Картотека пальчиковых игр в средней группе.
картотека (средняя группа)
игры с пальчиками разработаны в соответствии с темами на каждую неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_v_sredney_gruppe.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр в средней группе.
Воспитатель: Курносова Светлана Викторовна
Красноярск, 2020
Сентябрь.
1.
«Пять маленьких братцев»
(Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий ваш палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец.
По счёту он пятый – зовётся мизинец.
2.
«БРАТЬЯ»
Пять братишек в тёплый день (Ладони обеих рук расположить напротив друга)
Повстречали пять друзей: ( Пальчики-братья по очереди здороваются со своими «друзьями»)
Старший братец – крепкий малый,
Друг его – моряк бывалый.
У второго братца друг
Знает несколько наук.
Средний братец долговяз –
У него друг – водолаз.
У четвёртого братишки
Любит друг смешные книжки.
А последний, младший брат
Ходит с другом в детский сад.
3.
«Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут, (Поворачиваем ручки попеременно)
Все умеют, все покажут. (ладошками вверх и вниз)
Пять их на моей руке. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Все делать могут,
Всегда помогут. (Попеременно ударяем кулак о кулак)
Они на дудочке играют, (и ладонь о ладонь.)
Мячик бросают, (Имитируем описываемые движения)
Белье стирают, пол подметают,
Они считают, щиплют,
Ласкают. Всё успевают. (Открываем ручки ладошками вверх)
4.
«Как пальчики зовут»
Ивану Большаку - дрова рубить.
Ваське-Указке - воду носить.
Мишке Среднему - печку топить.
Гришке Сиротке - кашку варить.
Крошке Тимошке - песенки петь,
Песенки петь и плясать.
( Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот).
Октябрь
1.
«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки)
2.
«Осень»
Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга)
Приходи! ( по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! ( положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, ( движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, ( по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. ( стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем ( делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
3.
«На водопой»
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают , по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
4.
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
Ноябрь
1.
«Семья»
(сгибаем пальчики поочерёдно на правой и левой руке)
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре,
пять —
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я —
Вот и вся моя семья.
2.
«Транспорт»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
3.
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
4.
«Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки (Хлопки )
Пластмассовые погремушки (Встряхивают кулачки.)
Мишка мягкий меховой (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной (Делают шар из пальцев.)
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной (Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой (Хлопают в ладоши)
Декабрь
1.
"Зима"
Ой, сердит мороз!
(Качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес.
(Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос.
(Хватают себя за нос)
Щиплет до слез.
(Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не испугаются
(Грозят пальчиком)
И на лыжах,
(«Едут на лыжах»)
И на саночках катаются,
(«Едут на санках»)
Над морозом сердитым
Потешаются.
(Прыгают, одновременно хлопая в ладоши)
2.
«Овощи»
(Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца)
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
3.
«ёлочка»
Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев – вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы смотрят вниз).
4.
«Дед мороз»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
Январь
2.
«Посуда»
Скачет сито по полям, (чередование положений кулачки-ладони)
А корыто по лугам. (Чередование положений ладони-замок)
За лопатою метла (пальчики здороваются)
Вдоль по улице пошла.
А за нею вилки (Чередование положений кулачки-ладони)
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки (Круговые движения)
Скачут по дорожке (4 хлопка)
3.
«Чайник и чашка»
Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай)
4.
«Азбука безопасности»
Дорожных правил очень много:
(сгибают и разгибают пальчики)
Раз - Внимание дорога!
(показывают указательный пальчик)
Два - сигналы светофора,
(показывают указательный и средний пальчик)
Три – смотри дорожный знак,
(показывают указательный, средний и безымянный)
А четыре – «переход».
(добавляют к поднятым пальцам мизинчик)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(легкие хлопки в ладоши в такт словам.)
Февраль
1.
«Профессии разные есть»
Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:
(Ритмично сжимают-
разжимают кулаки.)
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на правой руке на
каждое название профессии.)
Строитель построит нам дом:
Все дружно жить будем в нём.
(Сводят руки над
головой — «крыша».)
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на левой руке.)
А если ты хочешь всё знать,
(Покачивают указательным
пальцем.)
Учёным тебе надо стать.
(Дотрагиваются
указательным пальцем до лба.)
2.
«самолет»
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
3.
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
4.
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами)
Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Два — больших и крепких малых (Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие)
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. ( Показывают средние пальцы)
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки (Показывают мизинцы)
Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке Начиная с мизинца, затем на правой руке)
Будем молодцев считать.
Пальцы встали дружно в ряд (Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их)
Десять крепеньких солдат. ( Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши)
славные мальчишки!
Март
1.
«Помогаю маме»
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу).
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).
2.
«Цвет весны»
На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт)
После зимней лютой стужи («ёжимся» - холодно – гладим себя от локтя к плечу)
Просыпается от сна (ручки под щёчку)
Вся природа. (руки в стороны и смотрим влево и вправо)
Даже лужи (грозим пальчиком)
Не покроет лед за ночь, (и головой показываем - "нет-нет")
Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» - руки вверх пальчики широко расставлены)
Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляем пальчики – показываем как набухают почки)
И зеленые листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками)
Скоро в струях ветерка
Заиграют!
А пока… (руки на уровне груди - показываем солнышки – цветочки)
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Всё! Закончились морозы! (хлопаем в ладоши)
Распускаются мимозы! (поднимаем руки вверх и в стороны, смотрим на «веточки мимозы»)
3.
«Теремок»
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
4.
«Снегири»
Раз, два, три! Раз, два, три! (Считаем пальчики на руках )
Прилетели снегири (Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки, машем остальными пальчиками, как крылышками)
Грудки показали (Показываем кулачки)
Ягод поклевали (Указательным пальчиком тюкаем по ладошке. "клюем ягодки")
Прыгали во веткам (Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола)
апрель
1.
«Сколько знаю я дождей»
Сколько знаю я дождей,( сжимают, разжимают пальцы обеих рук)
Сосчитаю поскорей:
Дождик с ветром, (махи руками над головой)
Дождь грибной, (кулачок – ладошка)
Дождик с радугой-дугой. (показывают радугу)
Дождик с солнцем, (показывают руками круг)
Дождик с градом,( стучат по коленям столу)
Дождик с рыжим листопадом( хлопки)
2.
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
3.
«жаркие страны»
Над планетой пролетаем,
Жаркие земли посещаем.
Где много света и тепла,
и где всегда жара.
Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).
Вот пустыня – жёлтая земля,
Здесь очень мало дождя.
(Руки вперёд, покажем ладони обеих рук)
Пустыню пески покрывают,
Растениям расти мешают.
(Ладони вниз, покачивание кистями рук влево-вправо)
Живут в пустыне …
(Ладони параллельно друг другу)
Верблюды, джейраны, шакалы, песчанки, куланы.
(Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу)
Вот савана – равнинная земля,
Травой покрыта она.
(Руки вперёд, покажем ладони обеих рук)
Живут в саване …
(Покажем ладони обеих рук)
Крокодилы, страусы, слоны, жирафы, львы.
(Загибаем по одному пальчику на правой руке, начиная с мизинца)
Буйволы, зебры, антилопы, носороги, бегемоты.
(Загибаем по одному пальчику на левой руке, начиная с мизинца)
Вот джунгли – зелёная земля,
Деревьями заросла она.
(Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево)
Живут в джунглях…
(Ладони параллельно друг другу)
Ягуары, леопарды, пантеры, обезьяны, попугаи.
(Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу)
Над планетой пролетели,
Жаркие земли посетили.
Где много света и тепла,
и где всегда жара.
(Руки в стороны – вниз взмахи крыльями)
4.
«книги»
Мы на полочке лежим (руки «полочкой»)
Сказку рассказать хотим. (разводят руки в стороны)
В руки нас быстрей возьми (руки в «замок» перед собой)
И читать скорей начни: (соединяют ладошки вместе «книжечкой»)
Про колобок-румяный бок, (соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар)
Про зайку, (ушки над головой или из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»)
И про теремок. (ладони «домиком» над головой или перед собой)
Книжек много есть на свете! (соединяют пальцы рук по одному пальчику начиная с мизинца)
Почитать хотите, дети? (потёрли ладошки перед собой)
Май
1.
«Солдатская каша»
Мы крупу в ковше варили,
(Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони)
Хорошенько посолили.
(Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу)
Здесь уже и ложка наша,
(Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка))
Так вкусна солдата каша!
(Облизать губы языком, показывая, как было вкусно)
2.
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
3.
«Капуста»
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга.)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли, (Трут ладони друг об друга.)
Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками.)
4.
«Что такое лето»
Это много света (руки изображают круг над головой как солнышко).
Это поле (разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).
Это лес (пальчики изображают деревья).
Это в небе облака (ладошки показывают фонарики).
Это быстрая река (ладони изображают волну).
Это яркие цветы (качаем ладошки по сторонам).
Это вместе: я и ты! (пальцы сцепляются в замок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами
Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....
Картотека пальчиковых игр для средней группы детского сада
В данном материале представлена подборка пальчиковых игр для детей среднего возраста по темам недели на весь учебный год, в соответствии с требованиями ФГОС...
Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы
Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы....
«Картотека пальчиковых игр для средней группы.»
Пальчиковые игры....
Картотека пальчиковых игр в средней группе
Картотека пальчиковых игр в средней группе...
картотека пальчиковых игр для средней группы "Времена года"
Картотека составлена состветственно каждому времени года:зима, весна, лето, осень. Все доступно описано. У меня она распечатанна на бумаге разных цветов: зима - белая, весна - зеленая, лето - красная,...
Картотека пальчиковых игр в средней группе
Картотека...