"Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Трухан Светлана Владимировна
МДОУ "Детский сад "Родничок "г. Надыма"
"Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии"
Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять традиционное - зрителя, лучше - участника, партнера, сотворца).
Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.
Изучение системы воспитания творческих людей перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. ф. Моргун, Е. А. Ямбург и др.
Важно различать понятия артистизма и актерствования. Актерствование— это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой ребенок изображает действие. Настоящий артистизм — это комплекс умений, который помогает ребенку глубже, ярче выразить себя, добиться оптимальных результатов в творческой работе.
Одна из удивительных черт театрального искусства - перевоплощение.
Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Таким образом, артистизм — это не только игра в кого – то, это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а, в самом деле «быть». Исчезают условности, все искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные.
Все выше сказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии.
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие "говорящие" характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Хореография искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.
Развитие артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографии
Для развития артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста в хореографическом коллективе нужна особая технология обучения, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой — глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.
Значение трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.
Станиславский выделяет 5 технологий актерского мастерства:
1. Раскрепощение мышц; (зажатость мышц, разновидность подавления естественных движений)
2. Сценическое внимание (сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других)
3. Сценическая память (форма психического отражения заключается в закреплении и использовании прошлого опыта)
4. Сценическое воображение (психический процесс нового в форме образа, представления или идеи)
5. Чувство правды и веры (на сцене правдой является то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться, зародившееся в душе артиста чувство на сцене становится действительным и верным) которые можно применить к старшим дошкольникам
Так как танец — это тоже передача внутреннего состояния через пластику и музыку, то использование этюда позволяет эффективно развивать артистические способности детей путем формирования умения импровизировать и фантазировать посредством музыки и пластических движений. Это позволяет сделать занятие живым, разнообразным, помогающим все более приобщать к танцу детей дошкольного возраста.
Хореограф, который в своей работе ставит целью развитие артистических способностей у своих воспитанников, должен в подборе репертуара
хореографического коллектива основываться на постановке сюжетных танцев. Сюжетный танец — это своего рода мини спектакль. В нем есть завязка, развитие сюжета и кульминация. Так же в сюжетном танце есть и свои характерные роли. Исполнители не просто исполняют танец, а передают характер через пластику. Во время репетиций, чтобы добиться максимальной драматизации в танце, хореографу наряду с отработкой ритмического рисунка, техничного исполнения приходится работать и над драматическим исполнением каждого участника хореографической композиции.
Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения. Главная задача разминочных упражнений - активизация работы всех элементов системы, «разогрев» их и подготовка к работе. Здесь происходит «прогрев» каждого элемента с помощью остальных. Например, чтобы «разогреть» внимание, мы «ловим» хлопок как воображаемую пулю (цветок, конфетку — это зависит от состава и возраста группы, а для этого необходимо расслабиться, постараться не думать ни о чем. Иногда при выполнении упражнения полезно не смотреть на педагога: для более эффективной концентрации внимания оставить лишь один слуховой канал восприятия.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и духовного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....