Презентация "А если это темперамент?"
презентация

Комарова Наталия Ивановна

Очень часто проблемы поведения и эмоциональные нарушения ребенка,  взрослые относят к неправильному воспитанию или каким-то невротическим расстройствам. Но всегда ли это связано только с этим? Дети уже  с рождения отличаются друг от друга, каждый ребенок индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. Информация презентации поможет повысить психологическую компетентность педагогов, научит понимать ребенка, совершенствовать общение воспитателей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми различных темпераментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a2521.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов Материал подготовила: педагог-психолог Комарова Н.И. МБОУ ОШ №12 г. Архангельск «А если это темперамент?!»

Слайд 2

ТЕМПЕРАМЕНТ слово произошло от латинского temperament «надлежащее соотношение частей» - это «закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности» (Психологический словарь, 1997, с.375) Ребенок приходит в мир наделенными врожденными чертами строения организма. Наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности .

Слайд 3

Учение о темпераменте В 5в. до н.э. древнегреческий врач Гиппократ впервые сделал попытку описать различия в реакциях людей. « В теле человека имеется 4 сорта жидкостей: « sanguis » (в переводе с латинского – кровь), « phlegma » (лимфа), « chole » (желчь) и « melaina chole » (черная желчь)». Первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И.П.Павловым , который выделил три свойства нервной системы и соотнес их с типами темперамента Гиппократа. По Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, флегматик – сильным, уравновешенным, инертным, холерик – сильным, неуравновешенным, меланхолик – слабым.

Слайд 4

Определите тип темперамента ребенка

Слайд 5

Такой ребенок: имеет в основном хорошее настроение, у него присутствует выразительная мимика, энергичная жестикуляция; быстрая и громкая речь; на положительные стимулы реагирует громким смехом, на отрицательные - громким плачем; с удовольствием берется за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции; чувства и интересы этого ребенка неустойчивы; любит шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию; его легко дисциплинировать; в большей степени он отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние; поскольку чувствительность к раздражителю у него понижена, он не реагирует на замечания, сделанные тихим голосом; такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве).

Слайд 6

РЕБЕНОК – САНГВИНИК

Слайд 7

Такой ребенок: имеет крайние проявления эмоции: он не плачет, а рыдает, не улыбается, а хохочет; очень бурно реагирует на внешние раздражители, он несдержанн, нетерпелив, вспыльчив; предпочитает подвижные игры, часто достаточно агрессивные; игры с элементами спорта, а нередко просто бегает по группе или игровой комнате; навыки формируются у него долго и с трудом перестраивается; испытывает трудности в переключении и концентрации внимания, его трудно дисциплинировать; на запреты взрослых он выражает бурный протест; в поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих; несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить; со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Спит мало, просыпается рано.

Слайд 8

РЕБЕНОК – ХОЛЕРИК

Слайд 9

Такой ребенок: отличается низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой; эмоции проявляет неявно: тихо смеется, негромко плачет; характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания; любую деятельность дошкольник выполняет медленно, ему необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от него потребуется; легко дисциплинируется в привычной обстановке, болезненно переживает ее нарушение и устоявшихся стереотипов; характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Слайд 10

РЕБЕНОК – ФЛЕГМАТИК

Слайд 11

Такой ребенок: малоактивен, движения слабые, речь тихая и неторопливая; плачет часто, долго и горько; имеет богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным; при этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам; с трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый; такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность; он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности; засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; застенчивость, нерешительность, робость; во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей .

Слайд 12

РЕБЕНОК – МЕЛАНХОЛИК

Слайд 13

Темперамент не является характеристикой интеллектуальных способностей личности и не определяет социальной значимости человека холерики сангвиники меланхолики флегматики Крылов Кутузов Петр Первый Суворов Павлов Лермонтов Герцен Наполеон Гоголь Чайковский

Слайд 14

Типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка: Застенчивый Вспыльчивый Избегающий контактов Обидчивый Неуправляемый Теория С. Гринспана

Слайд 15

Тактика поведения с детьми разных темпераментов

Слайд 16

В работе с ребенком холерического темперамента разговаривайте спокойным ровным тоном, предъявляйте к нему четкие и обоснованные требования, только положительно оценивайте его деятельность; помните, что на этого быстрого ребенка наиболее вредное действие оказывает чрезмерное ограничение со стороны взрослых; направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность; не используйте для наказания такие формы лишения активности, как, например, «сидение на стуле», «стояние в углу» и т.п.; нельзя стыдить в присутствии посторонних;учить контролировать свои эмоции; холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними нужно ставить новые, по возможности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения; ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, без уговоров и управления. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.

Слайд 17

В работе с ребенком флегматического темперамента демонстрируйте практический результат выполняемой ребенком работы, помните, что для этого медлительного ребенка вредно, когда его чрезмерно подгоняют; побуждайте к любым проявлениям активности, наблюдайте, какие формы проявления активности вызвали интерес у ребенка; не отчаивайтесь, когда чему-то учите ребенка: медленно и верно – это про него! подбирайте такие игры и занятия, которые научат ребенка ускорять темп действий, быть более быстрым; вместе с этим предоставляйте ему возможность заблаговременно подготовиться к ответственному событию, например собраться с мыслями перед выступлением; используйте в воспитании похвалу (положительное подкрепление), она является лучшей поддержкой для такого ребенка; использование крика (отрицательного воздействия) оказывает сильнейшее тормозящее действие; для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться.

Слайд 18

В работе с ребенком сангвинического темперамента чётко ставьте перед ребенком цель любой деятельности, приучайте ребенка доводить начатое дело до конца, постоянно поддерживайте и одобряйте его; будьте требовательны к ребенку, когда оцениваете качество его деятельности; формируйте устойчивые интересы к какому-нибудь делу, занятию, иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так и ни в чем и не преуспеет; помогите ребенку развивать такое качество, как терпение; для детей-сангвиников – жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, в группе выделяется пространство, где они могут организовываться для игр; они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, для этого в группе необходимо иметь разнообразное оборудование; сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые нескучные игры.

Слайд 19

В работе с ребенком меланхолического темперамента давать время для сосредоточения, их чаще поощряют и подбадривают; используйте в общении с ребенком "эмоциональное поглаживание", создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми, как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка, объективно оценивайте вклад его действий в общее дело; учить проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе; поощрять инициативу, отмечать его положительные черты, давать ему высказаться; заботиться о том, чтобы у ребенка не было эмоциональных перегрузок; ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать - это нормально; грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо; при общении с ребенком лучше предлагать такие занятия, как рисование, лепка, игры с мягкими игрушками, танцы под спокойную музыку, конструкторы, настольные игры, игры с водой и т.д.

Слайд 20

Игры для детей различных типов темперамента

Слайд 21

ХОЛЕРИКИ настольные игры (сосредотачивают внимание ребенка); подвижные игры (под руководством взрослого), игры с кеглями, мячами; игры с правилами: «Пчелы и трутень», «Запрещенное движение», «Змея и птицы», «Стоп, поворот!» и т.п. игры с ритмичными танцами

Слайд 22

ФЛЕГМАТИКИ игры-эксперименты, игры с водой, песком; всевозможные настольные игры: мозаики, пазлы, логические игры; подвижные игры: «Сломанная кукла», «Море волнуется», «Что изменилось» и т.д..

Слайд 23

Игра «Подводный скульптур» Для начала игры нужно ребенку отгадать, из какого материала будем строить: Это чудо-телефон, Только мне доступен он, Дом его на дне морском, Но ко мне пришел он в дом, Только ухо приложу, И услышу шу…шу…шу… (Ракушка) Участники игры разбиваются на пары. Один из них скульптор, другой - раковина. Задание скульптора «слепить» из своего партнера (поворачивая его, поднимая руки и т.п.) свою раковину, не забывая о том, что в ней прячется живое существо.

Слайд 24

САНГВИНИКИ игры на внимание: «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д. подвижные игры: «Липучки», «Летает - не летает», «Гуси-гуси»; веселые подвижные игры с танцами под музыку, хороводы, игры с водой и песком

Слайд 25

Игра «Поздороваемся» Все становятся в круг. Ведущий произносит слова: В синем море глубина, В синем море тишина, В тишине глубоководной Может плавать кто угодно . Участники игры превращаются в подводных жителей, которые встречаются друг с другом и по разному здороваются в соответствии с сигналом ведущего: -на 1 хлопок – улыбкой ; -на 2 хлопка - плавниками ; -на 3 хлопка - спинками .

Слайд 26

МЕЛАНХОЛИКИ коммуникативные игры: «Комплимент», «Подарок»; пальчиковые, жестовые, тактильные игры; настольные игры, конструкторы, игры с водой, экспериментирование с красками, игры -потешки и т.д.

Слайд 27

Игра «Щепки на реке» Игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. Участники встают в два длинных ряда, один против другого. Это –берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры – «берега»- помогают руками, ласковыми прикосновениями, двтижению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь… Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Слайд 28

«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей» Р.М.Грановская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...