Картотека пальчиковых игр для детей средней группы
картотека (средняя группа)

Ильичева Ирина Владимировна

Картотека пальчиковых игр для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_palchikovyh_igr.docx69.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

для детей средней группы

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«На постой»

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! (указательные пальцы постукивают друг о друга)

Дети: Кто там? (постукивают друг о друга мизинцы)

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (постукивают указательные пальцы)

Дети: Спросим у мамы. Мама! (постукивают мизинцы)

Мама: Что дети? (постукивают безымянные)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (постукивают мизинцы)

Мама: Спросите у папы. (постукивают безымянные)

Дети: Папа! (постукивают мизинцы)

Папа: Что, дети? (постукивают средние пальцы)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (постукивают мизинцы)

Папа: Впустите! (постукивают средние пальцы)

Дети: Входите! (постукивают мизинцы)

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения)

Солдаты: Войдем! (сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней)

Руки вытягиваются вперед.

«Маланья»

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой Избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей, (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить пальцами брови)

Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам).

Вот с такими носами (показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели, (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так... (дети показывают загаданные действия)

«Гости» 

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! (мизинцы четыре раза постукивают друг о друга).

- Что, что, что? (три раза постукивают друг о друга указательные пальцы).

- Гости едут! (постукивают мизинцы).

- Ну и что? (постукивают указательные пальцы)

- Здрасьте, здрастье! (средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок!  (гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы (поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты)

Захотел меньшой прогуляться (отвести в бок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды)

Да скучно ему гулять одному (мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию)

Зовет он братца вдвоем прогуляться (в бок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции

2-3 секунды)

Да скучно им гулять двоим. (мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию)

Зовут братца втроем прогуляться (отвести в бок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды)

Грустно старшим сидеть в избе. (большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками) 

Зовут они братцев домой к себе. (все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется).

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

«Ладушки-ладошки»

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия

«Соня–пастушок»

Вышел, вышел пастушок на лужок, (пальчики одной руки – пастушок, ладонь другой руки – лужок, а пальцы березки)

Он созвал, собрал буренок в кружок, (махи пальцами обеих рук)

Наказал им никуда не ходить, (указательный палец грозит)

А коль волк придет, разбудить. (помахать руками).

«Птички–невелички»

Скрестить большие пальцы рук и изобразить крылья, приговаривая

Птички – невелички по небу летели,

По небу летели, на ладошку сели! (накрыть одной ладонью другую)

Будем птичек привечать,

Будем птичек величать! (погладить ладонь о другую ладонь)

А воробушка узнаем,

Сразу милого поймаем. (погрозить пальцем)

Ой беда! Ой беда!

Улетели навсегда! (машут руками)

За реку широкую, за гору высокую! (имитировать движения реки и гор).

Будет петь для деточки

В золоченой клеточке (поглаживание пальчиков друг о друга)

Воробушек, воробушек, воробушек.

«Банька»

Над трубою дым поднимается, (сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу-вверх) 

Да по небу дым расстилается (раскройте ладони и разведите руки в разные стороны) 

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится (соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте, сами пальцы растопырьте) 

Прибежала нянька: «Ой, пустите в баньку!» «Не стопилась банька, Обожди-ка, нянька!» (пальцами одной руки протискиваться через сжатую ладонь другой руки)

Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!» «Не стопилась банька, Обожди, Нафанька!» (снова пытается попасть в баньку, но уже указательным пальцем между средних пальцев)

Прибежала Анька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, обожди – ка, Анька!» (протискиваться указательным пальцем между средним и безымянным пальцами)

Прибежала Манька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, обожди – ка, Манька!» (безымянным пальцем протискиваться между безымянным и мизинцем)

Прибежал наш Ванька: «Ой, пустите в баньку!»

«Заходи – ка в баньку, мы помоем Ваньку!»

Жарко – жарко – жарко!»

«Бабушкины пирожки»

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать: (хлопки двумя руками)

«И Тимоша приходи, и Антоша приходи, (сгибать по очереди пальцы)

Да и Проша приходи и Митрошу приводи

А уж Ванечка, Моя лапочка, Ну, пожалуйста!» (мизинец потрепать) 

Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать (похлопать в такт словам)

«И Тимоше пирожок и Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок, и Митроше пирожок» (нажимать на подушечки всех пальцев поочередно)

«А уж Ванечке, Моей лапочке, Мятный пряничек!». (потрепать мизинец)

Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать.

«Прощевай, Тимоша,

Прощевай, Антоша,

Прощевай и Проша да и ты, Митроша». (по очереди загибать все пальцы рук)

А уж Ванечка, моя лапушка

Посиди еще вместе с бабушкой!» (погладить мизинец)

«Стала Маша гостей созывать»           

Стала Маша гостей созывать (хлопки в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки провести по всем пальцам левой руки по очереди; начать с большого пальца)
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачать мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (
хлопки в ладоши)
И Ивану блин
(левую кисть повернуть ладонью вверх большим пальцем правой руки нажать на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек!
(большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать
(хлопки в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибать пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка- до свидания.

«Пять братьев – пальчиков»

(Собираем пальчики в кулачок.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять! (На каждую строчку отгибаем один пальчик)

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!

Идут четыре братца навстречу старшему.

-Здравствую большак!

-Здорово указка, (соединить с большим указательный пальчик)

Мишка - середка, (соединить с большим средний пальчик)

Гришка - сиротка, (соединить с большим безымянный пальчик)

Да крошка - Тимошка! (соединить с большим мизинчиком)

«Сорока–Белобока»

Сорока, сорока

Была белобока,

Кашку варила,

Деток кормила: 

Этому дала 

И тому дала, 

И четвертому дала

А пятому не дала: 

Толстый, жирный, 

За водой не ходил, 

Дров не рубил, 

Нет тебе кашки!

«Пальчики»

(Поочередно сжимаем пальчики малыша в кулачок.)

Ивану - большаку - дрова рубить,

Ваське - указке - воду носить, 

Мишке- среднему - печку топить, 

Гришке - сиротке - кашу варить, 

А крошке - Тимошке - песенки петь. 

Песни петь и плясать, 

Родных братьев потешать!  (Разжимаем кулачок, поднимаем руки вверх.)

«Гости»

К Кате гости прибежали,  (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,
(большой и средний)
Рад Серёжа
, (большой и безымянный)
Рада Снежана 
(большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок?  (ладошки складываем вместе)
Может коржик  
(показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
 (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

«Горшок»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз, два, три, четыре, пять  Стали гномики стирать  (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки,  
(загибать пальчики, начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, 
(ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, 
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, 
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! 
(сцепили ручки)

«Домик»

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь
(раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
(поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж  (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс 
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп  (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп  (ладошкой до лба)
И к уху, зззз  (
зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Котёнок»

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, 
(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, 
(показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки
,  (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,  
(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,  (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать !  (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«Курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки  (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите 
(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите 
(клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

«Чищу овощи для щей»

«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, 
(загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, 
(загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз
! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка, (показать большой палец)
Выйди вон! (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья

Большая да веселая!   (Топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят,   (Загибают большие пальцы на обоих руках)

Два учиться хотят.   (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются.   (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.   (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.   (Загибают мизинцы)

ЧЕЛОВЕК. НАШЕ ТЕЛО.

«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (у
казательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу)
Разотру ладошки сильно, (р
астирают ладони)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (о
хватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги)
Руки я затем помою, (
потирают ладони)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
(складывают пальцы в замок)

«Физкультурник»

Физкультурник по дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает. (пальчики ходят по коленям)

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел. (пальчики ходят по коленям медленно, делая широкий шаг)

Руки вниз, затем вперед. (поднимаем вместе указательный палец и мизинец вперед)

Прыгнул, сделал поворот. (пальчики подпрыгнули)

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ. (пальчики ходят по коленям)

СЕМЬЯ

«Пальцы — дружная семья» 
Пальцы — дружная семья, 
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) 
Вот большой! 
А это — средний. 
Безымянный и последний — 
Наш мизинец, малышок! 
У-у-у! Указательный забыли. 
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху) 
Будем их соединять 
И движенья выполнять...
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому) 

«Семья»

Этот пальчик дедушка,

этот пальчик – бабушка,

этот пальчик – папочка,

этот пальчик мамочка,

этот пальчик – я –

вот и вся моя семья!

«Хозяйка»

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (
наливаем молоко)
Положу туда крупу (
насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(
поставить на плиту)
Будет каша хороша!
(хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (
пригрозить пальчиком)

«Дом на горе»

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик)

Много зелени кругом.   (Волнообразные движения кистями рук)

Вот – деревья, вот – кусты  (Руками сделать «деревья» и «кусты») 

Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок)

Окружает все забор.   (Перед собой показать «забор» из пальцев)

За забором – чистый двор.   (Погладить ладонями стол)

Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) 

К дому быстро подбегаем.   (Пальцами «пробежаться» по столу)

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! »   (Постучать кулаками по столу)

Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

«За работу!»

(Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.)

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить. (Разгибаем большой палец)

Печки все - тебе топить. (Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А тебе - посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять. (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево)

НАША ГРУППА

«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я.
(разжимают пальчики поочередно) 
Это Маша, (начиная с мизинца) 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(стучат кулачками друг об друга)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.
«Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так!
(показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так!
(щёки надули и руками лопнули)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) 

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок. (поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) 

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) 

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать! (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

ПРОФЕССИИ

«Наперсток»

– Шьет иголка, шьет иголка (Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка)

Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончики пальцев)

А наперсток в тот же миг     

К ребятам на пальчик (Дети как будто надевают наперсток на палец)

Прыг! Говорит иголке: («шьют»)

– Шей,

А колоться ты не смей! (Грозят пальцем)

«Повар»

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу)

А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке)

Повар леща берет

И опускает в компот. (Загибают указательный палец)

Бросает в котел поленья, (Средний)

В печку кладет варенье (Безымянный)

Мешает суп кочерыжкой поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он, (Мизинец)

Угли бьет! Разводят руками.

«Профессии»

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Что принес нам почтальон?»

Что принес нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали. (на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

МОЯ СТРАНА

«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

«Край родной» 

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! 
(Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(«Обнимашки»)

ОБУВЬ

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) 

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу) 

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать, (загибают по одному пальчику, начиная с большого) 

Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)

«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки 
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький 
Обувает валенки.
А сыночек Вовка – 
Новые кроссовки.
(загибать пальчики, начиная с большого)
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.
(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

«В сахарницу сахар насыпаем»

В сахарницу сахар насыпаем, (сгибать одновременно большие пальцы обеих рук)
Хлеб и булку в хлебницу кладем. (сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук)

Молоко в молочник наливаем, (сгибать одновременно безымянные пальцы рук)
А в солонку соли наберем. (сгибать одновременно мизинцы)
«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем. (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
«Салат»
Мы морковку чистим- чистим, (энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой)

Мы морковку трём-трём, (прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад)

Сахарком её посыплем («посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками)
И сметанкою польём.
(кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая)
Вот какой у нас салат, (протягивают ладони вперёд)

Витаминами богат! (поглаживают ладошкой живот)

«Посуда» 
Девочка Иринка порядок наводила.
(поочерёдно соединяют большой палец с остальными)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице, 

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке! 

«Посуда» 
Мы в новом магазине посуду покупали:
(руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы в стороны и соединять)

Тарелки, блюдца, чашки (поднимать поочередно пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок, (поднимать поочередно пальцы левой руки)

Шумовку и масленку.

«Чайник»
Привет, я – чайник
(показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну где рука-носик)

НАСЕКОМЫЕ

«Пчела»

Прилетела к нам вчера  (Машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек (На каждое название насекомого загибают пальчик)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. (Роняют ладони на стол)

«Сороконожки»

Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались - (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

«Божьи коровки»
Божья коровка -
(дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются) 
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят) 
«Комар»
Дружно пальчики считаем –
(сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха,
(поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это жук с зелёным брюхом. 
Это кто же тут звенит? (
вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит! 
Прячьтесь!
(прячут руки за спину)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимать-разжимать пальцы в кулак)
Насекомых надо знать: (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
(поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
И у каждого шесть ног! (поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
(руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил, 
Паучков на землю смыл.
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик), хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)
                                                            ОСЕНЬ

«Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее,
(разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем – (делаем вид)
И ботинки обуваем – (постучать ногами)
Знаем месяцы:
(похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел – (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать – (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
(делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
«Осень»
Ветер северный подул,
(подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил,
(постучать кулачками по стол)
Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони прижать крепко к столу)

«Зайцы»

Скачет зайка косой (фигурка «зайка»)

Под высокой сосной, (фигурка «дерево» правой рукой)

Под другою сосной (фигурка «дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй. (фигурка «зайка»)

«Грибы»

Массаж или самомассаж подушечек пальцев. На каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца.

Вылезли на кочке - мизинец

Мелкие грибочки: - безымянный

Грузди и горькушки, - средний

Рыжики, волнушки. - указательный

Даже маленький пенек - большой

Удивленья скрыть не мог. - большой

Выросли опята, - указательный

Скользкие маслята, - средний

Бледные поганки - безымянный

Встали на полянке – мизинец

«Листья»

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (
шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. 
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот - дубовый, вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной.

Вот – с березки, золотой.

Вот - последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(загибаем пальчики в соответствии с текстом)

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла, («шагают» пальчиками) 

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают по одному пальнику) 

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (загибают по одному пальчику)

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. 

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают по одному пальчику) 

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест)

Картошка, капуста, морковка, горох, (загибают по одному пальчику)

Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! («едят» суп)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши.

– Ох! (один хлопок)

И ушел (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, САД, ОГОРОД.

«Овощи»

Лариски – А у Вовки –

Две редиски. Две морковки.

У Алёшки – Да ещё у Петьки –

Две картошки. Две хвостатых

У Серёжки сорванца – редьки.

Два зелёных огурца.

«Овощи»
У Лариски – 
Две редиски. 
У Алёшки – 
Две картошки. 
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да ещё у Петьки –
Две хвостатых редьки.

«Капустка»

Туки-туки-туки-тук,

Рубим вместе в десять рук (Ребрами ладоней стучать по столу)

Мы капусту жмем-жмем (Сжимать и разжимать кулачки)

Мы капусту трем –трем (Потереть ладони)

Ты, капустка, солись (Сложить пальцы щепотью. Большими пальцами поглаживать подушечки остальных пальцев, словно солим капусту)

Нам зимой пригодитесь!

«Огород»
(Массаж фаланг пальцев:
 на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
«Друзья–садоводы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин,
(Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя)
«Яблонька»
У дороги яблонька стоит, (руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит
. (сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус.
(соединить запястья, ладони развести)
«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот! (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) 

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём. (загибают пальчики, начиная с большого)

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) 

Много нас, (показывают 10 пальцев)

А он один. (показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку) 

А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу) 

«Арбуз»

Я — большой арбуз усатый,

Я зеленый, полосатый.   (Гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы)

Греет солнышко бочок.

Я поспел, как только смог.   (Наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок)

С грядки вы меня возьмите

И на части разделите.   (Указательными пальцами обеих рук проводим несколько линий от макушки до шеи)

ЗИМА

«Пальчики пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять. («идем» указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (показываем всеми пальчиками, как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались, (указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись. (кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли. (изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком       (Лепим двумя руками комок) 

Шляпу сделали на нем       (Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову) 

Нос приделали и вмиг       (Приставляем кулачки к носу) 

Получился снеговик          (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика) 

«Как зимуют птицы»

Как зимуют птицы

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,              

Один улетел, а другие запели.                  

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел — и их трое осталось.          

Сидели втроем и немного скучали,  (показать пять пальцев) 

Один улетел, а двое остались.           (загибать пальцы по одному) 

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял - улетел.

«Зима»

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: (сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их)

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки. (Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном, (Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком. (Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

«Елочка»

Перед нами елочка: (Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе)

«На елке»
Мы на елке веселились,      (Ритмичные хлопки в ладоши) 
И плясали, и резвились,      (Ритмичные удары кулачками) 
После добрый Дед Мороз  («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Нам подарки преподнес.     
Дал большущие пакеты
,    («Рисуют» руками большой круг) 
В них же – вкусные предметы:  (Ритмичные хлопки в ладоши) 
Конфеты в бумажках синих, (Загибают пальчики на руках, начиная с больших)
Орешки рядом с ними, 
Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин.

«Елочка»
Посмотри: на нашей елке
(сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки
(показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики,
(сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

«Наряжаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)

Будем ёлку наряжать (соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)

Мы повесим шарики, (соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)

Яркие фонарики, (прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)

Весёлого Петрушку, (показывают длинный нос)

И разные игрушки: (вытягивают ладони вперёд)

И мишку - шалунишку (показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)

И заиньку – трусишку (прикладывают раскрытые ладони к голове)

«Новый год» 
Наступает Новый год!  (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.   (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики,  (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. фонарики 
Вот сверкают льдинки, 
(Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки.     
(Легко и плавно двигать кистями )
В гости дед Мороз идет,  (Пальцы шагают по коленям или по столу) 
Всем подарки он несет.  (Трем друг об друга ладони) 
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
(Хлопаем по коленям или по столу, одна рука –ладонью, другая – кулаком, а затем меняем) 
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (По очереди массажируем каждый палец) 

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                (Загибаем пальчики по одному) 

Мы с тобой снежок лепили,  («Лепим» двумя руками) 

Круглый, крепкий,                 (Чертим руками круг) 

Очень гладкий,                       (Одной рукой гладим другую)  

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) 

«Копаю, копаю лопаткой снежок»          

Копаю, копаю лопаткой снежок,    (Имитируем движения) 

Построю из снега домок-теремок.  (Над головой из ладошек делаем крышу) 

И окна, и двери я вырублю в нем,   (Ребром ладоней «вырубаем») 

Почищу дорожки, посыплю песком. (Имитируем движения) 

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!  (Одной рукой изображаем зайчика) 

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки) 

«Падал снег на порог»

Падал снег на порог, (руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз) 

Кот лепил себе пирог.  (Ладони приставляем к голове, изображая уши) 

А пока лепил и пек,      (Лепим пирог) 

Ручейком пирог утек.     (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться) 

«Снежный ком»

Взяли дети белый ком,               (изображаем ком) 

Будем строить снежный дом     (движения, изображающие лепку снежков) 

Мы польем его водой,                (имитируем движения) 

Домик будет ледяной                  («поливаем водой»)

Ком за комом мы кладем,           (ставим кулачок на кулачок) 

Вот и вылепили дом.                   (рисуем в воздухе ладонями домик)  

«Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,  (руки сложены лодочкой под щечкой) 

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                  (загибаем поочередно пальцы) 

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится, (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный) 

 Убегает от лисицы.      (Пальцы те же. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами) 

 Мелькает он среди кустов,

 Напетлял — и был таков.      (Разводим руки в стороны) 

«Белый пух»

Сыплет белый, снежный пух, (плавно опускаем кисти рук сверху-вниз)    

Устилает все вокруг.                (разводим руки в разные стороны)          

Пух на шапках,                         (показываем на названные вещи) 

Пух на шубках,                         (или поочередно загибаем пальцы) 

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                    (щекочем себя и встряхиваемся) 

Кто щекочет — пух!                (ладошки перед собой, дуем на них) 

«Дедушка Мороз»

Закрывайте окна,

Закрывайте двери,                       (соединяем ладошки вместе) 

Закрывайте уши,                          (закрываем ушки) 

Закрывайте нос.                            (закрываем нос) 

Ходит, бродит по дорогам           (ходим указательным и средним пальцами) 

Старый дедушка Мороз.

Щиплет уши, щиплет нос,        (щипаем названные части тела) 

Щиплет щёчки дед Мороз

«Новогодний праздник»

Ждали праздника мы долго.   (трём ладошку о ладошку)

Наконец пришла зима.            (сжать кулаки, прижать их друг к другу)

Наконец пришла зима             (пальцы «идут» по столу, по коленкам)

В гости ёлку привела.   (пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.             (круговые движения кистями рук)

Покружились, поплясали,     (кисти рук опустить, расслабить)

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,  (ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)

Нам подарки принеси.

Подарки

Дед мороз принес подарки: («шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,    (на каждое название загибают)

Кукол мишек и машины,     (по одному пальчику, сначала на правой)

Попугая и пингвина,           (потом на левой руке)

Шоколадок пол мешка      (делают из пальчиков правой руки)

И пушистого щенка!     (мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики «ушки»)

Гав! Гав!

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

«Пальцы эти — все бойцы»

Пальцы эти — все бойцы, (дети показывают ладони с выпрямленными пальцами)

Удалые молодцы.        (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Два — больших и крепких (пальцы сжаты в кулак, подняты только большие)

И солдат в боях бывалых.        

Два — гвардейца-храбреца,   (показывают указательные пальцы)

Два — сметливых молодца.    (показывают средние пальцы)

Два — героя безымянных,       (показывают безымянные пальцы)

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — (показывают мизинцы)

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. (поочередно считают пальцы на левой руке)

Будем молодцев считать. (начиная с мизинца, затем на правой руке)

Пальцы встали дружно в ряд — (показывают ладони, разводят в стороны   пальцы и сводят их)

Десять крепеньких солдат. (показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши)

«Кораблик»

Вот плывет кораблик мой, (руки — «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой. (руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)

Крепко я держу штурвал, («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (четыре хлопка в ладоши)

«Кораблик»

По реке плывёт кораблик, (прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем «кораблик»)

Он плывёт издалека, (приставляем горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль»)

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются «коготки»)

«Самолеты»

Мы сегодня самолеты, (сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)

Мы не дети, мы пилоты. (четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Герои-богатыри

«Самолет»

Я построю самолет, (разводим руки широко в стороны)

Шлем надену — и в полет. (показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны, (шевелим пальчиками)

Над морями и лесами,

Над горами и полями, (делаем «брызгающие» движения пальцами)

Облечу весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар)

А потом вернусь домой. (взмахивающие движения ладонями) 

«Богатыри»
Раз, два, три, четыре, пять – (загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших)
Будем сказки мы читать.
Там богатыри живут,
Всех по- разному зовут.
(показать ладони, как раскрытую книгу)
Это три богатыря: (показать большой, указательный и средний)
Старший - Муромец Илья, (пошевелить большим пальцем)
А Добрыня – средний тут,
Никитичем его зовут.
(пошевелить указательным пальцем)
И Поповича Алёшу –
Младшего мы видим тоже.
(пошевелить средним пальцем)
Как они умны, сильны. (показать руками голову, мускулатуру)
Берегут покой страны. (левая рука на пояс, взгляд из-под правой руки)

«Наша армия»

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

ВЕСНА

«Весна»

Иди, весна, иди, красна, («шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край. (загибают по одному пальчику с мизинца) 

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?   (соединяем по очереди все пальцы с большими)

По лужицам скакать!    (щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)

Что делать после дождика? (соединяем все пальцы указательные с большими)

Кораблики пускать!   (рисуем обеими руками восьмёрку)

Что делать после дождика?    (соединяем все пальцы с большими)

На радуге кататься!    (руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика? (соединяем все пальцы с большими)

Да просто улыбаться! (улыбаемся)

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель – (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх - «фонарики»)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) 

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга)

ЛЕТО.

«Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
(плавно разжимают кулаки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(машут перед собой руками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(плавно сжимают руки в кулаки)
Тихо засыпают, (кладут руки под щеку)
Головой качают. (качают головой)

«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

«Подсолнух»
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко. (растопырить ладони)
Это солнышко сорвем, (ладоши раскрыть)
Много зерен соберем. (собирать с другой ладони зерна)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут»)

        ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

«Поросята»
Пальцы рук растопырены; (поочередно «идём» по столику или коленкам каждым из пальчиков) 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (мизинцы) 
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (безымянные) 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. («фонарики») 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (средние) 
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(большие) 
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз, разводить и соединять пальцы правой руки)
Всех зверей домашних знаю: (разводить и соединять пальцы левой руки)
Кролик, лошадь и коза, (называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)
Кот, корова и свинья. (поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)
А еще баран с овцой,
Да верный пес –
(поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)
Помощник мой.
(большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
«Домашние птицы»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета 
Начинается с утра:
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение)
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
«Есть у курицы цыплёнок»

Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши 
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими)

ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

«Сидит белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
«Дикие животные»
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак)
Медвежата, барсучата,
(При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
«На водопой»
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,
(на каждое двустишие разгибают)
За мамой лисицей крался лисенок,
(по одному пальчику, начиная с мизинца)
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата,
(делают «ушки» «шагают» по столу)
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
«Хитрая лисичка»
Разминаем пальчики: раз, два, три! (Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.)
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
(выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три!
(движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
(движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!

ТРАНСПОРТ. ПДД.

«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. 
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать – (загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.
(«встряхиваем» ладонями)
«Машины»
По шоссе идут машины, (крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины. (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)
По дороге не беги, (погрозили пальцем)
Я скажу тебе: «Би-би». (рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»)
«Машины»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
(обеими руками «крутят руль» перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
(пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)

«Лодочка»
Две ладошки прижму (ладони лодочкой, волнообразные движения рук)
И по морю поплыву. 
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
(поднять выпрямленные ладони вверх)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
(имитация движений волн и рыбок)
Плывут рыбки тут и там.
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди!
(«грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
(«грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!
(загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
(хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Велосипед»
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево,
(имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад
(назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
«Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят
.(катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже.
(заглядывают в маленькую щелочку в кулаке)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами

Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....

Картотека пальчиковых игр для средней группы детского сада

В данном материале представлена подборка пальчиковых игр для детей среднего возраста по темам недели на весь учебный год, в соответствии с требованиями ФГОС...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

Картотека пальчиковой гимнастики  для средней группы....

Картотека пальчиковых игр в средней группе

Картотека пальчиковых игр в средней группе...

картотека пальчиковых игр для средней группы "Времена года"

Картотека составлена состветственно каждому времени года:зима, весна, лето, осень. Все доступно описано. У меня она распечатанна на бумаге разных цветов: зима - белая, весна - зеленая, лето - красная,...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...