«Воспитание безопасного поведения дошкольников»
материал

Тема:«Осторожность – гарантия безопасности».

(из опыта работы по воспитанию дорожной и пожарной безопасности у детей дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик» р.п.Башмаково

Педагогический салон

«Воспитание безопасного поведения дошкольников»

«Осторожность – гарантия безопасности».

(из опыта работы по воспитанию дорожной и пожарной безопасности у детей дошкольного возраста)

Воспитатель:

Кудрявцева Ирина Николаевна

р.п. Башмаково

2018г.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становиться весьма не безопасной для него. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

При анализе результатов знаний детей о безопасности выявилась проблема: не все дети знают правила безопасности. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.  Особо выделяю два направления: обучение правилам дорожного движения и пожарной безопасности.

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности. 

Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил пожарной и дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей.

 Развивающая предметно — пространственная среды нашей группы представлена следующими компонентами:  наглядно — иллюстративный материал; настольный макет «Дорога», дорожные знаки, светофор, дома; атрибуты для сюжетно — ролевых игр с дорожной  и пожарной тематикой; обучающие и развивающие игры; детская художественная литература  по теме;  альбомы по безопасности ; коллекции автомобилей.

Центр «Дорожной безопасности» и «Пожарной безопасности»,  стал для ребят одним из самых любимых мест развивающей  предметно — пространственной среды группы.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения  и пожарной безопасности начинается с младшей группы. Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у детей умение не только различать цвета, но и первые навыки дорожной безопасности. При рассматривании иллюстрации, играли в игры — «Собери картинку», «Юный пожарный». Дети знакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём. Большое внимания уделяла индивидуальной работе с детьми — рассматривание картинок, игрушек с изображением транспорта, светофора. Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих.

В средней группе рассказывала детям о значении и видах светофора, транспорта, знаках дорожного движения, правилах поведения при пожаре. Полученные знания закрепляла в дидактических играх и упражнениях.

Старших дошкольников знакомила  с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пожарная машина, пожарный щит. Для этого использовала целевые прогулки на проезжую часть в пожарную часть, встречи и беседы с инспектором ГИБДД и сотрудниками пожарной охраны, игры, ситуации, построенные на знаниях правил дорожного движения и пожарной безопасности, оказании первой помощи.
Традиционно в нашем детском саду  проводится декада «Светофор». И это самое благоприятное время для обучения детей правилам дорожного движения. Мы проводим  экскурсии к перекрестку и дороге, беседуем о правилах поведения на дороге и в транспорте, в группе играем с детьми в дидактические игры, закрепляем знания о дорожных знаках, читаем художественную литературу и рассматриваем иллюстрации о транспорте. На практической площадке ДОУ мы закрепляем правила дорожного движения.

Творческим коллективом педагогов были созданы переносные мини –стенды на которых располагается необходимая информация, обучающие и наглядные материалы по дорожной и пожарной безопасности, которые  предназначены для совместной и самостоятельной деятельности , а также при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Теоретические знания детей интегрировала с продуктивными видами деятельности, организовывала творческие выставки «Пешеходы и водители», «В стране дорожных знаков», «Берегись – не обожгись» и др.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является метод проектов, позволяющий ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя успешно адаптироваться в социуме, объединить педагогов, детей, родителей. В результате применения в работе с дошкольниками технологии проектирования в группе реализованы детско-родительские проекты — «Страна Светофория», «Огонь-друг, огонь- враг».

 Всем известно, что телевидение является мощнейшим информативным источником, как для взрослых, так и для детей. На телеэкранах наших телевизоров можно увидеть много негативного, но есть и познавательные программы, мультипликационный фильмы «Смешарики», «Уроки осторожности тетушки Совы» сразу полюбились детям, в этой серии мультфильмов есть сюжеты о безопасности. Просмотрев фильм, мы с детьми обсуждаем поведение героев и закрепляем правила.  Родителям советуем  в выходные дни подключиться к просмотру этих важных телепередач.

 В работе  с детьми старшего дошкольного возраста использую мнемотаблицы. Использование мнемотехники открывает возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, помогает усваивать материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотаблицы являются наглядной моделью, схемой, в которой заложена определенная информация.

Новое методическое пособие — лэпбук, можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материала. В нашей папке — копилке, собран самый разнообразный дидактический материал для занятий с детьми по ПДД  и пожарной безопасности.

Свою деятельность мы планируем в сотрудничестве со  специалистами. С  музыкальным руководителем проводим досуги и развлечения на тематику безопасности жизни детей - это вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует их познавательную активность. Драматизация сказок «Кошкин дом», «В стране дорожных знаков» развивает творческие способности детей. Дети разыгрывают сценки из жизни, усваивая при этом практические навыки.

Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. Регулярно в детском саду проводятся тренировочная эвакуация детей,  в рамках которой дети  учатся не бояться пожарной сигнализации, внимательно слушать взрослых, не поддаваться панике.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого — либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо направлять деятельность родителей в русло, созвучное задачам образовательной и воспитательной работы в группе. «Личная безопасность детей» - частая тема для родительских собраний, гостями которых являются инспектора ГИБДД  и пожарной службы. Мы  очень обеспокоены состоянием ситуации на дорогах поселка и травмоопасными ситуациями. Поэтому были созданы памятки  по правилам дорожного движения и о мерах безопасного поведения в разные сезоны, которые были вручены на родительских собраниях. Для родителей были оформлены ширмы, памятки, проведены консультации . Родители  являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах поделок и рисунков  и одерживают победу.

      За четыре года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения мы  наблюдаем динамику усвоения детьми знаний. Опираясь на показатели диагностики, мы  можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны.

Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по формированию дорожной и пожарной безопасности у дошкольников остаётся актуальным. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания безопасного поведения дошкольников

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашимгосударством в области законодательного регулирования вопросовобеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативнойбазы, на прак...

«Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»

«Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»...

Тема : "Воспитание безопасного поведения дошкольников" "Осторожность - гарантия безопасности"

Тема : "Воспитание безопасного поведения дошкольников""Осторожность - гарантия безопасности"...

Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице

Консультация для родителей "Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице"...