Мастер - класс для педагогов "Дыхательная гимнастика в ДОУ."
консультация

Мулина Инна Леонидовна

Дыхательная гимнастика в ДОУ. ОБзор методик. Базовые упражнения по методике Стрельниковой А.С.. Неколько практических рекомендаций по стандартным дыхательным упражнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov_dyhatelnaya_gimnastika.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы».

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача всех дошкольных образовательных учреждений. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей можно разнообразить с пользой для здоровья. Для восстановления речевого дыхания при организации организованной музыкальной деятельности включаю упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёвой и А. Н. Стрельниковой. Они помогают формировать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.

От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Так частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. При правильной организации дыхательная гимнастикарешается целый ряд проблем:

- улучшает кислородный обмен в организме;

- стимулирует работу сердечно - сосудистой и пищеварительной систем;

- помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: ребенок учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, используя время разных режимных моментов, исключая 20 минут до еды и один час после. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения.

Тренированность дыхательной мускулатуры повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, тренировать их.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

1. Вдох - громкий, короткий, активный.

2. Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (как кому удобно, о выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

3. Каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма в течение месяца.

Как правильно выполнять упражнения, чтобы они были действительно полезными?

вдох производится через нос;

плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

выдыхать воздух следует плавно и длительно;

щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).

Немедленно прекращайте выполнять упражнения,если ребенок:

дышит слишком часто;

резко побледнел или покраснел;

жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

начали дрожать кисти его рук.

Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите ребенка сложить ладошки «лодочкой»«окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть, и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

С чего начать занятия (упражнения)!

  по методике Стрельниковой для детей ДОУ базируется на трех основных упражнениях. Их нужно освоить в первую очередь, впоследствии использовать как разминочные. «Ладошки»

Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко.

 Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.

 Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

«Насос» Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос.

В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха.

Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди.

Отдыхаем 3–5 секунд. Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).

«Погончики» Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

Выполним правильно несколько дыхательных упражнений, которые используются мной в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

«Гномики и великаны»

Стоя прямо, на вдохе встаем на цыпочки, тянемся вверх руками, показывая, какой великан. Зафиксируем это положение на несколько секунд. На выдохе опустим руки вниз, затем присядем, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрячем голову за коленями - показывая, какой маленький гномик.

«Цапелька»

Стоя прямо, дети разводят руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносят вперед. Фиксируют положение на несколько секунд, держат равновесие. На выдохе опускают ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторяют шесть -семь раз.

«Рубим дрова»

Дети плавно ходят по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимают, на выдохе опускают, произнося "г-у-у". Повторить восемь-десять раз.

«Хомячок»

Хомячок несет зерно в норку: малыш проходит 10-15 шагов, надув щеки.Складывает зернышки в кладовочку: ребенок хлопает себя по щекам, выпуская воздух.Снова идет за зернышками: проходит несколько шагов, дыша носом.

«В лесу»

Дети представляют, что заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произносят "ау". Меняют интонацию и громкость и поворачивают то влево, то вправо. Повторяют пять - шесть раз.

«Веселая пчелка»

Дети делают свободный вдох, на выдохе произносят «з-з-з»; представляют, что пчелка села на руку, ногу, нос.

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с»«с-с-с-с». Повторить 6 - 8 наклонов в каждую сторону.

«Лошадки»

Дети делятся на пары. Один ребенок - «лошадка», другой - «кучер», который запрягает «лошадку»«Кучер» может приговаривать «но-но», а «лошадка» - «иго-го». Проговаривание помогает равномерному дыханию.

«Снег и ветер».

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» - и выкладываются на столе. Предлагаю вам дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Снегопад»

Тот же атрибут - снежинки из ваты (рыхлые комочки). Положим несколько «снежинок» на ладонь и устроим снегопад, сдувая их с ладони.

«Воздушный шарик».

Воспитатель предлагает детям представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

«Достань яблочко».

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.

«Боевой клич индейцев»

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише - громче».

«Мыльные пузыри»

Эта забава известна всем.Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Сова»

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у – у - ффф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

«Осенний листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листики, с какого дерева упали.

«Ветерок подул»

Для выполнения упражнения используются игрушки – мобили. Нужно подвесить их на нитках и предложить ребенку подуть на них так, чтобы детали полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Важно привить воспитанникам чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Игровая оздоровительная гимнастика.

Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования, именно поэтому наш детский дом занимается решением этой проблемы. Предлагаю вашему вниманию работу по проекту ...

Мастер-класс по пальчиковой гимнастике для детей и родителей второй младшей группы "Семья".

Данное мероприятие  направлено  на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

Мастер – класс «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей»

Данный тип гимнастики для детей является уникальнейшей методикой, выступающей и в качестве профилактического средства, и в качестве эффективного лечения. Для детей дыхательная гимнастика очень полезна...

Мастер-класс по оздоровительной гимнастике после сна, с детьми подготовительной логопедической группы

Цель: ознакомление родителей с оздоровительной гимнастикой после сна в домашних условиях для сохранения и укрепления здоровья детей....

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....