РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на учебный год 2018-2020
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
на учебный год 2018-2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа работы с родителями на 2018-2020 уч.год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» д.Сметанино Смоленского района Смоленской области
УТВЕРЖДЕНО Заведующий ДОУ ___________________________ ___________________________ (дата, подпись, номер приказа)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
на учебный год 2018-2020
(старшая -подготовительная группа)
Разработчики:
Гаврилова Л.И.
д.Сметанино
Оглавление
1.3.Задачи рабочей программы 4
1.4.Основные принципы рабочей программы 5
1.6.Нормативная база взаимодействия ДОУ с семьей 8
2.1.Структура рабочей программы 9
2.2.Методы и формы работы при реализации программы 10
2.3.Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность. 12
2.4.Примерный тематический план работы с родителями 16
4. Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (прилагается) 18
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 21
3.1.Материально-техническое обеспечение 21
3.2.Методическое обеспечение программы 21
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Сегодня самостоятельное значение приобретают глобальные тенденции в изменении института семьи, которые привлекают все большее внимание ученых. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитать ребенка изолировано от других воспитательных институтов. Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Отсутствие образовательных программ для родителей в теле – и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно – популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей становится воспитатель детского сада.
Данная программа может быть реализована полностью и парциально, по согласованию педагогов дошкольного учреждения с семьей на занятиях для родителей, заседаниях клуба, консультациях специалистов.
1.2.Цель рабочей программы
Цель рабочей программы: создание необходимых условий для повышения профессиональной компетентности и ответственных взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
1.3.Задачи рабочей программы
Задачи рабочей программы:
-изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
-совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности;
-создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
-установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников и привлечь их к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ, районе и т.д.
-познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
1.4.Основные принципы рабочей программы
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее и состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели и др.).
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно – историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс субъективные факторы человеческой жизни – общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь, т. е. все то, что сохраняет саму жизнь.
Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, - как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
1.5.Планируемый результат
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
1.6.Нормативная база взаимодействия ДОУ с семьей
- Конституция Российской Федерации (извлечения).
- Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения). Декларация прав человека (извлечения).
- Закон «Об образовании» (извлечения).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения).
- Закон Российской Федерации об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Структура рабочей программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего подготовительного возраста (дети 5- 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
2.2.Методы и формы работы при реализации программы
Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.
Первый - «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.
Второй этап - «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Формы работы ДОУ с семьей
Родительские собрания - одна из основных форм работы с родителями.
На собраниях обсуждаются проблемы жизни детских коллективов, развития личности ребенка. Собрания - это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск путей решения имеющихся проблем.
Индивидуальные консультации направлены на оказание помощи родителям в решении проблем взаимодействия с детьми.
Педагогический лекторий для родителей способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей.
Систематическое проведение занятий, целевых прогулок, тематических праздников обеспечить осознание родителями необходимости создавать условия для реализации ребенком игровой потребности
Выпуск газеты с методическими рекомендациями для молодых родителей поддерживать интерес родителей к активному взаимодействию в решении проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Формы совместной деятельности родителей и воспитанников ДОУ
Формы познавательной деятельности: праздники знаний и творчества, совместные выставки, концерты детского творчества «Чудеса своими руками», конкурсы , моделирование ситуаций в игровой и познавательной деятельности
Формы проведения досуга: совместные праздники, подготовка спектаклей, концертов, экскурсионные поездки. Праздники: «День наших мам», «День Защитника Отечества», «День наших бабушек и дедушек»; игровые семейные конкурсы: «Мы спортивная семья», «Музыкальная семья», совместное посещение театров, музеев.
2.3.Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность.
1. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся» (прилагается). Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В детском саду |
1. Сбор информации: о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта); - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); - ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; - выявление одаренных детей; - выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях). о семье: - состав семьи; - определение социального статуса семьи (социальная анкета); - выявление семей группы «риска»; - материально-бытовые условия; - психологический микроклимат, стиль воспитания; - семейные традиции, увлечения членов семьи; - заказ на образовательные и оздоровительные услуги. о потребностях педагогических кадров: - проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями. 2. Анализ информации. |
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
1. Просветительская деятельность: - вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; - вопросы воспитания детей дошкольного возраста; -формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях. 2. Организационно-педагогическая деятельность: - обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.); - тренинги по обучению родителей общению. Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы | 1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. 2.Просветительская деятельность через наглядную информацию: - информационные стенды; - родительские уголки; - методическая литература. 3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность: - беседы; - консультации; - круглые столы; - родительские собрания.
| 1.Социально-нравственное и познавательное развитие: - семья; - родословная; - семейные традиции; - гендерное воспитание; - формирование духовных ценностей.
|
3. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
| 1.Вовлечение родителей в педагогический процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; - планирование и совместная работа на родительских собраниях; - помощь в организации досуговой деятельности; - совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); - оформление групп детского сада; - участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); - благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега; | 1.Вовлечение детей в творческий процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки); - совместное участие с родителями в семейных концертах; |
2.4.Примерный тематический план работы с родителями
План проведения родительских собраний
Месяц | Тема родительского собрания |
Сентябрь | Организационное. «Задачи воспитания и обучения на учебный год» |
Февраль | Текущее. «Безопасность жизнедеятельности ребенка» |
Май | Итоговое. «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей» |
Работа с родительским комитетом:
ежемесячно, по мере возникновения организационных вопросов.
Разработка тематических консультаций и дополнительной демонстрационной наглядности для родителей:
регулярная смена информации в родительском уголке в соответствии с актуальными темами.
Сентябрь
1. Оформление «Уголка для родителей»: «Режим дня», «Рекомендации логопеда», «Задачи на новый учебный год», «Учите и читайте вместе с нами», «Наши именинники», «Объявления», «Здоровейка», «Расписание ООД».
2. Фоторепортаж «Вот оно какое, наше лето!
3. Папка-передвижка «Возрастные характеристики детей 5-7 лет».
4. Организационное родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения на учебный год».
5. Консультация «Игры в кругу семьи».
6. Памятка «Спортивная форма на занятиях физической культурой».
7. Консультация для родителей «Зачем малышу театр?»
8. Анкета для родителей «Как прошла адаптация ребенка к детскому саду»? (прилагается)
Октябрь
1. Совместная работа детей и родителей «Дары осени». Оформление выставки.
2. Консультация «Игрушки для детей 5-7 лет».
3. Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей.
4.Консультация «Здоровьесберегающие технологии. Пальчиковая гимнастика».
5. Консультация «Личная гигиена дошкольника».
6. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
7. Консультация «Витамины для детей».
8. Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» (прилагается)
Ноябрь
1. Консультация «О необходимости вакцинации против гриппа».
2. Консультация «Правила хорошего тона с младенчества».
3. Памятка «Формирование здорового образа жизни у детей».
4. Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни».
5. Памятка для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни.
6. Стенгазета, посвященная Всемирному дню ребенка.
7. Оформление выставки ко Дню Матери «Моя мама - лучшая самая!»
8. Заседание родительского комитета (подготовка к проведению новогоднего утренника).
Декабрь
1. Памятка для родителей «Тема: Зима».
2. Папка-передвижка «Новый год».
3. Привлечение родителей к оформлению группы и зала к Новому году.
4. Выставка рисунков и поделок «Волшебница Зима!».
5. Выпуск Новогодней газеты с приглашением на утренник.
6. Консультация: «Как одевать детей в холодное время года».
7. Консультация: «Как одеть ребенка в детский сад».
8. Консультация: «Как провести выходной день с детьми».
9. Консультация: «Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях».
10. Консультация: «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста».
11. Привлечение родителей к зимним постройкам на участке.
12. Конкурс новогодних кулинарных рецептов (создание сборника).
13.Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка (прилагается)
Январь
1. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»
«Как организовать выходной день с ребенком».
2. Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. Памятка «Как определить темперамент ребёнка?».
4. Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (прилагается)
Февраль
1. Стенгазета «Вести с прогулки».
2. Консультация для родителей «Отец как воспитатель».
3. Фотовыставка «Папа может всё что угодно!».
4. Консультация: «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников».
5. Участие в музыкально-физкультурном развлечении «Наши защитники».
6. Консультация: «Хитрая математика для дошкольников».
7. Проведение родительского собрания: «Безопасность жизнедеятельности ребенка».
Март
1. Совместная с родителями подготовка к утреннику 8 марта.
2. Выпуск праздничной газеты (поздравление, приглашение).
3. Совместное создание в группе мини-огорода.
4. Папка-передвижка «Масленица».
5. Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка?».
6. Консультация: «Как правильно учить с детьми стихотворение».
7. 27 марта день театра. Советы родителям: как творчески развивать ребенка.
Апрель
1. Фотовыставка «Из жизни нашей группы».
2. Консультация: «Речевая культура ребенка рождается в семье».
3. Консультация: «Безопасность детей - забота взрослых».
4. Консультация: «Болезни грязных рук».
5. Участие в спортивном мероприятии «День здоровья».
6. Выставка детского творчества «Весна пришла!».
7. Озеленение и благоустройство участка и территории совместно с родителями.
Май
1. Проведение итогового родительского собрания: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей».
2. Консультация: «Чем заняться детям летом?».
3.Консультация: «Доврачебная помощь ребенку при неотложных состояниях».
4. Беседы с родителями, дети которых будут посещать детский сад в летний период.
5. Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала.
6. Анкета «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива» (прилагается)
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
1. База МБДОУ д/с «Солнышко», д.Сметанино
2. Кадровое обеспечение (укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами)
3. Методическое обеспечение (учебно – методический комплекс, детская и научно – методическая литература)
4. Технические средства обучения: аудио, видеоаппаратура, ноутбук.
5. Сотрудничество с культурными, просветительскими, образовательными учреждениями города, села.
3.2.Методическое обеспечение программы
Литература по теме:
«Психологические условия общего развития ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника».
- Мухина В.С. Возрастная психология - М, 1997.
- Мухина В.С. Детская психология - М., 1985.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности - М., Наука, 2006.
.Литература по теме: «Психология взаимоотношений в семье»
- Семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер М. – 1990г Брезгунова И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. - М., 2005.
- Галагузова Л.П., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М. 2006.
- Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалева/ М. – 1989г.
- Психология семейных отношений С.В. Ковалёв М. – 1987г.
- Родители и дети З. Матейчик М. – 1992г.
Литература по теме: «Семейное воспитание: цели, задачи, содержание»
- Азбука для родителей Э. Фроим М. – 1991г.
- Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. Ю. Хямяляйнен М. – 1993г.
- Воспитателю о работе с семьёй /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой/ М. – 1989г.
- Детский сад и семья / Под редакцией Т.А. Марковой/ М. – 1989г.
- Дошкольные учреждения и семья – Т.Н. Доронова М. – 2001г.
- Как быть родителями А.С. Спиваковская М. – 1986г.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание 1989 №5, 9//
Литература по теме: «Детско-родительские отношения».
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) - М.,2003.
2. Бэндрер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж,2003.
3. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М., 2005.
4. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор
девиантного поведения детей Семья в России. -2007. № 2.
5. Семья. Книга для чтения в двух томах. (Сост. Андреева И.С., Гулыга А.В.).
-М., 2000.
Литература по теме: «Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. (Проблемы родителей и педагогов)».
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2003.
2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи- М.,
Просвещение, 2008.
3. Леви В.Нестандартный ребёнок. - М., Знание, 2003.
Литература по теме: «Творческая одарённость: социальный смысл и психолого - педагогические проблемы. Развитие, диагностика, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей».
1.Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., Просвещение, 2004.
2. Гримак, Выготский, Ковалёв А.Г., Мясищев В.И.
Психические особенности человека, т. П. Способности - Л., Изд-во Ленингр.
Унив-та, 1960.
3. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка - реальное дело! -
М., Образ, 2000.
4. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза,
2004.
Литература по теме: «Педагогика как наука».
1. Коротов В.М. Введение в педагогику. - М., УРАО, 1999.
2. Корчак Я. Как любить ребёнка. - М., 2000.
3. Курганов СЮ. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. - М., 2009.
4. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. - М., Прометей, 2005.
5. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М, 2003.
Литература по теме: « Театр, СМИ и современные дети»
1.Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка - реальное дело! -М., Образ, 2004.
2.Толстых А.В. Психология юного зрителя. - М., Знание, 2006.
З.Юный зритель: Проблемы социологии кино. - М., Искусство, 2011. 4.Левшина И.С. Функционирование киноискусства в массовой молодёжной аудитории //Социальные функции искусства и его видов. - М., Наука, 2000.
Литература по теме: «Досуг в семье».
1. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. - М, 1966.
2. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
Электронные ресурсы:
- Электронный ресурс Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod01.htm
- Электронный ресурс А. Ю. Коркина // Детская психология для родителей.–Режим доступа: http://psyparents.ru/index.php?view=articles&sc=35&cat=5&item=2700&full=yes
- Литература для родителей . Режим доступа: http://doshkolniki.com/statyi/st_intersnye_igry.html
IV.Приложения
4.1.Анкеты
Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?»
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.
1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
а) Конвенция о правах ребенка
б) Трудовой кодекс РФ
в) Конституция РФ
г) Семейный кодекс РФ
д) Закон РФ «Об образовании»
е) Уголовный кодекс РФ
2. Как Вы считаете, есть ли у ребенка какие-либо права?
а) Да б) Нет в) Не знаю
3. Знаете ли Вы что-либо о Конвенции о правах ребенка?
а) Читал б) Слышал в) Не имею представления
4. Кто, по вашему мнению, несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) Педагоги б) Родители в) Государство
5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) На благотворительные организации б) На иностранных спонсоров
в) На государство
6. ООН считает человека ребенком от рождения до
а) 16 лет б) 18 лет в) 19 лет
7. Участвуют ли Ваши дети в решении семейных вопросов?
а) Да б) Нет в) Иногда г) Не считаем нужным д) Мы сами способны решить все
8. Что Вы сделаете, если узнаете, что Ваш ребенок непочтительно относится к старшим?
а) Объясню б) Ничего в) Отругаю г) Побью д) Накажу
9. Применяете ли Вы дома телесные наказания по отношению к своим детям?
а) Да б) Нет в) Иногда г) Крайне редко д) Никогда
10. Какие методы наказания ребенка (детей) Вы обычно используете? (Можно отметить все подходящие для Вас ответы)
1. Беседы и разъяснения
2. Внушения и запреты
3. Выражаю недовольство, ругаю
4. Моральное наказание
5. Физическое наказание
6. Отказываю в деньгах, изымаю деньги
7. Лишаю развлечений, общения с друзьями
8. Заставляю выполнять домашнюю работу
9. Раньше обычного отправляю спать
10. Ставлю в угол
11. В какой форме Вы обычно осуществляете контроль за ребенком (детьми):
1. Полный контроль
2. Контролирую, но предоставляю ребенку (детям) определенную свободу в действиях и принятии решений
3. Обычно не вмешиваюсь в его (их) жизнь, ребенок (дети) полностью свободен в своих действиях
4. Затрудняюсь ответить
12. Приходилось ли Вам срывать свое плохое настроение на ребенке (детях) ?
1. Да, постоянно
2. Да, часто
3. Да, иногда
4. Нет, никогда
13. Есть ли у ребенка (детей) свободное время на отдых и досуг?
1. Да
2. Нет
14. Позволяете ли Вы ребенку (детям) проводить свободное время так, как ему (им)хочется?
1. Да, полностью считаюсь с желаниями ребенка (детей)
2. Да, в разумных пределах
3. Нет, нельзя потакать детям
4. Ребенок (дети) сам распоряжается свободным временем по своему усмотрению без позволения с моей стороны
15. Что Вы думаете о правах ребенка?
1. У ребенка есть такие же права, что и у взрослого, он обладает всем спектром основных неотъемлемых прав и свобод человека
2. Ребенок - объект социального попечения и ограничен в своих правах по сравнению со взрослым человеком
3. У ребенка больше прав, чем у взрослого, т. к. у него есть еще и дополнительные права
4. Ребенок получает права лишь по достижении совершеннолетия
5. Затрудняюсь ответить
16. Воспринимаете ли Вы ребенка как личность, признавая за ним право на уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, свободу слова и выражения мнения?
1. Да
2. Не совсем
3. Нет
4. Затрудняюсь ответить
2.Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка.
Уважаемые родители!
В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья детей просим ответить на следующие вопросы.
1. Часто ли болеет ваш ребенок?
совсем не болеет;
болеет редко;
болеет часто.
2. Каковы, на ваш взгляд, основные причины болезни вашего ребенка?
недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;
недостаточное физическое воспитание ребенка в семье;
наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?
да;
нет;
частично.
4. Чему, на ваш взгляд, семья и детский сад должны уделять особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
соблюдение режима;
полноценный сон;
достаточное пребывание на свежем воздухе;
здоровая гигиеническая среда;
благоприятная психологическая атмосфера;
занятия физической культурой;
закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?
облегченная форма одежды на прогулке;
облегченная одежда в группе;
обливание ног водой контрастной температуры;
хождение босиком;
прогулка в любую погоду;
полоскание горла водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?
да;
частично;
нет.
7. Считаете ли вы, что в вопросах укрепления здоровья ребенка необходимо эффективное сотрудничество родителей и педагогов, специалистов детского сада?
да, конечно;
допускаю варианты такого сотрудничества;
в этом нет необходимости.
8. Нуждаетесь ли вы в помощи специалистов и педагогов детского сада в вопросах укрепления здоровья вашего ребенка?
да;
частично;
нет.
3. Анкета для родителей «Как прошла адаптация ребенка к детскому саду»?
Состав семьи (количество): взрослых ___ детей___
Какой ребенок по счету: единственный ___, старший ___, средний ___, младший___
Возраст: матери ___ отца ___ ребенка___
Образование: мать ___ отец ___
Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детский сад? ___
Кто в основном занимался воспитанием ребенка? ___
Соблюдается ли режим дня ребенка в семье? ___
Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно). Уточните отдельные моменты:
-укладывание на сон___
-кормление___
-умывание___
-одевание___
-туалет___
9. Как Вы поощряете ребенка за хорошее поведение, послушание ___
10. Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается? ___
11. Единодушны ли члены семьи в выражении:
-поощрений___
-наказаний___
-запретов ___
-разрешений___
12. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
- ребенок адаптировался полностью, быстро, легко,
- ребенок утром не хочет идти в детский сад
- ребенок иногда не хочет идти в детский сад
- ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
13. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
- действия всех сотрудников
- совместные действия сотрудников и родителей
- действия родителей
14. Изменилось ли поведение ребенка дома:
-да
-нет
15. Ваши предложения и пожелания детскому саду, воспитателям
4.Анкета для родителей «Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
а) да б) нет
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да б) нет
3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
4. Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ______________________________ б) нет
5. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
6. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да б) нет
1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:
а) чистый
б) грязный
в) не знаю
7. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?
Да Нет
8. Часто ли вы проветриваете помещение:
а) регулярно
б) изредка
в) не обращаю на это внимания
9. Как часто вы делаете влажную уборку:
а) каждый день
б) раз в неделю по выходным
в) другие варианты...
10. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:
а) мебели Да Нет
б) обоев Да Нет
в) ковров Да Нет
11. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?
Да Нет
12. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?
Да Нет
5.Анкета «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать ваше мнение и предложения по её совершенствованию
- Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:
критерий | оценка |
Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей приемной группы | |
Актуальность информации, представленной в информационном уголке | |
Тактичность и культура поведения педагогов с родителями | |
Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед | |
Уровень проведения родительских собраний | |
Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний |
- Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях:
- Всегда
- Часто
- Редко
- Никогда
- От чего зависит Ваше участие / неучастие в жизни ДОУ:
- От наличия свободного времени
- От тематики встреч
- От собственных интересов / затруднений
- Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада из предложенных в таблице:
Форма участия | отметка | |
Помощь в развитии материальной базы группы | ||
Активное участие в воспитательно-образовательном процессе (активное участие в занятиях, руководство кружковой деятельностью, проведение досуговых мероприятиях, бесед с детьми, экскурсий и т.д.) | ||
Участие в подготовке и проведении праздников и утренников |
| |
| ||
| ||
| ||
Посещение родительских собраний |
| |
| ||
| ||
Участие в развлечениях, досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.) | ||
Другое (укажите) |
- Ваш ребенок ходит в детский сад:
- С удовольствием
- Через силу
- Редко с удовольствием
- Со слезами
- Работа педагогов в группе:
- Устраивает Вас полностью
- Устраивает Вас частично
- Не устраивает совсем
- Ваша осведомленность о работе датского сада:
- Полная
- Вообще не имею информации
- Частичная
- Предпочитаю информации не иметь, т.к. она меня расстраивает
- Информацию о детском саде получаю:
- Из наглядной информации в дошкольном учреждении
- Со слов педагогов
- От других родителей
- На собраниях
- От заведующего ДОУ
- От ребенка
- Не получаю вообще
- Спокойно ли вы ходите на работу, оставляя ребенка:
- Да
- Нет
- Частично
- Отношение Вашего ребенка к воспитателю:
- Положительное
- Разное
- Отрицательное
- Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
- Улучшилась материальная база
- Повысилась эстетика быта
- Изменилось отношение к детям
- Возросло уважение к родителям
- Повысилось качество воспитания и обучения
- Использовались интересные формы работы с родителями
- Хотели бы Вы знать о своем ребенке, его трудностях и успехах:
- Да
- Нет, я и так хорошо знаю своего ребенка
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2015-2016 учебный год коррекционно-образовательной работы для детей дошкольного возраста (5-7лет)
Рабочая программа разработана на основе Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» авторов Т.В.Фили...
Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год
рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018- 2020 учебный год.
коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ и их родителями...
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год для подготовительной группы ДОУ по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа на 2020-2021 уччебный год для поготовительной группыпредставляет основные компоненты оптимальной организации образовательного процесса. В основе раскрыты цели, задачи и содержание об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2020-2021 учебный год (на основе Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2019г.)
Рабочая программа группы – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе образовательной программы ДОУ, а также примерной образовательной программы дошкольного образования...
Работа по дополнительной программе Е.В. Колесниковой "Математические ступеньки" 2018 - 2020 гг
Современные достижения требуют от человека мыслить обстрактно, и необходимость логического мышления уже с дошкольного возраста стоит перед воспитателями. Актуальность заключена в формировании ключевых...