Дидактические игры с камешками
картотека (старшая группа)

Ольга Павловна Денисова

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию картотеку игр с камешками. Вы можете использовать данные упражнения на занятиях с дошкольниками для развития мелкой моторики, зрительного восприятия и стимуляции тактильных ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_kameshkami.doc774.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с камешками

     Цель: развитие общей и мелкой моторики рук, стимуляция зрительного цветовосприятия и тактильных ощущений.

     Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие координированного движения пальцев и кистей рук;

2. Развитие мыслительных операций;

3. Развитие ориентировки на плоскости и тактильных ощущений;

4. Работа над запоминанием цвета;

5. Развитие фантазии ребенка;

6. Развитие зрительного внимания и памяти;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Стимулирование зрительно-поисковой деятельности.                

     Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Игра «Камешки, дающие радость»

    Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень. Педагог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить  себя на побережье;  где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/orig_f6cde2b6dd3471eb900df77d174379ef.jpg

Игра «Назови ласково»

     Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова  уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

D:\Docs\Логопедия\Работа\Детский сад 43\РМО выступление 2016\фото\DSCN7370.JPG     

Игра  «Радужные камешки»

     Ребенок сидит в кресле. Педагог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».

Игра «Сухой бассейн»

    Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить камешки в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.

Игра «Зеркало»

     Цель:  работа по коррекции дисграфии, развитие зрительной памяти.

     Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

D:\Docs\Логопедия\Работа\Детский сад 43\РМО выступление 2016\фото\DSCN7412.JPG       

Игра «Строители»

     Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.

E:\РМО выступление 2016\фото2\DSCN7473.JPG     

Игра «Разговор наедине»

     Педагог приносит камешки и говорит: «К нам пришел очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет  и легко решит все ваши проблемы».

     Заданная установка на мудрость и проницательность  способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу  обычно с проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их беспокоит и заботит больше всего.

Игра  «Абракадабра»

    Педагог предлагает выбрать камешек, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании  дети рассказывают о своем герое.

Игра «Волшебный мешочек»

     Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце.      

Игра  «Азбука настроения»

     Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

     Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать, где и какой камешек находится.

Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

     Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.

Игра «Продолжи узор»

     Цель: развитие зрительной памяти, логического мышления. Нужно с помощью камешков  продолжить узор.

C:\Users\User\Desktop\Камешки\Фото1025.jpg

Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы»

      Предварительно  рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается.

     Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают  и украшают гусениц.

     Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…

     Продолжение сказки придумывают дети.

     Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка.

C:\Users\User\Desktop\Камешки\Фото1029.jpg

Игры  «Лабиринты»

     Игра учит ориентироваться на плоскости, развивает тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание.

     Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.

Релаксация  с камешками «Волшебный сон»

Снимает психо-эмоциональное напряжение, заряжает энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание активизации делают ребенка добрее и восприимчивее.

    Дети  принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная музыка.

    Педагог говорит: «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох носиком - выдох губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется, вдох-выдох, вдох-выдох. Я слышу  моря шум, прибой волны, которая  перекатывает  красивые камешки у самого   берега. Волна гладит их гладкие бока и беседует с ними: «Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните, послушайте шум моря», но камешки никак не хотят успокаиваться.  Они просят тепла и ласки (Психолог вкладывает в руки каждого ребенка по камешку).

     Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь, и руки отдохнут. Вдохните чистый воздух моря,  расслабьте тело, ноги. Прислушайтесь к себе… тепло и свет входят в тебя. У нас уносятся все огорчения, плохое настроение. Послушай тишину она молчит. Послушайте тишину и тихое перешептывание камешков,  вдох-выдох.

   Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, камушки повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться. Всем открыть глаза, проснуться». Загадайте желание и попросите камень его исполнить.  Молодцы. Хорошо. Давайте уберем камешки в чудесную шкатулку. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Массаж со стеклянными камешками:

     «Растереть орех» Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.

    «Обезьяна хватает банан» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

     «Уголёк на ладони» Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются  ладони, тренируется ловкость).      

Упражнения на снятие мышечного напряжения

     Поиграем с камешками в прятки?  Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.

     Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен  стать камешком.

Динамическая пауза

Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. 
(Идут по кругу и поднимают камешки)
Волк  шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки)
Детки  шли, шли, шли и домой пришли. 
(Садятся на места)

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков»

     Цель: развитие фантазии. Выкладывание  сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».  

Игра «Выложи по контуру»

Выкладывание камешков по контуру различных изображений с учетом их форм и размеров.

Игра «Заполни пустой кружок»

    Цель: развитие пространственных представлений, внимания.

Использование камешков  при изучении лексических тем, геометрических фигур.

C:\Users\User\Desktop\Камешки\Фото1024.jpg

Математические  игры с камешками

Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Из камешков  дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и соотносим их с количеством различных предметов, отсчитываем заданное количество камешков.

Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

C:\Users\User\Desktop\Камешки\Фото1020.jpg

Игра «Сортируем камешки»

     По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

     По размеру: можно поставить  несколько коробок с указателями для различного размера  - для маленьких, средних, больших камней;

     По форме: можно оформить  коробку,  проделав в нем несколько отверстий различного диаметра  - для овальных камней, круглых;

     По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;

     По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.

C:\Users\User\Desktop\Камешки\Фото1027.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Волшебные камешки"

Возраст детей:5-7 лет.Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.Задачи: Учить выделять заданный звук в слове на основе громкого проговаривания....

Дидактические игры с камешками Марблс.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Картотека.Дидактические игры с камешками.

Камешки — интересный, доступный, природный  для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно ис...

Презентация "Дидактические игры с камешками Марблс"

Презентация предназначена для педагогов дошкольного образования...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Дидактические игры с камешками для детей

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, тв...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....