Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством дидактического материала Из опыта работы
материал

Альджанова Жанна Климентьевна

 

Одной из главных задач развития дошкольников, считаю повышение познавательной активности. В результате проводимой мной работы, воспитанники получают информацию, необходимую для развития познавательных процессов, навыков и умений. Происходит зарождение познавательной сферы, обогащается жизненный опыт. Развивая познавательную сферу дошкольников,  стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у каждого формировался элементарный образ мира, чтобы отношение к миру было познавательным, бережным и созидательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_femp_1.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством дидактического материала

Из опыта работы

(Выступление на семинаре)

Альджанова Жанна Климентьевна,

воспитатель первой категории

Методическая система педагогического работника

Одной из главных задач развития дошкольников, считаю повышение познавательной активности. В результате проводимой мной работы, воспитанники получают информацию, необходимую для развития познавательных процессов, навыков и умений. Происходит зарождение познавательной сферы, обогащается жизненный опыт. Развивая познавательную сферу дошкольников,  стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у каждого формировался элементарный образ мира, чтобы отношение к миру было познавательным, бережным и созидательным.

В работе учитываю разные варианты сочетания технологий воспитания и обучения с технологиями общения с дошкольниками, с одной стороны, и применения разных форм организованной или самостоятельной образовательной деятельности воспитанников – с другой.

На данный момент работаю над проблемой: развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования дидактического материала.

Дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения в детском саду.

Важнейшим средством интеллектуального развития дошкольника является изучение математики в детском саду.

Постоянное повышение заинтересованности воспитанников мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Особая роль математики   объясняется тем, что результатами обучения  являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике.

Работа по данной теме была разделена на три этапа:

1 этап – начальный (констатирующий)

2 этап – основной (формирующий)

3 этап –заключительный (контрольный)

Первый этап предполагает обнаружение проблемы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса.

На основном этапе была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений.

Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы.

Для  достижения желаемого результата  были созданы:

  • перспективное планирование занятий и развлечений;
  • цикл консультаций с родителями;
  • праздники, досуги, развлечения;
  • составление перечня дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Начиная работу с детьми,  провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

  1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический центр «Развивайка», где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

  1. Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
  • развитие у дошкольников самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
  • освоение воспитанниками экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания;
  • закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
  • обучение решению арифметических задач, действий над числами;
  • развитие  у воспитанников логических способов познания математических свойств и отношений;
  • ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
  • формирование основных логических операций;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

  • системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
  • системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
  • учет оценки уровней развития воспитанников по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы решить эти поставленные задачи  работала велась в 3-х направлениях.

  1. Работа с воспитателями.

На педагогических советах  выступала с консультациями на темы:

  • «Нетрадиционные формы обучения детей математике».
  • «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе».
  • «Как научить дошкольников играть в математические игры».
  • «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении дошкольников математике».
  • «Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников».

В своих выступлениях рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

  1. Работа с родителями.

В группе  проводила совместные собрания, открытые НОД, развлечения, консультации, тренинги, «круглые столы».

Темы консультаций:

  • «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».
  • «Приобщение дошкольников к занимательному математическому материалу».
  • «Загадки как средство формирования познавательной деятельности дошкольников».
  • «Учим дошкольников логически мыслить».

Родители видели, чему научились их воспитанники и над чем еще стоит поработать дома, принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

  1. Работа с дошкольниками проводилась по этапам.

На 1-м этапе старалась вызвать у воспитанников интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть они не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что только играют.

В процессе игры на занятиях  использовала не только занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д.

На 2-м этапемною был разработан цикл занятий по математике, на которых воспитанники знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

     Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность дошкольников в ходе обучения, способствуют развитию заинтересованности математикой.

Результативность опыта

Целенаправленная, систематическая работа с воспитанниками по использованию игрового занимательного материала показала, что дошкольники успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Воспитанники стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. Развилась настойчивость в преодолении трудностей. По результатам последнего диагностирования воспитанников их уровень знаний вырос на 35% по сравнению с диагностированием на начало года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)...

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством дидактического материала Из опыта работы

В работе учитываю разные варианты сочетания технологий воспитания и обучения с технологиями общения с дошкольниками, с одной стороны, и применения разных форм организованной или самостоятельной образо...

«Формирование гендерной позиции у детей среднего возраста посредством дидактических игр».(из опыта работы)

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и &la...