Проект по развитию коммуникативных навыков
проект (старшая группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_kommunikativnyh_navykov.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе «Бусинки» МБДОУ №33.

Паспорт проекта группы «Бусинки».

  • Название проекта: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через игровую деятельность».

 Психолого-педагогическая характеристика решаемой проблемы, ее актуальность для данного учреждения/организации.

 Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

   Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка. Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.

  • Цель и основные задачи проекта.

Цель:  создание условий, способствующих позитивной социализации детей дошкольного возраста с проблемами в общении, воспитание у них способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. 

Задачи:

- развивать социальную активность детей, игровые навыки;

- формировать культуру общения;

- учить детей преодолевать негативные эмоции, выражать положительные эмоции, свои чувства;

- разработать систему игр и упражнений по социально-личностному развитию детей.

  • Категории клиентов (кому адресован проект).

Дети дошкольного возраста, родители.

  • Исполнители мероприятий проекта.

Воспитатели, педагог-психолог.

  • Сроки реализации проекта.

Долгосрочный, 5 месяцев.

  • Описание основных направлений реализации проекта по решаемой проблеме:

Первый этап – подготовительный.

Цель: определение содержательной рамки проекта.

Содержание:

- планирование целей, задач, тактики проведения коррекционно-развивающей работы;

- разработка содержания коррекционно - развивающих занятий;

- подготовка консультаций для родителей и разработка семинара-практикума по вопросам организации и руководства детской игры и проблем в сфере общения;

- разработка письменных рекомендаций в уголке для родителей.

Второй этап – диагностический.

Цель: выявить индивидуально – типические проявления недостаточно развитой сферы общения у детей группы детского сада, проследить их взаимосвязь с реальными достижениями ребёнка, положением в группе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Содержание:

- отбор методик и проведение диагностики;

- обработка результатов;        

- подбор детей в группу, имеющих проблемы в сфере общения.

Третий этап – коррекционно-развивающий.

Цель: постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций.

Содержание:

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в общении через игровую деятельность;

- изменение отношения дошкольника к необщительному ребёнку, акцент на положительные стороны, создание ситуации успеха;

- использование игр в разных видах деятельности;

 - работа с родителями (консультации, семинар-практикум, стендовая информация).

Четвертый этап – оценочный.

Цель: оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.

Содержание:

- повторная диагностика социальных навыков у детей;

- определение полученных показателей и результатов проекта.

  • Перечень основных мероприятий проекта

Таблица 1

№ п/п

Проектные мероприятия

Исполнители

мероприятия

Ожидаемые результаты

Полученные результаты

Направление 1. Мероприятия, направленные на определение содержательной рамки учебного проекта.

1.

разработка содержания коррекционно - развивающих занятий

педагог-психолог, воспитатели

планирование целей, задач, тактики проведения коррекционно-развивающей работы; разработка структуры занятий

спланированы цели, задачи, тактика проведения коррекционно-развивающей работы; разработана

структура занятий

2.

подготовка консультаций для родителей и разработка семинара-практикума по вопросам организации и руководства детской игры и проблем в сфере общения

педагог-психолог,

воспитатели

расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста; найти пути решения по устранению проблем в сфере общения (например, смена стиля воспитания в  семье)

разработаны консультации и рекомендации по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

разработан семинар – практикум с родителями и с целью: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста

3.

разработка письменных рекомендаций в уголке для родителей

педагог-психолог

дать информацию для родителей на такие темы как: взаимодействие детей в группе детского сада; ребенок имеет проблемы в общении с детьми

рекомендации разработаны и размещены в уголке для родителей

Направление 2. Мероприятия, направленные на выявления индивидуально – типических проявлений недостаточно развитой сферы общения у детей группы детского сада «Почемучки».

1.

отбор методик и проведение диагностики: методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур); методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка; экспериментальная игра «Секрет»  (Т.А. Репиной).

педагог-психолог

определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди; исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении; выявить систему существующих между детьми избирательных отношений

осуществлен отбор методик и было проведено комплекса методик, по выявлению индивидуально – типических проявлений недостаточно развитой сферы общения у детей

2.

наблюдение за детьми в различных ситуациях

педагог-психолог,

воспитатели

осуществление систематического наблюдения за взаимодействием ребенка со сверстниками в разных видах деятельности и ситуациях

было осуществлено систематическое наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками в разных видах деятельности и ситуациях

3.

обработка результатов диагностического обследования

педагог-психолог

обработка и интерпретация результатов обследования, выявления детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в сфере общения

по результатам диагностического обследования был осуществлен подбор детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в сфере общения, в группу

Направление 3. Мероприятия, направленные на постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций.

1.

Проведение комплекса коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в общении через игровую деятельность

педагог-психолог

создание условий, способствующих позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста с проблемами в общении, воспитание у них способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. 

сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей;

легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях; повышение уверенности в своих силах, появление сплоченности коллектива; возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию; стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий

2.

Проведение семинара-практикума «Игры, в которые играют …»

педагог-психолог,

воспитатели

расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста; найти пути решения по устранению проблем в сфере общения

проведен семинар – практикум с родителями и достигнута цель: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста

3.

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями детей  дошкольного возраста, имеющие проблемы в сфере общения.

педагог-психолог,

воспитатели

дать обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционно-развивающей работе; информировать родителей об особенностях развития ребенка, о полученных результатах по итогам диагностики;

выработка в процессе консультаций  оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье

даны конкретные рекомендации по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционно-развивающей работе; родители были проинформированы о результатах диагностики и в дальнейшем о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционно-развивающей работе

4.

информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции

педагог-психолог

проинформировать педагогов и администрацию о промежуточных результатах коррекции

была представлена презентация с диорамами и фото, видео материалами о промежуточных результатах коррекции

Направление 4. Мероприятия, направленные на оценку эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.

1.

повторная диагностика социальных навыков у детей.

педагог-психолог

с помощью повторной диагностики отследить эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы

в связи с долгосрочностью проекта результат не был достигнут, но по итогам промежуточных результатов коррекции было выявлено: наличие сформированности игровых навыков в соответствии с возрастом детей;

легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях; повышение уверенности в своих силах, появление сплоченности коллектива; возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию

2.

определение полученных показателей и результатов проекта

педагог-психолог,

воспитатели

презентация итогов проекта на педагогическом совете

педагогический совет

  • Ожидаемые результаты, критерии их эффективности, механизм проверки:

- сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей;

- владение речью, легкость вхождения в контакт с людьми, умение общаться в различных, ситуациях;

- повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;

- возникновение социальной направленности действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику; повышение сензитивности к чувствам другого человека, эмпатии, как способности к сопереживанию и сочувствию;

- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий;

- развитие способности сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим).

Оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы осуществляется повторным проведением диагностического обследования:

- методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур); -  методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка;

-экспериментальная игра «Секрет»  (Т.А. Репиной).

Проводится сравнительный анализ полученных результатов до проведения комплекса коррекционно-развивающей работы и после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Презентация проекта "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в соответствии с ФГТ"

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Отчет по проекту " Развитие коммуникативных навыков в процессе игры".

Отчет о реализации проекта. Название: « Развитие коммуникативных навыков в процессе игры». Автор: воспитатель Бабкина  Ирина Юрьевна. Цель: развитие коммуникативных навыков у детей...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию коммуникативных навыков «Давайте жить дружно» во второй младшей группе

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные ...

Проект по развитию коммуникативных навыков "Театр для малышей".

Театрализованная деятельнось- одно их самых эффективных средств решения проблемы. Театральное исскуство близко и понятно детям. Театр создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, в...