рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа
рабочая программа для музыкального руководителя, все возрастные группы без приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manturova_rab._progr_20-21.docx | 77.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Колосок» п. Сатис
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 27 «Колосок» Протокол № 1 от«31» августа2020года | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад № 27 «Колосок» Л.И.Коршунова Приказ от 31.08.2020 г. № 95 |
Рабочая программа
музыкального руководителя
образовательная область «Художественно-
эстетическое развитие» направление «Музыка»
(для детей от 2 до 7 лет)
на 2020-2021 учебный год
Музыкальный руководитель:
Мантурова Инна Вячеславовна
Сатис, 2020 год
Содержание
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………………..….3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………………...3
1.2. Целевые ориентиры образования в раннем и дошкольном возрасте…….4
1.2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте……………….4
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования……………………………………………………………………….5
1.3. Планируемые результаты освоения программы………………………….. 6
1.4 Система оценки результатов освоения Программы ………………….... 8
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников…………….8 2. Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом……………………………………………………………………..18
2.2 Проектирование образовательного процесса……………………………...24
2.2.1 Организация образовательного процесса……….………………………24
2.2.2 Содержание психолого-педагогической работы……………………….25
2.2.3. Максимально допустимый объем дневной нагрузки………………..... 30
2.2.4 Формы работы………………………………………………………...…. 31
2.2.5. Учебный план…………………………………………………….……... 36
2.2.6 Комплексно-тематический план …………………………………….... 36
2.2.7 Модель ежедневного плана музыкального руководителя………….... 36
2.2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………......37
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной работы………………………………….37
3.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности………… 38
3.3 Развивающая предметно-пространственная среда………………………38
3.4 Перечень программно – методического оснащения…………………. 40
4. Приложение
1.Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию на 2020-2021 учебный год (далее – рабочая программа или РП) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 «Колосок» (далее – Программа) с учетом программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки». Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Цель Программы создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности.
1.2. Целевые ориентиры образования в раннем и дошкольном возрасте
Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые выступают как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в раннем и дошкольном возрасте.
Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд., 2015г.,
1.2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
- Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
Основные параметры | Возрастные группы | ||||
Вторая группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Движение | Диагностика не проводится. Адаптационный период. | - принимает ли участие в играх, плясках; - ритмично ли двигается. | - двигается ритмично; - чувствует начало и окончание музыки; - умеет проявлять фантазию; - выполняет движения эмоционально, выразительно | - двигается ритмично, чувствует смену частей музыки; - проявляет творчество (придумывает свои движения). | - двигается ритмично чувствует смену музыки; - проявляет творчество; - выполняет движения эмоционально; -ориентируется в пространстве; - выражает желание выступать самостоятельно |
Слушание музыки | Принимает ли участие. | - различает жанры; - умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр); - эмоционально откликается на музыку. | -эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); - проявляет стремление передавать в движении характер музыкального произведения; - различает двухчастную, трехчастную форму; -отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности; - способен придумать сюжет к музыкальному произведению. | - эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумывать небольшой сюжет; - проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; - различает двухчастную, трехчастную форму; -отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности; - способен придумать сюжет к музыкальному произведению; - проявляет желание музицировать. | |
Чувство ритма | Ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструмент, ритмично ли играет на них. | - активно участвует в играх; - ритмично хлопает в ладоши; - ритмично играет на музыкальных инструментах. | - правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы; - умеет составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах. | - правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы; - умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах; - умеет держать ритм в двухголосии. | |
Пение | - эмоционально исполняет песни; - активно подпевает и поет; - узнает песню по любому фрагменту. | - эмоционально и выразительно исполняет песни; - придумывает движения для обыгрывания песен; - узнает песни по любому фрагменту; - проявляет желание солировать. | - эмоционально исполняет песни; - способен инсценировать песню; -проявляет желание солировать; - узнает песни по любому фрагменту; - имеет любимые песни. |
1.4 Система оценки результатов освоения Программы
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. (Приложение № 1 )
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 – 7 лет
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов.
К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2. Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников 2 – 7 лет
Общая численность детей во второй группе раннего возраста «Капелька»: 9 человек из них 5 - мальчиков, 4 - девочки
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Вторая группа раннего возраста (2-3 года) |
|
|
|
|
Сведения о семьях воспитанников
второй группы раннего возраста «Капелька»
Содержание и реализация образовательной программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы
Таблица 2
Полная семья |
|
Неполная семья |
|
Многодетная семья |
|
Общая численность детей младшей группы «Березка»: 15 человек из них 7- мальчиков, 8- девочек
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Младшая группа (3-4 года) | 3 | 6 | 8 | 1 | - |
Сведения о семьях воспитанников
младшей группы «Березка»
Полная семья | 13 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 4 |
Общая численность детей в средней группе «Пчелка»: 15 человек из них 8-мальчиков, 7-девочек
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Средняя группа (4-5 лет) | 1 | 8 | 7 | - | - |
Сведения о семьях воспитанников
средней группы «Пчелка»
Таблица 2
Полная семья | 15 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 4 |
Общая численность детей в средней группе «Полянка»: 17 человек из них 13 -мальчиков, 4-девочки
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Средняя группа (4-5 лет) | 1 | 9 | 7 | - | - |
Сведения о семьях воспитанников
средней группы «Полянка»
Таблица 2
Полная семья | 15 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 1 |
Общая численность детей в старшей группе «Колокольчик»: 16 человек из них 9 - мальчиков, 7 - девочек
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
старшая (5-6 лет) | 14 | 16 | - |
Сведения о семьях воспитанников
старшей группы «Колокольчик»
Таблица 2
Полная семья | 14 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 3 |
Общая численность детей в подготовительной к школе группе «Листочки»: 12 человек из них 8 -мальчиков, 4 -девочки
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | - | 11 | 1 | - | - |
Сведения о семьях воспитанников подготовительной к школе группы «Листочки»
Таблица 2
Полная семья | 10 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 1 |
Общая численность детей в подготовительной к школе группе «Солнышко»: 12 человек из них 8 -мальчиков, 4-девочки
Информация о состоянии здоровья воспитанников группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группа возраст | ЧБД | Группы здоровья | |||
1 | 2 | 3 | другая | ||
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | 1 | 9 | 3 | - | - |
Сведения о семьях воспитанников подготовительной к школе группы «Солнышко»
Таблица 2
Полная семья | 9 |
Неполная семья | 3 |
Многодетная семья | - |
2.2 Проектирование образовательного процесса
2.2.1ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс, строится на основе рабочей программы, которая разработана с учетом следующих положений:
-весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;
-постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;
-осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:
-единства содержания и музыкальной формы;
-соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
-доступности восприятия и исполнения детьми.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста. НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, пальчиковая гимнастика, пляски, игры.
Материал программы распределяется по видам деятельности: слушание, пение, пальчиковая гимнастика, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения и соответствует возрастным группам.
Формы проведения занятий:
- Традиционное
- Комплексное
- Интегрированное
- Доминантное
Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
- музыкально – ритмические движения
- развитие чувства ритма, музицирование,
- пальчиковая гимнастика
- слушание, импровизация
- распевание, пение
- игры, пляски, хороводы
2.2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Виды муз. деятельности | Образовательные задачи |
Слушание | Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте |
Пение | Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. |
Музыкально-ритмические движения | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить простейшие движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Передавать музыкальные образы. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. |
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Виды муз. деятельности | Образовательные задачи |
Слушание | Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, Воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Формировать навыки культурного слушания музыки. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах квинты, терции. Познакомить с мелодией гимна Российской Федерации. |
Пение | Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах до первой октавы — ре второй октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). |
Песенное творчество | Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?", «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. |
Музыкально-ритмические движения | Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег). Знакомить с национальными плясками. |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. Побуждать импровизировать под музыку соответствующего характера. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. |
Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне, трещетках, треугольнике. Исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле. |
2.2.3. Максимально допустимый объем дневной нагрузки
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, пункт 11.9.
Возраст детей | Продолжительность непрерывно образовательной деятельности | Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня |
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут |
Не более 10 минут Не более 30 минут Не более 40 минут Не более 45 минут Не более 45 минут |
2.2.4. Формы работы
Раздел «Восприятие музыки»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Другие занятия Театрализованная деятельность Слушание музыкальных сказок, Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «Пение»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях | Занятия, праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду Подпевание и пение знакомых песенок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование музыкально-ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Игры, хороводы Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения детских музыкальных театров |
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Игры с элементами аккомпанемента Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки-передвижки) |
Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах)
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, Праздники, Развлечения. Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Игры с элементами аккомпанемента Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
2.2.5. Учебный план
Образовательная область | Образовательная нагрузка | |||
В неделю | В месяц | В год | ||
Художественно- эстетическое развитие | Музыка | 2 | 8 | 72 |
2.2.6. Комплексно-тематический план
Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы (Приложение № 2 )
2.2.7. Модель ежедневного плана НОД музыкального руководителя
Виды музыкальной деятельности | Музыкальный репертуар | Цели и задачи | Методы и приемы | |
Приветствие | ||||
Музыкально- ритмические движения | ||||
Развитие чувства ритма | ||||
Пальчиковая гимнастика | ||||
Слушание музыки | ||||
Распевание пение | ||||
Пляска, игра |
2.2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга , побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
План взаимодействия с семьями воспитанников (Приложение № 3 )
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной работы
Совместная музыкальная деятельность | Хороводные игры - ежедневно. Слушание музыки (фольклорные, классические, современные произведения) - 2 раза в неделю. Музыкально - дидактические игры-2 раза в неделю. Игры со звучащими игрушками - 2 раза в неделю. Пение -2 раза в неделю. |
3.2 Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности (Приложение № 4 )
3.3 Развивающая предметно-пространственная среда
Учебно-наглядные пособия | Материалы, оборудование | Информационные и технические средства обучения |
Картины по теме: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна» «Животные зимой», « Животные весной» и т.д. Иллюстрации к песням: колыбельной, «Дует ветер», «Зима», «Бравые солдаты» Дидактические игры: «Волшебная яблоня», «Веселый паровоз» и т.д. Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по данной возрастной группе), Литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в данной возрастной группе, Материалы для работы с родителями Папки-передвижки Музыкально-дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта; на определение характера музыки; на развитие звуко высотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма Дидактические игры (настольные, настолько-печатные), активирующие познавательный интерес детей к музыке, музыкальной культуре и истории Иллюстративный материал к музыкальной деятельности (восприятие - исполнительство -творчество): фотографии, репродукции, портреты | Фортепиано Стулья по росту детей Детские музыкальные инструменты Клавишные: пианино; ударные: бубен, барабан, тарелки, тамбурин Шумовые: тон-блоки, трещотка, маракасы, шейкеры. Колокольчики строящие и хрустальные. Металофоны, треугольники, Музыкальные игрушки не озвученные: музыкальный центр, магнитофон, микрофон Игрушки для музыкального театра. Игровой материал настольный: плоские, полу объемные, объемные из различных материалов; стендовый: картинки для фланелеграфа, театр теней, «живые картинки»; Игрушки из разного материала: куклы, ежик, мишка, зайка, лиса, Дед Мороз, Снегурочка, гном и т.д. Флажки Платочки и платки разного размера Листочки Султанчики Искусственные цветы Маски животных, птиц, овощей и т.д. Декорации напольные и настенные: деревья, цветы, облака, бабочки, рябина и т.д. Ширма трехстворчатая Фланелеграф Различные виды театров: би-ба-бо, настольный, плоскостной, пальчиковый. Мольберт | Магнитофон Микрофон Медиотека музыкального репертуара по возрастным группам. Мультимедийный проектор. Музыкальный центр, телевизор, ДВД для просмотра видеоматериалов с праздников и развлечений. Цифровой фотоаппарат для создания фотовыставки |
3.4. Перечень программно- методического оснащения
Образовательные программы и технологии | Методические пособия |
● Нормативно-правовые документы | - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Праздник каждый день» 80 конспектов музыкальных занятий в младшей группе 2CD - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Праздник каждый день» 80 конспектов музыкальных занятий в средней группе 2CD - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Праздник каждый день» 80 конспектов музыкальных занятий в старшей группе 3CD - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Праздник каждый день» 80 конспектов музыкальных занятий в подготовительной группе 5CD - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Ясельки» 2CD - И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а «Этот удивительный ритм» - «Умные пальчики» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Наш веселый оркестр» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Мюзиклы для детей» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Музыкальные сказки» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Музыкальные сказки 2» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Вокально-хоровая работа в детском саду» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Ансамбль ложкарей» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Мы играем, рисуем , поем.» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а -Комплексные занятия в д/с. И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Я живу в России». Патриотическое воспитание И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Хи- хи- хи да ха-ха-ха! Выпуск 1, выпуск 2 - «Цирк, цирк, цирк! - «Пойди туда, не знаю куда» - «Зимние забавы» - «Зимняя фантазия» - «Ах, карнавал-1» - «Ах, карнавал-2» - «Карнавал сказок-1» - «Карнавал сказок-2» - «Карнавал игрушек» - «Топ-топ, каблучок-1» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а - «Топ-топ, каблучок-2» И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а И.К а п л у н о в а, И. Н о в о с к о л ь ц е в а: - «Потанцуй со мной дружок» - Как у наших у ворот» - «Левой- правой» - «Веселые досуги» - «Рождественские сказки» «Праздник шаров» - «Необыкновенные путешествия» - «Привет, Олимпиада!» - «Слушаем музыку» - «Музыка и чудеса» - «Наглядное пособие. Этот удивительный мир». - Журнал «Музыкальный руководитель» - Журнал «Колокольчик» - Нотные сборники тематических песен.
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989г - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа - образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...