
Воскресенья так нужны! 
Потому что в воскресенье 
Мама делает блины. 
Папа к чаю чашки моет. 
Вытираем их вдвоем, 
А потом мы всей семьею 
Чай с блинами долго пьем. 
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов, 
Хорошо, когда мы вместе, 
Даже если нет блинов. 
Олег Бундур.
Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разнообразных традиций в каждой семье, традиции нужно сохранять, это как ниточка, которая связывает членов семьи. Я хочу пожелать, что бы ваши семьи были крепкие, любили и уважали друг друга сохраняя семейные ценности.


 

Беседа: «Наша древняя столица»

Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития

Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле.

Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Содержание беседы:

Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы

нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

Беседа: «Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы:

Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?

В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.

Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой

флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)

Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите нанем? (три: белый, синий, красный).

-О чем нам может сказать белый цвет?

Конечно о белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.

-А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.

-А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за

нее. Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях. Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.

Беседа «Хлеб - богатство России»

Цель: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство

нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу

Содержание беседы:- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) -

Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?

(Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат означает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый

квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.) - А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.)

Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное

слово: в нем соединились два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) - Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) - А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят А, как пашет - Семь плугов тащит. - Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов.) - На распаханное поле выходят другие машины - сеялки.

Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева:

 По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки.

 В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой.

 Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

 - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. - Но

вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкой золотой - Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило. - Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) - Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились

зеленые стрелочки - росточки. А когда созрело, превратилось в колос.) - Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».)

Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь.

Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

Беседа: «Изба –жилище русского человека»

Цель: Познакомить детей с жилищем русских людей в старин ,дать представления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Содержание беседы: Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Вот печь.

Говорили о ней в старину: «Печь - всему голова». Голова – значит, самая  главная. «Она и поилица, и кормилица, и тело согревательница». У печи стоит кочерга, и ухват. В избе находился большой деревянный стол. Возле стола лавки. Они такие длинные и широкие, так как на них сидят во время обеда, а ночью спят. В каждой избе был сундук, где хранилась одежда.

В каждой избе обязательно есть красный угол. Красный- главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Говорили: «Здраве буде». Это означает: «Будьте здоровы, здравствуйте».Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка. Перед едой мыли руки из рукомоя–

рукомойника. Вытирали руки рушником. Русские люди очень гостеприимны и доброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта.«Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину .Еду обычно не солили, соль  очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу.

Нежданному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши ». В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет .Даже за столом во время еды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет, что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из - за стола выгонят, и он голодным останется.

Отсюда и поговорка:«Поперек батьки в пекло не лезь!» Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали, если человек состарился, должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот так жили наши предки.

Беседа: «Исконные символы России».

Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России.

Содержание беседы: Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия  страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Давайте вспомним, чем же издавна славится русская

земля? Подумайте, какие предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну?

Белая берѐза с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. Весной берѐза одна из первых пробуждается в лесу: ещѐ лежит снег, а около неѐ уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серѐжки. А осенью берѐзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор. Берѐза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неѐ делают паркет,

фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берѐза очищает воздух, от пыли она применяется в озеленении. Берѐза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, еѐ всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Мила берѐзка каждому русскому сердцу! Люди испокон века слагали про березу пословицы, песни, загадки и сказки.

Матрѐшка (названа в честь старинного русского имени Матрѐна) – это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней.

Матрѐшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрѐшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном

платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрѐшку токарь-игрушечник Василий Звѐздочкин.

Балалайка-это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский

народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. Самовар - является символом русского быта. Самовар-это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические. Самовар - исконно русское изобретение.

Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын

открыл первую в России самоварную мастерскую. Ребята, у кого дома есть

самовар? (Ответы).Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времѐн

выхваляли самовар в народных пословицах.«Печка-матушка, да самовар-

батюшка». «Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море  Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».

Кокошник - старинный русский головной убор, богатое украшение в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национального традиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники

только на праздники. Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник подчеркивал красоту женского лица. В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.

Тройка лошадей - это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки. Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским

экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и

колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств. Русская Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, и музыкантов. Конная упряжка превратилась в символ народного духа! Это была связь с миром, средство общения,

возможность путешествовать на дальние расстояния. Тройка воплотила в себе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечности пути и лихую удаль.

Шкатулка – это небольшой ящик для мелких, драгоценных вещей.

Изготавливают их из дерева, металла, пластмассы, из кости, и камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.

Шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь

содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались

замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой - специальные ухищрения, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому шкатулки были ценностью сами по себе. В древней Руси в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи

или сувениры. Русские мастера и умельцы создавали очень красивые и хитрые по своей конструкции коробочки, такие шкатулки можно было

открыть только при нажатии на секретную кнопочку. Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться

большим успехом, а шкатулка стала красивейшим и тайным хранилищем для драгоценностей.

Платок – кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинам или набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Платок - важная часть культурного и исторического наследия. Мастерство, с которым русские мастера пряли и ткали, вышивали и шили,

создавали новые узоры, умело переплетая новые и хранимые веками традиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с их творениями.

Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда. Русский платок признан во всем мире как произведение народного искусства, благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке пестрят своим разнообразием. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

Валенки – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы. Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку

остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно.

Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали

зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Без валенок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки» С радостью носили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от

лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн.

Колокол - инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление  колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трех основных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык. В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а

клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы .Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов .Колокола используются: в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов

богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением. Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определѐнную звучность, используют в оркестрах.

Лапти-  самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

Лапотьобувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму много, так как лапти были не прочными. Добрый мужик в плохую погоду изнашивал за одну неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме

обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начинали плести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной

колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко.

«Ребята, мы с Вами вспомнили удивительные предметы, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давнихпор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. Интересны и милы русскому глазу предметы древности, которые являлись простым и нехитрым укладом жизни на Руси. В современное время предметы древности, бережно сохранившиеся от предыдущих поколений можно найти только в музеях. Музеи русского быта, являются связующим звеном в сохранении народной традиционности, истинной народной культуры.

Беседа: «Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Содержание беседы: Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.   Жили среди русичей  богатыри защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской  силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прословляющие удаль и силу богатырскую. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелѐгкой на Руси.

Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.- Русь. Совсем короткое слово.

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Кто же такие богатыри? Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь не замечанным не проскользнѐт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдѐт. С кем только не приходилось сражаться богатырям русским.  

Интересная на нем одежда, и незнакома нам. Вот посмотрите это кольчуга . Это железная одежда из металлических колец в бою надежно защищает от копья. Шлем (железная шапка)служит для того что бы оберегать голову то ран в бою. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые из железа. Это колючее оружие называется сулица. Это кистень -он очень прост металлическая гирька на цепи, которая наматывается на руку или крепится на палке. Вот каким оружием воевали русские воины на Руси. Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. В

древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темы утренних бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

темы,цели,задачи нравственно - патриотического воспитания в беседах с дошкольниками с ОВЗ...

Картотека тематических бесед по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников (для педагогов)

Содержание:1.«Планета Земля в опасности"2.«День матери»3.«Новый год»4.«Москва – столица нашего Отечества»5.«День знаний»6.«Крещен...

Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

Одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных...

Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

                                                Беседыпо нравственно-патр...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...