Графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)

Ханмагомедова Альбина Абдулатифовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВАСТА»

Направленность:Социально-педагогическая.

Уровень программы :ознакомительный.

Возраст обучающихся:5 -6 лет.

Срок реализации: 1 год.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель-программы:

Воспитатель в Д8

Ханмагомедова Альбина Абдулатифовна.

 

Содержание

 

I.    Целевой раздел. 4

1.1.                                                                         Пояснительная записка. 4

1.2.                                         Цель и задачи образовательной программы.. 8

1.3.                                              Принципы образовательной программы. 9

1.4.                 Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. 10

1.5.                      Ожидаемые результаты в ходе реализации программы. 13

II.  Содержательный раздел. 14

2.1.          Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». 14

2.2.            Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». 15

III. Организационный раздел. 27

3.1.                                                Методическое обеспечение программы.. 27

3.2.                          Материально- техническое обеспечение программы. 29

3.3.                                                     Список использованной литературы.. 30

Приложение. 31

 


 

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

  Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

    Российской Федерации»

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 

образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки

  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного   врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.

Дополнительная образовательная программа «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработана на основе программы Подрезовой  И.А.  «Школа умелого карандаша» с использованием методических пособий: Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет».

Актуальность программы: одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является преемственность дошкольного и начального общего образования. 

На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.

Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов.

Анализируя имеющиеся на сегодняшний день образовательные программы дошкольного образования, мы видим, что ни в одной из них нет выделенного раздела по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Тогда как у большинства выпускников детского сада недостаточно развиты тонкокоординированные движения рук (движения пальцев, кисти); оптико-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация, что усложняет процесс овладения письмом в первом классе.

Эпизодическое включение упражнений на развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста не принесет существенных результатов. Необходима целенаправленная планомерная, систематическая работа по данному направлению с детьми.

Изучая опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости создания программы, в которой бы были собраны и интерпретированы в соответствии с возрастными возможностями различные приемы развития графомоторных навыков.  

Вид программы: авторская

Новизна программы заключается в аккумуляции опыта работы педагогов и систематизации ее по четырем основным направлениям работы:

-формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;

- формирование зрительно-двигательной координации;

-развитие межполушарного взаимодействия.

- формирование зрительно-пространственной ориентировки (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

Направленность программы: социально- педагогическая.

Педагогическая целесообразность программы: применяемые методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей и будут способствовать развитию графомоторных навыков, созданию предпосылок для успешного овладения письмом будущими первоклассниками.

В основу программы положены:

 - исследования В.А. Сухомлинского о необходимости формирования мелкой моторики с целью развития способностей и дарований детей;

-  исследования Е.В. Гурьянова о роли координации моторных движений в процессе письма;

-исследования Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, доказывающие, что к началу школьного обучения у дошкольников недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму.

Ключевые понятия:

Графомоторные навыки -определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Межполушарное взаимодействие- это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую интегративно целостную систему, которая формируется в онтогенезе.

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Сроки реализации программы: 1 год

Состав группы- постоянный

Форма организации работы с детьми: групповая

Режим деятельности: образовательная деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю.

Общее количество занятий в год: 35

Продолжительность образовательной деятельности: 25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Цель и задачи образовательной программы

Цель программы:

 - развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.

Задачи:

Обучающие:

-формировать зрительно-пространственную ориентировку и   зрительно- двигательную координацию;

-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Принципы образовательной программы.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде перспективного плана развития);
  •  Принцип системности и последовательности (процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости).
  • Принцип личностно- ориентированного обучения: признание ценности личности каждого ребенка, развитие его индивидуальности в процессе деятельности.
  • Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся

разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными

изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

К 5-6 годам дети способны совершать действия, которые требуют значительной точности и согласованности движений кистей

рук при условии систематической работы с ними. Но чаще всего отмечаются отклонения в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие мелкой моторики, незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, напряженность и скованность мышц при движении, повышенный или пониженный мышечный тонус, быстрая утомляемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Ожидаемые результаты в ходе реализации программы.

По итогам реализации программы дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» запланированы следующие результаты:

- в ходе выполнения предметно- практических действий у детей развита мелкая моторика рук;

- сформирована координация движений руки и глаза;

- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;

-сформированы элементарные графические умения и навыки;

-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;

-сформирована координация обеих рук;

-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;

-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании за счет синхронизации работы правого и левого полушария.

Система отслеживания и оценивания результатов по программе.

С целью мониторинга освоения программы, в группе проводится диагностика уровня развития графомоторных навыков на начало и конец учебного года. В основу диагностического обследования положены исследования Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова. Задания адаптированы с учетом возраста детей и включают в себя следующие направления: выявление кинетического кистевого и пальцевого праксиса, определение графического навыка, определение развития уровня координации рук и глаз, степень сохранности премоторной зоны (Приложение №1, 2).

 

 

 

 

II.Содержательный раздел

  1.  

2.1.Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 

Раздел

Теория

Практика

Количество занятий

1

Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук (мелкая моторика)

-

9

9

2

Формирование зрительно-двигательной координации.

-

9

9

3

Развитие межполушарного взаимодействия.

-

8

8

4

Формирование зрительно-пространственной ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

1

8

9

 

Итого

1

34

35

 

 

2.2.Перспективный план работы по программе дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 

Месяц

Тема недели

Вид деятельности

Задачи

 

Сентябрь

1-2 неделя

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на начало учебного года

-выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года

 

3 неделя

Тема «Обведение по контуру, раскрашивание»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»
  2. Упражнение на обведение по контуру и раскрашивание «Овощи»
  3. Упражнение «Лабиринт: помоги зайке пройти к грядкам с морковью»
  4. Физминутка «В огород пойдем»
  5. Упражнение «Обведи по контуру то, что меньше размером, чем орешек» (Иншакова, ч.2, с.19)

-закрепить умение обводить предметы по контуру, раскрашивать;

-развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы

4 неделя Тема «Штриховка»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
  2. Упражнение «Заштрихуй осенний лист»
  3. Гимнастика для глаз «Дождик»
  4. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия «Два дятла» (Трясорукова, тетрадь, с.3)
  5. Физкультминутка «Деревце»
  6. Выкладывание контура гриба фасолью.

-закрепить умение обводить предметы по контуру, штриховать;

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы

Октябрь

1 неделя Тема «Штриховка в заданном направлении»

  1. Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком (Зажигина, с.10)
  2. Упражнение «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: понедельник»
  4. Упражнение «Назови наложенные друг на друга рисунки» (Иншакова, ч.1, с.66)
  5. Физминутка «Капля раз, капля два»
  6. Аппликация «Еж из манной крупы» (1 ч)

-формировать навык штриховки в заданном направлении;

-совершенствовать зрительно- моторную координацию;

-закреплять умение выполнять аппликацию из сыпучих материалов;

-развивать зрительный гнозис, мелкую моторику, внимание;

-воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность, аккуратность.

 

2 неделя Тема «Обведение по контуру, дорисовывание симметричных изображений»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
  2. Упражнение на обведение по контуру и дорисовывание симметричных изображений (Подрезова, альбом, с.6)
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька вторник»
  4. Упражнение «Колечки»
  5. Аппликация «Ежик из манной крупы» ч.2

-закреплять умение дорисовывать симметричные изображения, обводить фигуры по контуру;

-развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, точность движений;

-воспитывать интерес к образовательной деятельности.

3 неделя

Тема «Знакомство с тетрадью.»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю»
  2. Знакомство с тетрадью. Упражнение «Молчаливая страница» (Подрезова, альбом, з.1)
  3. Зрительная гимнастика «Зигзаги»
  4. Упражнение на сравнение предметов по величине (Иншакова, ч.1, с.20)
  5. Физминутка «Овощи»
  6. Упражнение «Чудесный мешочек: овощи»

-познакомить детей с тетрадью в клетку;

-формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

-развивать глазомер, мелкую моторику, тактильные ощущения;

-воспитывать аккуратность.

 

4 неделя Тема «Рисование точек»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять»
  2. Упражнение «Рисование точек в изображении и в клетке» (Подрезова, тетрадь, с.1)
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: среда»
  4. Упражнение «Раскрашивание правой и левой рукой) (Трясорукова , раскраска с.6)
  5. Физминутка «Как живешь?»
  6. Упражнение с пинцетом «Перекладывание гороха (фасоли)»

-формировать умение рисовать точки в изображении и клетке, опираясь на образец;

-развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, зрительно- моторную координацию, память;

-воспитывать любовь к осени.

ноябрь

1 неделя Тема

«Рисование точек и крестиков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  2. Упражнение «Точки- крестики» (Подрезова, тетрадь, с.9)
  3. Зрительная гимнастика: «Рисование» глазами зигзагов слева и справа.
  4. Упражнение «Назови наложенные друг на друга рисунки» (Иншакова, ч.1, с.68)
  5. Физминутка «Осенние тучи»
  6. Разрезные картинки по теме «Осень»

-формировать умение рисовать точки и крестики;

-совершенствовать графические умения, зрительный гнозис;

-развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприяти;

-воспитывать дружеские чувства.

2 неделя Тема «Рисование коротких вертикальных линий» (ч.1)

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
  2. Выкладывание из счетных палочек «Заборчик»
  3. Упражнение «Забор» (Подрезова , тетрадь, с.9)
  4. Упражнение для глаз «Молния»
  5. Физминутка «Зарядка»
  6.  Работа в альбоме «Дом кота Матросскина» (Подрезова, альбом, с.3, упр.1)

-формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительную память;

-воспитывать интерес к выполнению графических заданий.

3 неделя Тема «Рисование коротких вертикальных линий» (ч.2)

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
  2. Упражнение «Забор, флажок, дождик» (Подрезова, тетрадь, с.9)
  3. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 
  4. Упражнение на раскрашивание правой и левой рукой (Трясорукова, с.9)
  5. Физминутка «Зарядка»
  6. Упражнение с фольгой «Прятки»

-закреплять умение проводить вертикальные линии;

-развивать межполушарное взаимодействие, зрительную координацию, зрительную память;

-воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца.

4 неделя Тема «Рисование коротких горизонтальных линий

  1. Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»
  2. Работа в тетради. Упражнение «Следы медведя»
  3. Упражнение для предупреждения зрительного утомления «Посмотри на локоть»
  4. Упражнение «Помоги медведям подойти к бочонкам с медом» (Подрезова, альбом, с.4)
  5. Физминутка «Медвежата»
  6. Упражнение «Помоги медведице перебрать крупу»

-формировать умение проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

-развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, зрительно- моторную координацию;

-воспитывать любовь к русским сказкам.

декабрь

1 неделя Тема «Рисование длинных вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
  2. Работа в тетради. Рисование длинных вертикальных линий (Подрезова, с.10-11)
  3. Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево»
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук (зимняя тематика.)
  5. Физминутка «Как живешь?»
  6. Упражнение «Спрятанный клад» (губка с спрятанными в прорезях пуговицами)

-формировать умение проводить длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

-развивать пространственное  восприятие, мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, межполушарные связи;

-воспитывать аккуратность.

2 неделя

Тема «Рисование длинных горизонтальных линий.»

  1. Пальчиковая гимнастика «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Работа в тетради «Рисование длинных горизонтальных линий» (Подрезова, с.11)
  3. Зрительная гимнастика «Проследи движение снежинки»
  4. Физминутка «Чистим снег»
  5. Пластилинография «Спрячь берлогу мишки под снег»

-формировать умение рисовать длинные горизонтальные линии, чередовать их с короткими горизонтальными линиями;

-развивать пространственное восприятие, зрительную память;

-воспитывать любовь к зиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

Тема «Рисование наклонных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»
  2. Работа в тетради «Рисование косых линий по точкам и самостоятельно» (Подрезова, с.11)
  3. Зрительная гимнастика «Далеко- близко»
  4. Упражнение «Буди внимателен» (Иншакова, ч.2, с.30)
  5. Физминутка «Снеговик»
  6. Выкладывание снежинок из макарон

-формировать умение рисовать косые линии по точкам и самостоятельно;

-совершенствовать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

-развивать графические умения, зрительное внимание, мелкую моторику;

-воспитывать любовь к зиме.

4 неделя Тема «Рисование уголков»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пальчиковая гимнастика «Новый год»
  2. Работа в тетради «Рисование уголков» (Подрезова, с.12)
  3. Гимнастика для глаз «Уголки»
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук (зимняя тематика.)
  5. Физминутка «С неба падают снежинки»
  6. Упражнение «Обведи по контуру елку, раскрась игрушки» (Иншакова, ч.2, стр.15)

-закреплять умение рисовать короткие наклонные линии;

-развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительно- моторную координацию;

-воспитывать интерес к празднику.

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

2 неделя

Тема «Рисование бордюра»

 

  1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
  2. Работа в тетради. Рисование бордюра, состоящего из уголков (Подрезова, с.13)
  3. Зрительная гимнастика «Мы играли, рисовали»
  4. Упражнение «Штриховка правой- левой рукой» (Подрезова, альбом с.9)
  5. Физминутка «Я мороза не боюсь»
  6. Пластилинография. Выкладывание контура бордюра пластилиновыми жгутиками.

 

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

-формировать навык штрихования в заданном направлении;

-создать условия для развития межполушарных связей;

-развивать мелкую моторику, зрительную память, зрительно- моторную координацию;

-воспитывать трудолюбие.

 

3 неделя

Тема «Рисование уголков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домик»
  2. Работа в тетради. Рисование уголков. (Подрезова, с.13)
  3. Зрительный диктант (Подрезова, таблица 5)
  4. Упражнение «Графомоторные дорожки» (Иншакова, ч.2, с.26)
  5. Физкультминутка «Строим дом»
  6. Работа в альбоме (Подрезова, с.9)

-формировать умение рисовать уголки по опорным точкам и по образцу;

-закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий;

-развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, навык выполнения штриховки;

-воспитывать аккуратность.

4 неделя

Тема «Рисование бордюров»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
  2. Работа в тетради. Рисование бордюров (Подрезова, с.13)
  3. Упражнение для глаз «Скажи, что изменилось» (фигурки диких животных)
  4. Упражнение «Заштрихуй белочку в заданном направлении» (Подрезова, альбом, с.11)
  5. Физминутка «Беличья зарядка»
  6. Упражнение с фольгой «Найди спрятанные в фольге угощения для белочки»

закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий;

-формировать умение ориентироваться на плоскости листа, графические умения;

-развивать зрительную память, мелкую моторику, тактильные ощущения;

-воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца.

Февраль

1 неделя «Рисование квадратов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
  2. Работа в тетради. Рисование квадратов по точкам и самостоятельно (Подрезова, с.14)
  3. Упражнение для глаз «Зигзаг»
  4. Работа в альбоме (Подрезова, с.11)
  5. Физминутка «Шофер»
  6. Выкладывание любимой игрушки по контуру счетными палочками.

-закрепить навык рисования вертикальных и горизонтальных линий;

-совершенствовать графические умения, зрительную память;

-развивать мелкую моторику, память, внимание;

-воспитывать интерес к образовательной деятельности.ь мелкую моторикуть, тениятоятельно. ьонтальных линийазцу

 

2 неделя «Рисование квадратов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  2. Работа в тетради «Забавные квадраты» (Подрезова, с.15)
  3. Гимнастика для глаз «Мы гимнастику для глаз, выполняем каждый раз»
  4. Упражнение «Обведи всех человечков, бегущих вправо» (Иншакова, ч.2, с.40)
  5. Физминутка «Где мы были, мы не скажем»
  6. Игра «Угадай, сколько нас в семье» (ощупывание вслепую трафаретов 3,4,5 человек)

-формировать умение рисовать квадраты в две клетки, умение ориентироваться в клетке;

-совершенствовать зрительную память, графические умения;

-развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения;

-воспитывать аккуратность.

3 неделя «Рисование прямоугольников»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю»
  2. Работа в тетради. Рисование прямоугольника со штриховкой в диагональном направлении (Подрезова, с.15-16).
  3. Упражнение для глаз «Рисование глазами прямоугольников разного размера»
  4. Физминутка «Мчится поезд»
  5. Работа в альбоме «Поезд» (Подрезова, с.13)

 

 

-формировать умение рисовать прямоугольники со штриховкой;

-закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение штриховать в заданном направлении;

-развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику;

-воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца.

4 неделя «Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
  2. Работа в тетради. Рисование горизонтальных и вертикальных линий без отрыва от листа. (Подрезова, с.16)
  3. Зрительная гимнастика «Что пропало?»
  4. Работа в альбоме «Обвести только домашних птиц, заштриховать оду из них» (Подрезова, с.13)
  5. Физкультминутка «Домашние птицы2
  6. Игра «Сортировка зерен» (правая рука – горох, левая рука- фасоль»

-формировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор;

-совершенствовать графические умения, зрительную память, знание детьми домашних птиц;

-развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие;

-воспитывать бережное отношение к домашним птицам.

 

Март

1 неделя

Тема «Рисование бордюра»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
  2. Работа в тетради. Рисование бордюра из вертикальных и горизонтальных линий без отрыва от листа (Подрезова, с.16-17)
  3. Гимнастика для глаз «Рисование глазами цифр от 0 до 3»
  4. Упражнение «Графомоторные дорожки для обеих рук (встречаем масленицу)»
  5. Физкультминутка «Если речка голубая пробудиласть ото сна»
  6. Упражнение «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи (Галкина, Дубинина, с.25)

-формировать умение рисовать бордюр, состоящий из 2 вертикальных и 1 горизонтальной (клетки)линии;

-развивать межполушарные связи, графические умения, зрительно- моторную координацию;

-воспитывать любовь к природе.

2 неделя

Тема «Рисование кружков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Колечки»
  2. Работа в тетради «Рисование кружков по точкам и самостоятельно» (Подрезова, с.17)
  3. Гимнастика для глаз «Нарисуй глазами большие и маленькие фрукты»
  4. Работа в альбоме. Упражнение №1 (Подрезова, с.15)
  5. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
  6. Упражнение «Нанизывание на проволоку бусинок разного размера»

-формировать умение рисовать круги по точкам и самостоятельно;

-развивать межполушарное взаимодействие, графические умения, мелкую моторику;

-воспитывать любовь к окружающей природе.

3 неделя «Рисование предметов из кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю» (массажный мяч)
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.18)
  3. Гимнастика для глаз «Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз»
  4. Работа в альбоме. Упражнение «Дорисуй Неваляшку» (Подрезова, с.16)
  5. Физкультминутка «Неваляшки»
  6. Выкладывание контура Неваляшки и Снеговика  белой и красной фасолью.

-закрепить умение рисовать круги;

-совершенствовать графические умения, зрительное восприятие;

-развивать зрительную память, тактильные ощущения, мелкую моторику;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4 неделя

Тема «Рисование фигур из кружков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.19, упр.2)
  3. Гимнастика для глаз «Поймай солнечного зайчика»
  4. Упражнение «Соедини пуговицы с двумя дырочками одной линией» (Иншакова, ч.2, стр.38)
  5. Физкультминутка «Весна»
  6. Пластилинография «Почки распускаются» (отщипывание и примазывание кусочков пластилина)

-закрепить умение рисовать круги;

-развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику;

-воспитывать интерес к деятельности, аккуратность.

апрель

1 неделя Тема «Рисование узоров из кругов и квадратов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Цепочка»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.19, упр.1)
  3. Гимнастика для глаз «Нарисуй глазами цифру от 1 до 5»
  4. Работа в альбоме «Штриховка геометрических фигур» (Подрезова, с.17, упр1)
  5. Физкультминутка «Упражнение на расслабление» (П. И. Чайковский «Сладкая греза»)
  6. Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

-закреплять умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее;

-развивать межполушарные связи, мелкую моторику, графические умения, зрительную память, конструктивные умения;

-воспитывать усидчивость.

 

2 неделя

Тема «Рисование узора из квадратов и кругов»

        1. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

        2. Работа в тетради (Подрезова, с.20)

  1. Гимнастика для глаз «Зигзаг»
  2. Упражнение «Найди пару» (Подрезова, альбом с.18-19)
  3. Физкультминутка «Новые кроссовки»
  4. Упражнение «Ловкие пальчики» (шнуровка плоскостного трафарета обуви)

-закрепить умение рисовать круг, квадрат, объединять их в узор;

-развивать пространственное восприятие, мелкую моторику, графические умения, зрительную память;

-воспитывать аккуратность при выполнении задания.

3 неделя

Тема «Рисование кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Колобок»
  2. Работа в тетради: рисование больших кругов по точкам и самостоятельно (Подрезова, с. 21)
  3. Гимнастика для глаз «Веселый колобок»
  4. Слуховой диктант «Выкладывание из счетных палочек дорожки для Колобка»
  5. Физкультминутка «Хитрая лиса»
  6. Работа в альбоме (Подрезова, с.19)

-формировать умение рисовать большие круги по точкам и самостоятельно;

-развивать слуховое восприятие, память, мелкую моторику, графические умения;

-воспитывать любовь к русским народным сказкам.

4 неделя «Рисование овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Работа в тетради. Рисование овалов со штриховкой (горизонтальной- вертикальной) и без нее
  3. Гимнастика для глаз «Рисование глазами геометрических фигур»
  4. Слуховой диктант: составление цветка из разноцветных овалов и круга
  5. Физминутка «Цветы»
  6. Работа с проволокой: выгибание из проволоки лепестков и серединки цветка.

 

-формировать умение рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее;

-развивать слуховое восприятие, память, внимание, графические умения, мелкую моторику;

-воспитывать любовь к окружающей природе, бережное отношение к цветам.

Май

1 неделя

Тема «Рисование овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Овощи»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.22-23)
  3. Гимнастика для глаз «Рисование глазами овалов разной величины"
  4. Упражнение «Раскрашивание предметов правой и левой рукой» (Трясорукова, раскраска, с.9)
  5. Физминутка «Хозяйка однажды с базара пришла»
  6. Работа в альбоме (Подрезова, с.21)

-формировать умение рисовать овалы по точкам и самостоятельно;

-совершенствовать графические навыки, межполушарные связи;

-развивать зрительную память, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику;

-воспитывать усидчивость.

2 неделя

Тема «Рисование кругов и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.23)
  3. Гимнастика для глаз «Поморгай глазами»
  4. Работа в альбоме (Подрезова, с.22)
  5. Физминутка «Мы- спортсмены»
  6. Выкладывание домашних животных из геометрических фигур

-закрепить умение рисовать круги и квадраты, объединять их в предметы;

-развивать пространственное восприятие, слуховое внимание, конструктивные умения, мелкую моторику, графические умения;

-воспитывать любовь к домашним животным.

3 неделя Тема «Рисование узоров из кругов и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Ребро- кулак»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.24)
  3. Гимнастика для глаз «Рисуем глазами шары»
  4. Работа в альбоме (Подрезова, с.23-24)
  5. Физминутка «Веселая зарядка»
  6. Сортировка гороха и фасоли с закрытыми глазами

-совершенствовать умение рисовать круги и овалы, штриховать в заданном направлении;

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, тактильные ощущения;

-воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

4 неделя

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на конец учебного года

-выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года

 

 

III.Организационный раздел

  1.  

3.1.Методическое обеспечение программы

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, дидактических и методических пособий, собственных методических разработок.

Методические разработки: конспекты по развитию графомоторных навыков «Веселый карандаш», «Весна идет, весне дорогу», «Моя семья», «Веселый колобок»; консультации для родителей «Игры и упражнения для развития зрительно- моторной координации», «Помогаю маме- развиваю мелкую моторику», «Развитие зрительно- пространственной координации: варианты заданий».

Дидактические пособия: тетради, альбомы по графомоторике, раскраски, набор карточек для развития межполушарного взаимодействия «Графомоторика», карточки с наложенными изображениями («зашумленные» картинки), лабиринты, графомоторные дорожки.

Форма организации деятельности: групповая

Основной вид деятельности: практический

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Приемы обучения:

-объяснение;

-пояснение;

-показ способа действия;

- упражнения;

-создание игровых ситуаций

Структура образовательной деятельности:

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Выполнение графических упражнений («штриховки», «обводилки», раскрашивание, дорисовывание, графические диктанты)

3. Гимнастика для глаз

4.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве, зрительно- моторной координации, зрительного восприятия.

5. Физминутка.

6.Развитие мелкой моторики (игры в сухом бассейне, аппликация из сыпучих материалов, пластилинография, шаблоны из наждачной бумаги, конструирование из проволоки и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Материально- техническое обеспечение программы.

В соответствии с направлениями работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста подобраны материалы по оснащению развивающей предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО.

Она включает в себя:

-карточки с упражнениями: «обводилки», «копирование рисунков», «продолжение узоров», «рисование по клеточкам», «дорисовывание», «штриховки»;

- раскраски, трафареты с различным наполнением (крупы, песок, наждачная бумага), счетные палочки, сухой бассейн, наполненный различными крупами, карандаши, фломастеры, пластилин;

- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, губки, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.

-мячики для тренировки мускулатуры кисти;

-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;

-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок, пипетки;

-разрезные картинки.

Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, в соответствии с интересами, выбирать игры, задания, пособия для деятельности, воспроизводить то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, проявить свое творчество, реализовать замыслы. Содержание периодически меняется, цели и задачи занимательных игр и упражнений по развитию графомоторных навыков усложняется.

 

 

 

 

 

3.3.Список использованной литературы

Для педагога:

  1. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
  2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.- М.:Владос, 2019.-с.112
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.- М.:Владос, 2019.-с.111
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  5. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007- 120с.

 

Для детей:

  1. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
  2. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
  3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. -Ростов н/Д: Феникс, 2018
  4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями. -Ростов н/Д: Феникс, 2019.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...