"Рабочая программа"
рабочая программа
Рабочая программа по развитию детей 1.6-7 лет разработан инструктором по физической культуре: Адабасовым А.Я , в соответствии с содержанием образовательного процесса основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В части, формируемой участниками образовательных отношений реализуются.
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Росточек» кандидата педагогических наук Е.Н.Тобоевой.
- Парциальной программой «Кунеш» Е.Н.Тобоевой,
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми 1.6-7 лет и обеспечивает физическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
6. Принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
7. Принцип непрерывности и системности образования - соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, детским садом и начальной школой.
8. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка, развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
-накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать культурно - гигиенические навыки;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p_adabasov_a.ya_.odt | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯКОНУРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете протокол №_____от_____ | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующий МБДОУ «Яконурский детский сад» _________/ Аларушкина Л.А. приказ № от _____________г. |
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
на 2020 — 2021 год
Инструктор по физической культуре:
Адабасов А.Я.
2020г..
Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………… ………3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………….........…4
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе и климатические…………………………………………………........................4
1.5. Характеристика особенностей развития детей…………………………………..5
1.6. Планируемые результаты……………………………….....................................…6
1.7.Приобщение детей к культурно-историческим ценностям Республики Алтай.................................................................... ............................................................6
II. Содержательный раздел
2.1. Физическое развитие…………………………………………............................…7
2.2. Организованная образовательная деятельность..................................................17
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников......................................................…18
2.4. Система физкультурно-оздоровительной работы............................................…21
III. Организационный раздел
3.1.План работы с детьми.......................................................................................…..24
3.2. Расписание НОД ………………………. ......................................................……25
Список пособий
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ «Яконурский детский сад».
Задачи, содержание, объём образовательной области «Физическое развитие», основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
- Положение о Рабочей программе педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яконурский детский сад», 2015 г.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155от 17 октября 2013 г.);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яконурский детский сад» (далее по тексту Учреждение).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать культурно - гигиенические навыки;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы:
Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
6. Принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
7. Принцип непрерывности и системности образования - соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, детским садом и начальной школой.
8. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка, развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе и климатические
Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Алтай - юг западной Сибири: основными чертами климата являются: холодная зима и жаркое лето.
В режим дня групп ежедневно включены утренняя гимнастика, гимнастика после сна. В холодное время года пребывание детей на открытом воздухе регламентируется температурными показателями и требованиями СаНПиН 2.4.1.3049-13.
В теплое время года - жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- Холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственной образовательной деятельности)
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательной организации.
Рабочая программа составлена для 5 групп по общеразвивающей направленности.
1 группа раннего возраста (1.6-2 лет)
2 группа раннего возраста (2-3 лет)
Младшая группа (3-4 лет)
Средняя группа (4-5 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
В основном все группы детей дошкольного возраста скомплектованы по одновозрастному принципу.
Спортивный зал. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий и спортивного оборудования в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий предметной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.
В каждой группе есть спортивный уголок с набором необходимого оборудования для развития движений детей.
1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
(представлена в ООП МБДОУ «Яконурский детский сад» п. 1.6.)
1.6. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
1.7 Приобщение детей к культурно-историческим ценностям Республики Алтай.
В МБДОУ «Яконурский детский сад » решение задач приобщения детей к культурно-историческим ценностям региона осуществляется через внедрение в ООП Республиканской программы развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» Е.Н. Тобоевой, по ознакомлению детей с национально-культурными и географическими особенностями Республики Алтай.
Содержание программы включает дополнительные сведения к образовательным областям «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» и реализуется в непосредственно образовательной деятельности организованной в режимных моментах и самостоятельной творческой деятельности, в процессе игр, праздников, развлечений в группах старшего дошкольного возраста.
Программа разработана на основе проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и раскрывает задачи и содержание работы по формированию элементарных краеведческих представлений о родном крае у дошкольников, с учетом возрастных особенностей детей (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Необходимость такой программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни: нарушением экологического равновесия хрупкой, уязвимой, и трудно восстанавливаемой, природы Республики Алтай ; усугубление и без того трудных условий жизни коренных жителей республики; постепенным разрушением сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада, ведущее к снижению воспитательной функции семьи и ее роли в социализации детей.
Цель программы предусматривает формирование у дошкольников чувств - гражданственности, патриотизма и реализуется через следующие задачи:
· формирование элементарных географических представлений о родном крае, богатстве и красоте его природы;
· развитие любознательности, познавательной активности;
· формирование и представление о национальных видах спорта
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании и др.), формирование полезных привычек. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Физическая культура. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; воспитание интереса и любви к спорту, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Развитие движений.
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стойкой, ходьба по доске (ширина 20см, длина 1,5-2м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см.
Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50*50 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12–18 см.
Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35–40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20–25 см) в паре с взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6–8 см) правой и левой рукой на расстояние 50–70 см.
Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.
В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.
В положении стоя полунаклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого полунаклоны вперед, перегибаясь через палку (40–45 см от пола).
Приседания с поддержкой взрослого.
Подвижные игры
Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.
С детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2–3 человека).
Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).
Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.
Примерный список подвижных игр
«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит мышонок?», «Кем турген?», «Чочкочоктор», «Агаш ааразында койондор jулган» и др.
Самостоятельные игры детей с игрушками, стимулирующими двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Становление ценностей здорового образа жизни. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос-нюхать, язык-пробовать (определять) на вкус, руки -хватать, держать, трогать; ноги-стоять, прыгать, бегать, ходить; голова-думать, запоминать.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку 9сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Становление ценностей здорового образа жизни. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рост, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
Формирование умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши4 насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом6 умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Становление ценностей здорового образа жизни. Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы -значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Формировать представления о здоровом образе жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5-6 лет)
Становление ценностей здорового образа жизни. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки , следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Совершенствовать культуру еды, умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Физическая культура
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Обеспечение гармоничного физического развития. Совершенствовать умения и навыки в основных видах движений, воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, формировать правильную осанку.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активность в самостоятельной двигательной деятельности.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соотвествии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Начальные представления о некоторых видах спорта. Воспитывать интерес и любовь к спорту, формировать начальные представления о некоторых видах спорта.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п. ).
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Обеспечение гармоничного физического развития. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см.
Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.
Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
Начальные представления о некоторых видах спорта. Формировать интерес к спорту. Знакомить с некоторыми видами спорта.
Приобщать к доступным подвижным играм и упражнениям.
Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.
Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.
Подвижные игры. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др; выполнять правила в подвижных играх.
Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.
Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Обеспечение гармоничного физического развития. Формировать правильную осанку.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.
Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Начальные представления о некоторых видах спорта. Продолжать формировать интерес и любовь к спорту. Развивать представления о некоторых видах спорта.
Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.
Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
Подвижные игры. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Обеспечение гармоничного физического развития. Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения .
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку. Сохранять равновесие при приземлении.
Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
Начальные представления о некоторых видах спорта. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Продолжать знакомить с различными видами спорта. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы.
Учить кататься на двухколесном велосипеде. Учить ориентироваться в пространстве.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
В части этнокультурной составляющей предусматривается:
Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности, ценности жизни любого существа. Эмоционально-положительное отношение к приобретению опыта народа в физическом развитии (выносливости, силы, сноровки) при использовании алтайского, русского, казахского устного народного творчества.
Отражение ценностных установок традиционного воспитания в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в народе (алтай куреш борьба, перетягивание каната и др.), овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, здоровье сберегающие, эстетически привлекательное. В спортивном зале созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрены площади, свободные от мебели и игрушек, обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), меняются игрушки, стимулирующие двигательную активность.
Формы работы с детьми
Образовательный процесс может быть условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, и творческого подхода.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Формы работы.
Образовательные области | Формы работы | |
Ранний возраст | Дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация | Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Рассматривание. Контрольно- диагностическая деятельность Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность Проблемная ситуация |
2.2. Организованная образовательная деятельность
• физкультурные занятия: игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
Утренняя гимнастика все группы | 4 раза в неделю | Инструктор по физическому воспитанию |
Комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук, прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по массажным дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), упражнения и подвижные игры во второй половине дня | Каждый день | Воспитатели групп |
Физическое развитие в самостоятельной деятельности детей
Даются рекомендации воспитателям в организации и проведении
самостоятельных подвижных игры, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.),дидактических игр с элементами движений, подвижных игр имитационного характера.
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Содержание направлений работы с семьей по образовательной области «Физическое развитие»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями , совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
План работы с родителями:
План работы инструктора по физической культуре с родителями | |||
№ | Срок исполнения | Содержание и формы работы | Ответственные |
1 | сентябрь | Консультация «Подготовка одежды к занятиям физической культурой в зале и на воздухе». Цель: рассмотреть связь сложности упражнений и видов одежды с температурой окружающей среды. | ИФК. |
2 | октябрь | Родительское собрание «Задачи физического воспитания детей на 2019-2020 гг. ». Цель: познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой и мероприятиями на групповом собрании. | ИФК, воспитатели групп |
3 | ноябрь | Анкетирование «Приобщение детей к физической культуре и спорту». Цель: выявить уровень знаний родителей. | ИФК. |
4 | декабрь | Консультация для родителей организация физкультурных занятий дома с родителями. | ИФК, воспитатели. |
5 | январь | Поход на каток «Коньки для здоровья». Задачи: доставить радость общения и единения детям и родителям; повышать интерес детей к физической культуре; пропаганда здорового образа жизни. | ИФК, воспитатели |
6 | февраль | Физкультурный праздник «День Защитника Отечества». Цель: доставить радость общения детям с родителями; побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях. Выставка рисунков детей «Защитники Отечества». Цель: содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности. | ИФК, воспитатели |
7 | март | Спортивный праздник с мамами. Цель: содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности. | ИФК, воспитатели. |
8 | апрель | Участие родителей в организации и проведении мероприятий «Неделя здоровья с 10 по 14апреля». Цель: привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре. Фотоконкурс «Мы - спортивная семья». Цель: установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности. | ИФК, воспитатели групп. |
9 | май | Конкурс поделок «Летние виды спорта». Цель: содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности. Участие родителей в конкурсе поделок к олимпийской недели по летним видам спорта. | ИФК. |
2.4. Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
*принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
*принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
* принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности;
*принцип результативности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
* принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровье сберегающей среды в ДОО;
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- составление планов оздоровления;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье.
4. Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний;
- предупреждение острых заболеваний методами не специфической профилактики;
- противорецидивное лечение хронических заболеваний;
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Система оздоровительной работы
№ п\п | Содержание работы | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Физкультурные занятия | 3 раза в неделю, в соответствии с сеткой занятий | Инструктор по Физо, воспитатели | |
2. | Физкультурный досуг | «Мы за здоровый образ жизни!» «Папа-гордость моя» «Весна спортивная» «Сказочные Весёлые старты» | ноябрь, февраль, март, апрель, | Инструктор по Физо, воспитатели |
3. | Физкультурный праздник | «Если спортом занимаешься, то здоровья набираешься!» | март | Инструктор по Физо, воспитатели |
4. | Утренняя гимнастика | Каждый день ГКП | Инструктор по Физо, воспитатели | |
5. | Обследование физического развития | 2 раза в год | Инструктор по Физо, воспитатели | |
6. | День здоровья | «Ребята-дошколята» | октябрь | Инструктор по Физо, воспитатели |
7. | Летняя спортивная олимпиада | «Юные олимпийцы» | май | Инструктор по Физо, воспитатели |
3. | Лечебно-профилактические мероприятия | |||
1. | Витаминотерапия | Все группы | Курсы 2 р. в год | Медсестра |
2. | Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия) | Все группы | В неблагоприятный период (осень, весна) | Медсестра |
3. | Физиотерапевтические процедуры (кварцевание, ингаляция) | По показаниям врача | В течении года | Медсестра |
4. | Фитонезидотерапия (лук, чеснок) | Все группы | В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе) | Воспитатели, Медсестра |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План работы с детьми
Организованная деятельность | 3 занятия в неделю продолжительностью: 1 группа раннего возраста(1.6-2года) 5-8 минут; 2 группа раннего возраста (2-3года) 10 минут; младшая группа(3-4года) – 15 минут; средняя группа (4 - 5 лет) – 20 минут; старшая группа (5 - 6 лет) – 25 минут;. |
Утренняя гимнастика | 7-10 минут ежедневно |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц 30-40 минут |
Спортивные праздники | 2-4 раза в год 40 минут |
План работы инструктора по физкультуре с детьми | ||
Срок исполнения | Содержание и формы работы | ответственные |
сентябрь | Диагностика физического здоровья ребёнка | ИФК |
октябрь | Спортивный досуг | ИФК, воспитатели групп |
ноябрь | Спортивный досуг в средней группе | ИФК, воспитатели групп |
декабрь | Спортивный досуг в младшей группе | ИФК, воспитатели групп |
январь | Спортивный досуг в старшей группе | ИФК, воспитатели группп |
февраль | Спортивный досуг в средней группе | ИФК, воспитатели групп |
март | Спортивный досуг в младшей группе | ИФК, воспитатели групп |
апрель | «Праздник безобразник»(день шуток, смеха, забав, игр.) | ИФК, воспитатели групп |
май | Экскурсия в парк посвященное к «Дню Победы» | ИФК, воспитатели групп |
3.2. Расписание занятий:
Утренняя гимнастика: с 9.00 до 09.10 (пн- пт).
Физкультурные занятия
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Первая группа раннего возраста Шокшланова Л.М | Первая группа раннего возраста Шокшланова Л.М | |||
Вторая группа раннего возраста Аларушкина А.И | Вторая группа раннего возраста Аларушкина А.И | Вторая группа раннего возраста Аларушкина А.И | ||
Младшая группа Мундукина Л.И | Младшая группа Мундукина Л.И | Младшая группа Мундукина Л.И | ||
Средняя группа Аларушкина Н.К | Средняя группа Аларушкина Н.К | Средняя группа Аларушкина Н.К | ||
Старшая группа Санашева З.Д | Старшая группа Санашева З.Д | |||
Группа кратковременного пребывания Аламчина З.Н | Группа кратковременного пребывания Аламчина З.Н |
Методическое обеспечение:
- Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» младшая группа. Мозаика-Синтез М. 2016;
- Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» средняя группа. Мозаика-Синтез М. 2015;
- Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» старшая группа. Мозаика-Синтез М. 2015;
- Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплексы упражнений. Мозаика-Синтез М. 2017;
- М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Мозаика-Синтез М. 2017
- Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке». ТЦ Сфера М 2016.
- Е.Н. Тобоева, Я. А. Мандина «Ойнот,yрет баланы». 2006.
- Е.Н. Тобоева,М.М. Бургулова, И.В. Истомина. «Кунеш».(2 jашту 6 jашту болчомдорго кычырар хрестоматия).2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...