Эссе "Педагог - это..."
материал

Клименко Наталья Александровна

Эссе является размышлением на тему выбора профессии педагога, воспитателя детского сада. Как я пришла в эту профессию, что было бы при выборе другой профессии, какие три гавных вопроса я смогу себе задать овладев профессией воспитателя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pedagog_eto.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагог – это…».

Стать учителем начальных классов я начала мечтать, когда мне было лет пять. Получилось это так. Каждое лето я проводила с бабушкой и старшим братом на даче, где было много детей, которые так же , как и я жили на даче со своими бабушками и дедушками. Я дружила с девочкой с соседней дачи, а её бабушка была учителем в начальной школе, и она частенько с нами занималась – готовила нас к школе. Мне очень нравилась и бабушка (до сих пор помню, что её звали Анной Степановной), и занятия с ней, и подружка, и весь их дом с его укладом жизни и обитателями. Бабушка-соседка умерла, когда я пошла в школу, но я запомнила этого человека на всю жизнь. Когда мне было семь-восемь лет, я очень любила собирать вокруг себя всех малышей с нашей улицы и заниматься с ними, именно заниматься, а не просто играть: я рисовала им буквы на песке, а они повторяли написание, я учила их играм, строила им в песочнице замки и учила их строить, читала книжки, хотя сама тогда не очень хорошо умела читать, катала на велосипеде, в коляске, на своих плечах, играла в ладушки. Мне это очень нравилось. Я подрастала, подрастали мои «воспитанники», но мне не переставало  нравиться заниматься с ними. Когда я заканчивала десятый класс школы (в то время в школе учились восемь или десять лет), то вопросов в выборе профессии не возникло – я захотела поступить в педагогический институт на факультет начального образования, но медкомиссия  в школе не посоветовала мне выбирать профессию учителя из-за большой нагрузки на зрение (у меня зрение с детства было нестопроцентное), поэтому я подала документы на факультет дошкольной педагогики в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. По конкурсу я, к сожалению, не прошла и поэтому поступила в педагогическое училище с дошкольным профилем. Так произошёл мой выбор профессии педагога, воспитателя детского сада. Скоро уже я закончу Кубанский государственный Университет и получу ещё одну специальность,. о которой мечтала ещё пятилетним ребёнком – учитель начальных классов. В чём заключается работа педагога, правильно ли я сделала свой выбор, что было бы, если бы выбор был другим и как сложилась бы моя жизнь – такие вопросы задавала себе не только я, но, наверно,  каждый педагог.

Я уже много лет работаю воспитателем в детском саду и, конечно, я чувствую разницу между тем, какой мне представлялась эта профессия в детстве и тем, какой является деятельность педагога на самом деле. В детстве всё было в радужных тонах, в ореоле радости и счастья. На самом деле профессия педагога, как и любая профессия, имеет свои трудности, иногда случаются провалы, а иногда ласкающие самолюбие успехи. Нужно многое изучить, чтобы стать педагогом, в детстве всё казалось проще. Осталось неизменным то, что я. по-прежнему, люблю эту профессию, люблю детей, люблю формировать их личности, все такие разные, люблю находить подход к каждому ребёнку. Любовь к детям – это то необходимое, что должно быть у каждого, выбирающего профессию педагога. Быть настоящим педагогом – это не просто профессия, это образ жизни: всегда и во всём стараешься быть образцом, как будто мои воспитанники или их родители находятся где-то рядом, а значит никак нельзя опускаться до неправильного поведения. Недавно прочла где-то такое высказывание: «После того, как сделаешь замечание ребёнку, подойди к зеркалу и скажи: «Тебя это тоже касается». Педагог – это образец во всём, дети сразу почувствуют фальшь, если педагог говорит одно, а поступает сам по-другому. Каждый день работы воспитателя не похож на предыдущий, что во многом зависит от самого воспитателя, от его желания творить, выдумывать, перевоплощаться, нести радость, удивлять. Работа педагога продолжается даже тогда, когда находишься дома: надо просмотреть сайты по дошкольной педагогике, хочется подыскать в интернете что-то новое для работы с детьми, продумать как сделать образовательную деятельность следующего дня захватывающей и интересной для детей, подобрать иллюстрации; в голове постоянно крутятся какие-то идеи и способы их воплощения. Педагог должен владеть навыками плодотворного педагогического общения не только с детьми, но и с их родителями, используя всё многообразие форм и методов. Взаимодействие «педагог-ребёнок-семья» - один из главных залогов успеха педагогической деятельности.  Помимо этого воспитателю надо постоянно повышать свой педагогический уровень: выступать на семинарах, конференциях, делиться опытом с коллегами, вести свой блог, получать дополнительное образование на курсах повышения квалификации, заниматься темой самообразования, готовить материалы для аттестации и ещё многое другое – педагогу скучать некогда. В работе воспитателя присутствует и не очень интересная для меня составляющая - ведение документации; но без этого, наверно, не обойтись ни в одной профессии, поэтому я философски подхожу к этому вопросу, чтобы эта часть моей работы меня не омрачала.

Я вспоминаю своё детство и ту радость, которую мне приносило педагогическое общение с моими «воспитанниками» и понимаю, что это никуда не делось и, по-прежнему, меня радует, но уже на другом, профессиональном уровне, то есть добавились знания, как правильно воспитывать и добавилась ответственность за свой труд.  Я, по-прежнему, обожаю детские вопросы, они не перестают удивлять меня своей неожиданностью и новизной, ведь дети от природы такие любознательные, такие исследователи и фантазёры. Вопросы бывают очень специфическими, и без энциклопедий и специальной литературы не обойтись – и мне это тоже нравится, всегда любила учиться и докапываться до сути вопроса.

Трудности в работе есть, без этого было бы не интересно. Преодоление трудностей, решение сложных педагогических ситуаций переводит педагога на новый уровень мастерства. Трудности – это прекрасно, такое удовольствие получаешь, когда видишь, что трудный ребёнок становится очень даже хорошим, неумеющий – умелым, а драчун учится решать споры словами. Приятно видеть в детских глазах радость и гордость за себя - все усилия педагога окупаются сторицей, когда видишь результат своей работы.

Иногда я задумываюсь над тем, что было бы, если бы я выбрала профессию, связанную с математикой (математика была моими самым любимым предметом в школе) – занималась бы математическими расчётами и прогнозами или работала бы инженером, как моя мама, брат и муж. Я даже уже поступила в Политех на факультет экономики и проучилась там три года, но потом из-за замужества переехала в Краснодар, не смогла перевестись в местный вуз, да так и не закончила своё образование по этой специальности. А если бы закончила, что тогда было бы?  Не знаю точно, что было бы, но знаю, что точно не было бы той радости, которую я получаю от педагогической деятельности, не было бы этих радостных детских глаз, улыбок и благодарных слов родителей воспитанников.

Кстати, учась очно на экономиста в Политехе, я на летних каникулах работала воспитателем на даче своего родного детского сада – для меня это был отдых: заниматься любимым делом – это удовольствие, самореализация,  за которые к тому же получаешь деньги.

 Воспитатель – это первый педагог, с которым встречается малыш в своей жизни, и очень важно уметь прикоснуться «волшебной палочкой» к каждой детской душе и сделать её прекрасной. Думаю, всё в моей жизни сложилось наилучшим для меня образом. Сейчас я уже довольно-таки опытный воспитатель, но я прекрасно понимаю, что это не предел совершенства, и впереди ещё много открытий.

Какие три главных вопроса я смогу себе задать овладев профессией воспитателя? Я думаю, это такие вопросы: каким образом можно сделать педагогический процесс ещё более интересным для детей? чего я ещё не знаю в своей профессии? всем ли я довольна в своей педагогической деятельности и как сделать так, чтобы я была довольна всем?