Выступление на тему: "Современные технологии и практики музыкального развития детей дошкольного возраста"
материал
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Современные технологии и практики музыкального развития детей дошкольного возраста».
Подобную тему я слушала на курсах повышения квалификации. Готовя свое выступления, внесла новый для себя материал, который буду применять в работе с детьми, и который уже применяю.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Современные образовательные технологии, которые чаще всего применяемы в деятельности музыкального руководителя детского сада следующие:
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технология ТРИЗ;
коммуникативные танцы.
Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.
Начала использовать на занятиях валеологические песенки – распевки.
С них начинаются музыкальные занятия. Добрые песенки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
« Здравствуйте!» ( разработка М.Картушиной)
« Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки, топ, топ, топ, ( топают)
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх, ( хлопают по щечкам)
Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Здравствуйте губки, ( 3 раза « чмокают»)
Здравствуйте, зубки, ( 3 раза стучат зубками)
Здравствуй мой носик, бип, бип, бип,
(нажимают указательным пальцем на нос)
Здравствуйте, дети! ( протягивают руки вперед )
Привет! (посылают « привет»)
После исполнения песенки, я обратила внимания, что у детей сразу поднимается настроение, улыбаются.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
К сожалению, не всегда использую на занятиях дыхательную гимнастику. И для своей работы мне понравились вот эти дыхательные упражнения, которые показывали нам на курсах повышения квалификации. И буду их применять.
«Горячий чай»
Дуем на горячий чай.
Вдох носом. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
«Цветок» упражнение для достижения дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И. П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
«Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец.
«Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)
И. П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом произносят «бр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
Фонопедические упражнения и игры по методике Емельянова, для меня это новое, я в своей работе не использовала эту методику, в дальнейшем хорошо изучив, буду применять в своей работе с детьми. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с проблемами, возникающими от эмоциональной или физической зажатости ребенка, такими как: неразвитое дыхание, невыраженные эмоции во время пения, физиологическая незрелость, нарушение координации слуха и голоса, сложность звукопроизношения.
Думаю для решения данных проблем наиболее эффективно и интересно для детей. Это фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова (далее ФМРГ).
Автор уникальной методики развития голоса (ФМРГ) - Виктор Вадимович Емельянов - кандидат педагогических наук, доцент, ученый, оперный певец, фонопед.
Упражнения и игры проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В работе с дошкольниками, можно заниматься в игровой форме, что для маленьких детей особенно важно.
Упражнение «Утро» направлено на расширение диапазона, освобождение мышечных зажимов, правильное формирование звуков.
Солнышко сказало: — Мне пора взойти! Поем «а-а-а.» медленно на легато, как бы скользя снизу вверх в пределах терции.
Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносим «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.
Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Поем «ж-ж-ж.», делая glissando (плавное скольжение от одного звука к другому) в пределах терции
—Птицы загалдели: — Летать, летать, летать. Поем «чик-чирик» в высоком регистре - маленькие птенчики и среднем - взрослые птички.
Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».
Корова мычит. Дети говорят «му-у» в низком регистре.
Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» в трех разных регистрах
Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко» на звуках мажорного трезвучия сверху вниз
Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах
Крякает утка, Зовет своих малюток. Поют «кря-кря-кря!», произносят в низком и верхнем регистрах.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки и произносятся под музыку.
игры развивают речь ребенка,
двигательные качества,
совершенствуют внимание и память,
повышают координационные способности пальцев рук
соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,
формируют образно-ассоциативное мышление.
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила всех
Гладим тыльную сторону ладоней
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Информационно - коммуникационные технологии
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…
С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.
Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре.
Технология ТРИЗ
Круги « Луллия» методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в.,) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Коммуникативные танцы.
Этим сборники использую в работе давно, чаще пользовалась , когда вела кружок «Ритмика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
"Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
семинар...
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических ...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»
Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...