Кружок "Лапушки"
план-конспект занятия
Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_gruppe_kapelki_na_2021_uchebnyy_god.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Эммаусский детский сад общеобразовательного вида»
Кружок
«Лапушки»
По развитию мелкой моторики рук
для детей 1 раннего возраста
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Жукова Анна Николаевна
2021 год
Проблема
Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов в работе с детьми.
Пояснительная записка
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.
Новизна:
- обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Работа в кружке «Лапушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Отличительные особенности работы данного кружка:
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики. Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 человек), длительность 8-10 минут один раз в неделю.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются: массаж, пальчиковые игры, физкультминутки, игры и упражнения с разнообразными материалами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в стихах, особенно в последнее время очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает возможность детям координировать речь и движение. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- Самомассаж нестандартным оборудованием
- пальчиковая гимнастика
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке)
- работа с бумагой
- конструирование из пуговиц
- работа со шнурками, нитками
- Рисование пальчиками
Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкультурная пауза.
Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Календарно – тематический план работы кружка
Месяц | Содержание | ||
Февраль | 1 | Массаж: «Крутись, карандаш». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки». Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики | Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков. «Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!» «Есть у киски глазки (показывают свои глазки) Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими) Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки) Мягкие подушки. Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком) Не царапай деток, Брысь!» (хлопок в ладоши) |
2 | Массаж: «Покатай-покатай». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Игра «Найди животного». Цель: развивать мелкую моторику рук | Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу. «Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!» Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением животных. | |
3 | Массаж: «Не боюсь колючек» Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой». Цель: развивать эмоциональное отношение к результату своей деятельности | Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков. На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику. | |
4 | Массаж: «Этот мячик не простой» Игра «Шлеп - шлеп» | Массаж пальчиков мячиком-ежиком. «Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем» Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками. | |
Март | 1 | Массаж: «Орешек». Цель: Развивать коммуникативные Навыки и тактильное восприятие Игра: «Спрячь в ладошке». Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней: «Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу» Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. |
2 | Массаж: «Покатился шарик наш». Цель: способствовать развитию пальцевой моторики и координации мелких движений. Игра: Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: Развивать мелкую моторику рук | Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу. Дать ребенку 2 мисочки: в одной насыпана крупа, другая пустая. Предложить ребенку пересыпать крупу с одной миски в другую. | |
3 | Массаж: «Волшебная прищепка». Цель: Развитие тонких движений пальчиков Рисунок пальцами «Дождь». Цель: Научить ребенка рисовать пальчиками полоски в одном направлении. | Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха: Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”. Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия показать малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев. | |
4 | Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) Игра: «Посмотри, кто спрятался в комочке?» | в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки. Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. | |
Апрель | 1 | Массаж маленькими сосновыми шишками. Игра «Солнышко». | Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать, и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично: «Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать». Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги. |
2 | Массаж «Губка» Игра «Отожми губку» | Губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой. «Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю». Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода. | |
3 | Массаж «Пуговки». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: развивать мелкую моторику пальцев. | В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку). Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), | |
4 | Массаж «Дровишки». Рисование ладошками «Солнышко». | Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками. Эту работу выполняют на листе голубой бумаги либо картона. Чтобы рисунок получился, педагог придерживает и направляет руку малыша. | |
Май | 1 | Массаж: «Зернышко» (фасоль) Игра: «Закрути бутылочки» | «Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки» Закручивание пробок на пластмассовых бутылках. |
2 | Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка». Игра «Пирамидка» | 2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов. | |
3 | Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком. Игра «Кто больше соберет фасоли?». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке. | |
4 | Массаж. Надевание и снимание колечка. Игра: «Собери только» | Выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию педагога. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.). |
Горох.
В ведро насыпали горох,
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.