Программа "Шахматы"
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности(возраст от 6 до 7 лет.
вид программы - адаптированная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_shahmatam_.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности(возраст от 6 до 7 лет)
на период с 03.09.2018г. по 31.05.2019г.
вид программы - адаптированная
Руководитель ПДОУ:
Тетерина О.А.
Паспорт программы
Название программы | Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа» |
Составитель | Тетерина Ольга Александровна |
Вид | Адаптированная |
Направление программы | Интеллектуальное |
Цель и основные задачи программы | Задачи: Обучающие - обучить дошкольников игре в шахматы с партнером с записью ходов в рамках тематики, предложенной программой. Развивающие- развивать у детей интеллектуальные и творческие способности: а) способности логически мыслить, наблюдательность, способность действовать в уме; б) психические функции: память, внимание, воображение. Воспитательные – воспитывать усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений. -сформировать у детей интерес к шахматам, толерантное отношение к сопернику, народам других стран и их культуре, формировать у детей эстетическое восприятие мира. |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 6-7 лет |
Срок реализации | 1 год |
Основные блоки |
Пояснительная записка
Программа курса «Шахматная школа» предназначена для детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет).
Программа «Шахматная школа» составлена не основе программы курса «Шахматы – школе». И. Г. Сухина и является адаптированной. Данная программа основана на учебно-методическом комплекте И. Г. Сухина для первого года обучения «Здесь клетки черно-белые чудес и тайн полны»
Направленность программы: настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада.
В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
Актуальность программы состоит в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Новизна программы: Обеспечение преемственности между дополнительной дошкольной подготовкой и школой при обучении детей шахматам.
Целесообразность программы. Данная программа рассчитана на приобретение первоначальных знаний по основам шахматной игры дошкольного возраста и на совершенствование уже приобретенных знаний для детей среднего и старшего школьного возраста в непринужденной обстановке, не испытывая при этом боязни проиграть.
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности через обучение игре в шахматы.
Задачи дополнительной образовательной программы «Шахматная школа»:
Обучающие - обучить дошкольников игре в шахматы с партнером с записью ходов в рамках тематики, предложенной программой
Развивающие- развивать у детей интеллектуальные и творческие способности:
а) способности логически мыслить, наблюдательность, способность действовать в уме
б) психические функции: память, внимание, воображение.
Воспитательные – воспитывать усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.
-сформировать у детей интерес к шахматам, толерантное отношение к сопернику, народам других стран и их культуре,
- формировать у детей эстетическое восприятие мира.
Начальный курс обучения игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам, учитывает психологические особенности, знания и умения, свойственные младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На занятия предусматривается включение игровых ситуаций, сказкотерапия (сказки сочиняются как преподавателем, так и совместно с детьми), выполнение различных заданий на развитие наблюдательности и смекалки.
В программе учтен мировой опыт преподавания шахмат в школе, используются наработки И. Г. Сухина: игры на фрагментах шахматной доски, детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры, преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур, выявление стержневой игры «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры, неспешный подвод к краеугольному шахматному понятию «мат». Сочетание теории с практикой по изучаемой тематике, рассказ, сказка, стихи, игры, театрализация являются основой технологии изучения материала. Творческое мышление ребёнка направлено на открытие нового знания. В связи с этим каждое занятие должно быть составлено так, чтобы в результате ребёнок мог бы сделать для себя какое-нибудь открытие.
Принципы обучения:
- занимательности,
- интегративности;
- проблемности;
- доступности;
- наглядности;
- естественного общения
Возраст старших дошкольников является сенситивным для обучения шахматной игре..
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 6 до 7лет.
Особенности организации образовательного процесса: группа формируется по возрасту – первый год обучения 6-7лет; Наполняемость группы 10 человек.
Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения, на одну группу отводится:
- первый год обучения – 1 час в неделю (за год 36 часов)
Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
По окончании первого года обучения дети должны
Знать/понимать
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
- вертикаль,
- диагональ,
- центр,
- партнеры,
- начальное положение,
- белые, черные,
- ход,
- взятие,
- стоять под боем,
- взятие на проходе,
- длинная и короткая рокировка,
- шах,
- мат.
Уметь
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонтали, вертикали и диагонали;
- делать рокировку;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Основной материал программы: рассказ, сказка, стихи, игры, театрализация являются основой технологии изучения материала, игровые упражнения, которые помогут детям развить воображение, память, мышление; рабочие тетради для выполнения упражнений, тематические картинки песенки, стихи, просмотр презентаций – послужат опорой для закрепления; для развития моторики, которая способствует совершенствованию речемыслительной деятельности, специально разработаны упражнения по раскраске, обводке тематических рисунков, выполненных точками. Все это помогает сделать занятия яркими, интересными и запоминающимися. Индивидуальный подход к ребенку – основа данного курса.
Непосредственно образовательная деятельность проводится во вторую половину дня. Длительность – 30 мин. Объем образовательной нагрузки составляет ежедневно во вторую половину дня – 30 минут; в неделю – 30 минут, что соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.
Структура занятия включает в себя: приветствие, повторение, активизацию мышления, (8-10 минут), прослушивание и первичное закрепление нового материала (5-7 минут), конец занятия (рефлексия, с элементами оценки).
Распределение часов по разделам
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | |||
2 | Шахматная доска | 3 | 3 | |
3 | Шахматные фигуры | 1 | 1 | |
4 | Начальная расстановка фигур | 1 | 1 | |
5 | Ходы и взятие фигур | 20 | 14 | 6 |
6 | Цель шахматной партии | 5 | 5 | |
7 | Игра всеми фигурами из начального положения | 2 | 2 | |
8 | Викторины | 2 | - | 2 |
9 | Турниры, соревнования, КВН | 2 | 2 | |
Итого: | 36 | 24 | 12 |
Содержание тем курса «Шахматная школа» 1-й год обучения
Введение (1ч )
Шахматная доска (3ч) Знакомство с шахматной доской, белые и черные поля, чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Шахматные фигуры (1ч) Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур (1ч) Начальная позиция; расстановка фигур перед шахматной партией, Расположение каждой фигуры. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Ходы и взятие фигур (20ч)
Ладья. Место ладьи, ходы, взятие. Ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух. Слон. Место слона, ходы, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух. Термин «стоять под боем» Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. Ферзь. Место ферзя, ходы, взятие. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения. Конь. Место коня, в начальном положении, ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения. Король. Место короля в начальной позиции, ходы, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Король против короля. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.
Цель шахматной партии (5ч) Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем. Мат в один ход сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Игра из начального положения (2ч) Принципы разыгрывания дебюта.
Викторины (2ч)
Турниры, соревнования, КВН (4ч)
Игровые методики:«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Да и нет», «Мяч», : «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
УМК «ШАХМАТЫ» для учителя
1. Программа «Шахматы, первый год».
2-3. Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Часть 1», «…Часть 2».
4. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
5-6. Рабочие тетради «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2».
7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ».
8. Задачник «Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций».
Программно-методическое обеспечение
№ п/п | Программы, педагогические технологии | Методические пособия |
1. | Программа «Шахматы, первый год». автор – И.Г.Сухин | И.Г. Сухин. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» |
2. | Задачник «Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. Автор - И.Г. Сухин | И.Г. Сухин Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Тетрадь для проверочных работ». |
Материально-техническое обеспечение ПДОУ
Образовательная область | Содержание предметно-пространственной среды |
Познавательное развитие «Шахматная школа» |
|
Тематическое планирование занятий по курсу «Шахматная школа» 1 год обучения
№ | Содержание (Раздел, тема) | Формы учебной деятельности | Характер деятельности учащихся | УУД | Результаты | |
предметные | метапредметные | |||||
Введение -1 час | ||||||
1 | Путешествие по Шахматному королевству | Беседа | Сказка про шахматы и королевскую игру | Восприятие и анализ сообщения | Преобразование и интерпретация информации. | Проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками. Участие в коллективной коммуникативной деятельности во внеурочной деятельности |
Шахматная доска – 3 часа | ||||||
2 | Знакомство с шахматной доской, белые и черные поля, чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Беседа | Чтение и инсценировка сказки «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка» | Восприятие и анализ сообщения Понимание прослушанного сообщения Умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера. Умение контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения. | Восприятие и анализ сообщения. Преобразование и интерпретация информации. | Проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками. Участие в коллективной коммуникативной деятельности во внеурочной деятельности |
3 | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. | Беседа | Шахматные игры «Горизонталь», «Вертикаль», чтение сказки «Линия», «Диагональ» | |||
4 | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. | Беседа | «Диагональ» Чтение, инсценировка из книги И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». | |||
5 | Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | Практическое занятие | Шахматные игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая» Чтение сказки «Чудесные фигуры» | Умение адекватно воспринимать и передавать информацию. Отображение предметного содержания и условий деятельности в упражнениях. | Восприятие и анализ сообщения. Понимание прослушанного сообщения. Преобразование и интерпретация информации. | Научатся воспринимать и анализировать сообщения. Проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками. |
6 | Начальная расстановка фигур. Начальная позиция; расстановка фигур перед шахматной партией, Расположение каждой фигуры. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | Практическое занятие | Шахматные игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч» Чтение сказки «Ворота Каиссии» | |||
Ходы и взятие фигур (20ч) | ||||||
7 | Ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух. | Практическое занятие | Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения. Формулирование несложных выводов, нахождение аргументов, подтверждающих вывод. | ||
8 | Слон. Место слона, ходы, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. | Практическое занятие | Задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» Чтение сказки «Этот слон совсем на слона не похож» | |||
9 | Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух. | Практическое занятие | Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
10 | Ладья против слона. Термин «стоять под боем». Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. | Практическое занятие | Задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру» Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
11 | Ферзь. Место ферзя, ходы, взятие. Ферзь – «тяжелая фигура» | Практическое занятие | Задания:«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», Чтение сказки «В гостях у ферзя» | |||
12 | Ферзь против ферзя. | Практическое занятие | Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
13 | Ферзь против ладьи и слона. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения. | Практическое занятие | Задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых» «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
14 | Конь. Место коня, в начальном положении, ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. | Практическое занятие | Задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» Чтение сказки «Кони черные и белые» | |||
15 | Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. | Практическое занятие | Игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения. | Практическое занятие | Задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых» «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
17 | Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Практическое занятие | Задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Чтение сказки «Детский сад «Чудесная пешка» | |||
18 | Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. | Практическое занятие | Игры «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения. | Практическое занятие | Задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых» «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Взятие», «Защита». Игры: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | |||
20 | Король. Место короля в начальной позиции, ходы, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. (практикум) Король против короля | Практическое занятие | Задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Игры: «Игра на уничтожение» Чтение сказки «Куда идет король?» | |||
21 | Король против других фигур. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. | Практическое занятие | Задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых» «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». | |||
22 | Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. Защита от шаха. | Практическое занятие | Задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». чтение сказки «Ковер-самолет» | |||
23 | Открытый шах. Двойной шах. | Практическое занятие | Задания: «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Игра: «Первый шах» | |||
Цель шахматной партии – 5 ч | ||||||
24 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | Практическое занятие | Задание «Мат или не мат» Чтение сказки «Мат и пат» | Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | Пользование основными средствами телекоммуникации; участие в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксирование хода и результата общения на экране и в файлах. | Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
25 | Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | Практическое занятие | Задание: «Мат в один ход» Чтение сказки «До свиданья, шахматная страна» | |||
26 | Мат в один ход сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | Практическое занятие | Задание: «Дай мат в один ход» | |||
27 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. | Практическое занятие | Задание: «Пат или не пат» | |||
28 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. | Практическое занятие | Задание: «Рокировка» | |||
Игра из начального положения – 6ч | ||||||
29 | Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; Способность детей к саморазвитию. Овладение спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Формулирование несложных выводов, нахождение аргументов, подтверждающих выводы. | Установка соответствия полученного результата поставленной цели
| Самостоятельный учет выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале. Адекватное восприятие предложений и оценки учителя и товарищей. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
30 | Игра всеми фигурами из начального положения | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | |||
31 | Игра всеми фигурами из начального положения | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | |||
32 | Игра всеми фигурами из начального положения | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | |||
33 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | |||
34 | Демонстрация коротких партий. | Практическое занятие | Игра: «Два хода» | |||
35 | Итоговое занятие | Викторины, контрольный тест. | ||||
36 | Итоговое занятие | Викторины, контрольный тест. |