«Воспитание безопасного поведения дошкольников»
материал
Тема:«Осторожность – гарантия безопасности».
(из опыта работы по воспитанию дорожной и пожарной безопасности у детей дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик» р.п.Башмаково
Педагогический салон
«Воспитание безопасного поведения дошкольников»
«Осторожность – гарантия безопасности».
(из опыта работы по воспитанию дорожной и пожарной безопасности у детей дошкольного возраста)
Воспитатель:
Кудрявцева Ирина Николаевна
р.п. Башмаково
2018г.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становиться весьма не безопасной для него. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
При анализе результатов знаний детей о безопасности выявилась проблема: не все дети знают правила безопасности. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Особо выделяю два направления: обучение правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил пожарной и дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей.
Развивающая предметно — пространственная среды нашей группы представлена следующими компонентами: наглядно — иллюстративный материал; настольный макет «Дорога», дорожные знаки, светофор, дома; атрибуты для сюжетно — ролевых игр с дорожной и пожарной тематикой; обучающие и развивающие игры; детская художественная литература по теме; альбомы по безопасности ; коллекции автомобилей.
Центр «Дорожной безопасности» и «Пожарной безопасности», стал для ребят одним из самых любимых мест развивающей предметно — пространственной среды группы.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения и пожарной безопасности начинается с младшей группы. Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у детей умение не только различать цвета, но и первые навыки дорожной безопасности. При рассматривании иллюстрации, играли в игры — «Собери картинку», «Юный пожарный». Дети знакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём. Большое внимания уделяла индивидуальной работе с детьми — рассматривание картинок, игрушек с изображением транспорта, светофора. Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих.
В средней группе рассказывала детям о значении и видах светофора, транспорта, знаках дорожного движения, правилах поведения при пожаре. Полученные знания закрепляла в дидактических играх и упражнениях.
Старших дошкольников знакомила с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пожарная машина, пожарный щит. Для этого использовала целевые прогулки на проезжую часть в пожарную часть, встречи и беседы с инспектором ГИБДД и сотрудниками пожарной охраны, игры, ситуации, построенные на знаниях правил дорожного движения и пожарной безопасности, оказании первой помощи.
Традиционно в нашем детском саду проводится декада «Светофор». И это самое благоприятное время для обучения детей правилам дорожного движения. Мы проводим экскурсии к перекрестку и дороге, беседуем о правилах поведения на дороге и в транспорте, в группе играем с детьми в дидактические игры, закрепляем знания о дорожных знаках, читаем художественную литературу и рассматриваем иллюстрации о транспорте. На практической площадке ДОУ мы закрепляем правила дорожного движения.
Творческим коллективом педагогов были созданы переносные мини –стенды на которых располагается необходимая информация, обучающие и наглядные материалы по дорожной и пожарной безопасности, которые предназначены для совместной и самостоятельной деятельности , а также при проведении непосредственно образовательной деятельности.
Теоретические знания детей интегрировала с продуктивными видами деятельности, организовывала творческие выставки «Пешеходы и водители», «В стране дорожных знаков», «Берегись – не обожгись» и др.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является метод проектов, позволяющий ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя успешно адаптироваться в социуме, объединить педагогов, детей, родителей. В результате применения в работе с дошкольниками технологии проектирования в группе реализованы детско-родительские проекты — «Страна Светофория», «Огонь-друг, огонь- враг».
Всем известно, что телевидение является мощнейшим информативным источником, как для взрослых, так и для детей. На телеэкранах наших телевизоров можно увидеть много негативного, но есть и познавательные программы, мультипликационный фильмы «Смешарики», «Уроки осторожности тетушки Совы» сразу полюбились детям, в этой серии мультфильмов есть сюжеты о безопасности. Просмотрев фильм, мы с детьми обсуждаем поведение героев и закрепляем правила. Родителям советуем в выходные дни подключиться к просмотру этих важных телепередач.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую мнемотаблицы. Использование мнемотехники открывает возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, помогает усваивать материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотаблицы являются наглядной моделью, схемой, в которой заложена определенная информация.
Новое методическое пособие — лэпбук, можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материала. В нашей папке — копилке, собран самый разнообразный дидактический материал для занятий с детьми по ПДД и пожарной безопасности.
Свою деятельность мы планируем в сотрудничестве со специалистами. С музыкальным руководителем проводим досуги и развлечения на тематику безопасности жизни детей - это вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует их познавательную активность. Драматизация сказок «Кошкин дом», «В стране дорожных знаков» развивает творческие способности детей. Дети разыгрывают сценки из жизни, усваивая при этом практические навыки.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. Регулярно в детском саду проводятся тренировочная эвакуация детей, в рамках которой дети учатся не бояться пожарной сигнализации, внимательно слушать взрослых, не поддаваться панике.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого — либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо направлять деятельность родителей в русло, созвучное задачам образовательной и воспитательной работы в группе. «Личная безопасность детей» - частая тема для родительских собраний, гостями которых являются инспектора ГИБДД и пожарной службы. Мы очень обеспокоены состоянием ситуации на дорогах поселка и травмоопасными ситуациями. Поэтому были созданы памятки по правилам дорожного движения и о мерах безопасного поведения в разные сезоны, которые были вручены на родительских собраниях. Для родителей были оформлены ширмы, памятки, проведены консультации . Родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах поделок и рисунков и одерживают победу.
За четыре года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения мы наблюдаем динамику усвоения детьми знаний. Опираясь на показатели диагностики, мы можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны.
Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по формированию дорожной и пожарной безопасности у дошкольников остаётся актуальным. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания безопасного поведения дошкольников
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашимгосударством в области законодательного регулирования вопросовобеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативнойбазы, на прак...
«Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»
«Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»...
Тема : "Воспитание безопасного поведения дошкольников" "Осторожность - гарантия безопасности"
Тема : "Воспитание безопасного поведения дошкольников""Осторожность - гарантия безопасности"...
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице
Консультация для родителей "Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице"...