Проект по развитию коммуникативных навыков
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект в группе «Бусинки» МБДОУ №33.
Паспорт проекта группы «Бусинки».
- Название проекта: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через игровую деятельность».
Психолого-педагогическая характеристика решаемой проблемы, ее актуальность для данного учреждения/организации.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка. Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.
- Цель и основные задачи проекта.
Цель: создание условий, способствующих позитивной социализации детей дошкольного возраста с проблемами в общении, воспитание у них способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.
Задачи:
- развивать социальную активность детей, игровые навыки;
- формировать культуру общения;
- учить детей преодолевать негативные эмоции, выражать положительные эмоции, свои чувства;
- разработать систему игр и упражнений по социально-личностному развитию детей.
- Категории клиентов (кому адресован проект).
Дети дошкольного возраста, родители.
- Исполнители мероприятий проекта.
Воспитатели, педагог-психолог.
- Сроки реализации проекта.
Долгосрочный, 5 месяцев.
- Описание основных направлений реализации проекта по решаемой проблеме:
Первый этап – подготовительный.
Цель: определение содержательной рамки проекта.
Содержание:
- планирование целей, задач, тактики проведения коррекционно-развивающей работы;
- разработка содержания коррекционно - развивающих занятий;
- подготовка консультаций для родителей и разработка семинара-практикума по вопросам организации и руководства детской игры и проблем в сфере общения;
- разработка письменных рекомендаций в уголке для родителей.
Второй этап – диагностический.
Цель: выявить индивидуально – типические проявления недостаточно развитой сферы общения у детей группы детского сада, проследить их взаимосвязь с реальными достижениями ребёнка, положением в группе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Содержание:
- отбор методик и проведение диагностики;
- обработка результатов;
- подбор детей в группу, имеющих проблемы в сфере общения.
Третий этап – коррекционно-развивающий.
Цель: постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций.
Содержание:
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в общении через игровую деятельность;
- изменение отношения дошкольника к необщительному ребёнку, акцент на положительные стороны, создание ситуации успеха;
- использование игр в разных видах деятельности;
- работа с родителями (консультации, семинар-практикум, стендовая информация).
Четвертый этап – оценочный.
Цель: оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.
Содержание:
- повторная диагностика социальных навыков у детей;
- определение полученных показателей и результатов проекта.
- Перечень основных мероприятий проекта
Таблица 1
№ п/п | Проектные мероприятия | Исполнители мероприятия | Ожидаемые результаты | Полученные результаты |
Направление 1. Мероприятия, направленные на определение содержательной рамки учебного проекта. | ||||
1. | разработка содержания коррекционно - развивающих занятий | педагог-психолог, воспитатели | планирование целей, задач, тактики проведения коррекционно-развивающей работы; разработка структуры занятий | спланированы цели, задачи, тактика проведения коррекционно-развивающей работы; разработана структура занятий |
2. | подготовка консультаций для родителей и разработка семинара-практикума по вопросам организации и руководства детской игры и проблем в сфере общения | педагог-психолог, воспитатели | расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста; найти пути решения по устранению проблем в сфере общения (например, смена стиля воспитания в семье) | разработаны консультации и рекомендации по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. разработан семинар – практикум с родителями и с целью: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста |
3. | разработка письменных рекомендаций в уголке для родителей | педагог-психолог | дать информацию для родителей на такие темы как: взаимодействие детей в группе детского сада; ребенок имеет проблемы в общении с детьми | рекомендации разработаны и размещены в уголке для родителей |
Направление 2. Мероприятия, направленные на выявления индивидуально – типических проявлений недостаточно развитой сферы общения у детей группы детского сада «Почемучки». | ||||
1. | отбор методик и проведение диагностики: методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур); методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка; экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной). | педагог-психолог | определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди; исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении; выявить систему существующих между детьми избирательных отношений | осуществлен отбор методик и было проведено комплекса методик, по выявлению индивидуально – типических проявлений недостаточно развитой сферы общения у детей |
2. | наблюдение за детьми в различных ситуациях | педагог-психолог, воспитатели | осуществление систематического наблюдения за взаимодействием ребенка со сверстниками в разных видах деятельности и ситуациях | было осуществлено систематическое наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками в разных видах деятельности и ситуациях |
3. | обработка результатов диагностического обследования | педагог-психолог | обработка и интерпретация результатов обследования, выявления детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в сфере общения | по результатам диагностического обследования был осуществлен подбор детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в сфере общения, в группу |
Направление 3. Мероприятия, направленные на постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций. | ||||
1. | Проведение комплекса коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в общении через игровую деятельность | педагог-психолог | создание условий, способствующих позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста с проблемами в общении, воспитание у них способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. | сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей; легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях; повышение уверенности в своих силах, появление сплоченности коллектива; возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию; стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий |
2. | Проведение семинара-практикума «Игры, в которые играют …» | педагог-психолог, воспитатели | расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста; найти пути решения по устранению проблем в сфере общения | проведен семинар – практикум с родителями и достигнута цель: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста |
3. | Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями детей дошкольного возраста, имеющие проблемы в сфере общения. | педагог-психолог, воспитатели | дать обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционно-развивающей работе; информировать родителей об особенностях развития ребенка, о полученных результатах по итогам диагностики; выработка в процессе консультаций оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье | даны конкретные рекомендации по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционно-развивающей работе; родители были проинформированы о результатах диагностики и в дальнейшем о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционно-развивающей работе |
4. | информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции | педагог-психолог | проинформировать педагогов и администрацию о промежуточных результатах коррекции | была представлена презентация с диорамами и фото, видео материалами о промежуточных результатах коррекции |
Направление 4. Мероприятия, направленные на оценку эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы. | ||||
1. | повторная диагностика социальных навыков у детей. | педагог-психолог | с помощью повторной диагностики отследить эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы | в связи с долгосрочностью проекта результат не был достигнут, но по итогам промежуточных результатов коррекции было выявлено: наличие сформированности игровых навыков в соответствии с возрастом детей; легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях; повышение уверенности в своих силах, появление сплоченности коллектива; возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию |
2. | определение полученных показателей и результатов проекта | педагог-психолог, воспитатели | презентация итогов проекта на педагогическом совете | педагогический совет |
- Ожидаемые результаты, критерии их эффективности, механизм проверки:
- сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей;
- владение речью, легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях;
- повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;
- возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию;
- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий;
- развитие способности сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим).
Оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы осуществляется повторным проведением диагностического обследования:
- методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур); - методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка;
-экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной).
Проводится сравнительный анализ полученных результатов до проведения комплекса коррекционно-развивающей работы и после.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...
Презентация проекта "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в соответствии с ФГТ"
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками....
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Отчет по проекту " Развитие коммуникативных навыков в процессе игры".
Отчет о реализации проекта. Название: « Развитие коммуникативных навыков в процессе игры». Автор: воспитатель Бабкина Ирина Юрьевна. Цель: развитие коммуникативных навыков у детей...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию коммуникативных навыков «Давайте жить дружно» во второй младшей группе
В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные ...
Проект по развитию коммуникативных навыков "Театр для малышей".
Театрализованная деятельнось- одно их самых эффективных средств решения проблемы. Театральное исскуство близко и понятно детям. Театр создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, в...