Игры для дошкольников на развитие пространственных представлений
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.
В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: “ Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.
Изучив опыт многих педагогов – исследователей мы должны методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_prostranstvo.doc | 362 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие пространственных представлений. Ориентировка «на себе», «от себя».
- Прикосновения.
Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела ребенка и просит его показать и назвать, где было прикосновение. Затем ребенок, открыв глаза, показывает ту же часть тела у взрослого и называет ее.
- Повтори движение.
- Взрослый называет движение, а ребенок должен его повторить:
- Правой рукой коснись левой руки;
- Левой рукой коснись правой руки;
- Левую руку положи на правое плечо;
- Правую руку положи на правое колено, правой рукой потри левый локоть и тд.
- Что? Где?
Ребенок стоит посередине комнаты, взрослый задает ребенку вопросы:
- Что находится перед тобой?
- Что находится позади тебя?
- Что находится справа от тебя?
- Что находится слева от тебя?
Взрослый меняет положение ребенка и задает все те же вопросы.
- Зеркало.
Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку о том, что, если встать друг к другу лицом, право и лево меняются.
Взрослый просит ребенка показать сначала у себя, потом у взрослого левую руки, правое плечо, левое колено и тд.
Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить, при этом если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.
Упражнения на развитие пространственных представлений. Ориентировка в большом пространстве и на листе бумаги.
- Нарисуй фигуры.
Взрослый расчерчивает лист бумаги на четыре части и просит ребенка показать две верхние части листа, две нижние, две правые и две левые. Взрослый объясняет ребенку, какая часть листа является правой верхней, правой нижней, левой верхней, левой нижней частью.
Ребенок рисует геометрические фигуры под диктовку взрослого: «Нарисуй треугольник в верхнем левом углу листа, справа от него квадрат, под ним круг. А теперь нарисуй квадрат в нижнем левом углу листа и т.д.»
После на уже готовом рисунке взрослый спрашивает ребенка: «покажи и назови фигуры, расположенные в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и тд.»
- Найди предмет.
Взрослый прячет в комнате конфету, игрушку или любой предмет, который ребенку будет интересно искать. Затем задает ребенку направление движения, количество шагов в сторону спрятанного предмета. Ребенок ищет предмет по подсказкам взрослого.
- Робот.
Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый говорит: « Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг вперед. Если скажу «два шага назад», ты сделаешь два шага назад. Если я скажу «поворот налево», ты сделаешь поворот налево.
За тем взрослый дает команды, а ребенок их выполняет.
- Робот наоборот.
Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг назад. Если скажу «два шага влево», ты сделаешь два шага вправо. И тд.
Графические диктанты по клеточкам, игра танграм, игра со счетными палочками «выложи по образцу». Образцы игр представлены ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...
Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений
Подборка игр и упражнений на развитие пространственных представлений для организации в домашних условиях....
Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».
Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного возраста...