Пособие " Круги Луллия"
консультация (старшая группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Аннотация: статья посвящена проблеме проведения занятия по лего-кон- струированию. Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально- творческих способностей детей, предложенное авторами теории решения изобретательских задач и развития творческого воображения для использова- ния в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в непосред- ственную образовательную деятельность, а также помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, лего, круги Луллия, лего-констру- ирование.
Мы живем в стремительно меняющемся мире в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без телевидения и компьютеров, мобильной связи. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, постоянно изменяю- щемся мире?
Педагоги отмечают, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение.
Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих действий.
Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мысли- тельными операциями по созданию творческого продукта, успешно учится в школе, умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной ак- тивности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Описание метода «Круги Луллия»
Раймонд Луллия (жил в 13–14 вв.) создал приспособление, которое пред- ставляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стер- жень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах рисунки, цифры, вы- сказывания и т.д. Любой желающий может задать вопрос и с помощью получен- ной комбинации получить ответ, который необходимо расшифровать, подклю- чив воображение.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в НОД, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Они могут быть использованы в различной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, конструированию, в том числе лего- конструированию и т. д.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием са- мостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами опреде- лить цель и правила игры.
Методические рекомендации по использованию «Кругов Луллия»:
- круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или за- гадочные круги;
- для работы с детьми 4‐го года жизни целесообразно брать только два круга с 4 секторами; детям более старшего возраста предлагаются несколько кру- гов с большим количеством секторов;
- на сектора прикрепляются картинки по теме занятия;
- игры можно поводить как в НОД, так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей);
- тренинг должен состоять из 2-х частей:
- Уточнение имеющихся знаний (например: математика – на одном секторе три детали лего-конструктора, на другом – цифра 3; познавательное: на секторе первого круга – яблоня из конструктора, дети на втором круге отыскивают яб- локо (плод), то же из лего.
- Упражнения на развитие воображения (фантастическое задание). В этом случае круги раскручивают и рассматривают выпавшие случайные сектора. Например: береза – строитель. Ребенку необходимо с достаточной степенью до- стоверности объяснить правомерность данного фантастического сочетания. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
Задачи:
- развивать наглядно‐образное, логическое мышление;
- развивать сенсорные способности;
- формировать представление о деталях конструктора лего;
- тренировать в счёте, решении примеров;
- формировать представления о математических понятиях;
- знакомить с цифрой, цветом, размером;
- развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Варианты использования пособия:
Игра «Найди и опиши»
Играют два, три игрока с использованием деталей конструктора лего. Вариант первый:
Водящий показывает деталь, а второй соединяет сектора описывает эту де- таль.
Вариант второй:
1–2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают деталь лего-конструк- тора, а третий игрок отгадывает и находит ее на столе.
Игра «Счет»
Игрок, соединяя сектора кругов, должен соотнести деталь лего с цветом, за- тем с цифрой.
Игра «Все состоит из частей» Цель: формировать обобщенное понятие о том, что:
- каждый объект состоит из частей;
- количество частей и сами части могут меняться в разных условиях;
- при изменении частей объекта и их количества, возникают проблемы, ко- торые необходимо решать.
Оборудование – два круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор). 1 круг – объекты из деталей лего-конструктора (самолет, вертолет, дерево). 2 круг – детали этих объектов (крыло, пропеллер, ствол и т. д.).
Игра «Сколько кирпичиков?» Цель: развивать логическое мышление.
Оборудование – три круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор). 1 круг – цифра.
- круг – цвет кирпичиков.
- круг – объекты из деталей конструктора лего.
Под стрелкой необходимо соединить объект из конструктора лего, с выпав- шей деталью и соединить с цифрой соответствующей количеству кирпичиков (такого цвета) в постройке.
Игра «Найди реальное сочетание – соедини правильно» Используются 2 круга.
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка. Предложить ребенку назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке (Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Дом – окна. окно – это часть дома. Частью дома являются окна, двери, крыша и т.д.). Вывод: у лю- бого объекта есть часть.
Игра «Объясни необычное сочетание» Используются 2 круга.
После раскручивания кругов, рассмотреть полученное сочетание, предло- жить ребенку достоверно объяснить это объединение. (дом‐ пропеллер от само- лета. Бывает такое, что люди приделывают пропеллер к дому для декора. Вот и получился дом с пропеллером. В этом случае – пропеллер от самолета – часть дома).
При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку» Используются 3 круга.
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ре- бенку предлагается составить фантастический рассказ или сказку.
(Цветок – цифра 5 – стакан.) – «На полянке выросло пять ромашек. Пришла девочка и сорвала их. Принесла домой и поставила не в вазу, а в стакан, потому что вазы в доме не было.»).
Список литературы
1. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_ raboty_s_kolcami_lulliya.doc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_posobie.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Аннотация: статья посвящена проблеме проведения занятия по лего-кон- струированию. Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально- творческих способностей детей, предложенное авторами теории решения изобретательских задач и развития творческого воображения для использова- ния в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в непосред- ственную образовательную деятельность, а также помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, лего, круги Луллия, лего-констру- ирование.
Мы живем в стремительно меняющемся мире в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без телевидения и компьютеров, мобильной связи. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, постоянно изменяю- щемся мире?
Педагоги отмечают, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение.
Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих действий.
Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мысли- тельными операциями по созданию творческого продукта, успешно учится в школе, умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной ак- тивности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Описание метода «Круги Луллия»
Раймонд Луллия (жил в 13–14 вв.) создал приспособление, которое пред- ставляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стер- жень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах рисунки, цифры, вы- сказывания и т.д. Любой желающий может задать вопрос и с помощью получен- ной комбинации получить ответ, который необходимо расшифровать, подклю- чив воображение.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в НОД, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Они могут быть использованы в различной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, конструированию, в том числе лего- конструированию и т. д.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием са- мостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами опреде- лить цель и правила игры.
Методические рекомендации по использованию «Кругов Луллия»:
- круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или за- гадочные круги;
- для работы с детьми 4‐го года жизни целесообразно брать только два круга с 4 секторами; детям более старшего возраста предлагаются несколько кру- гов с большим количеством секторов;
- на сектора прикрепляются картинки по теме занятия;
- игры можно поводить как в НОД, так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей);
- тренинг должен состоять из 2-х частей:
- Уточнение имеющихся знаний (например: математика – на одном секторе три детали лего-конструктора, на другом – цифра 3; познавательное: на секторе первого круга – яблоня из конструктора, дети на втором круге отыскивают яб- локо (плод), то же из лего.
- Упражнения на развитие воображения (фантастическое задание). В этом случае круги раскручивают и рассматривают выпавшие случайные сектора. Например: береза – строитель. Ребенку необходимо с достаточной степенью до- стоверности объяснить правомерность данного фантастического сочетания. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
Задачи:
- развивать наглядно‐образное, логическое мышление;
- развивать сенсорные способности;
- формировать представление о деталях конструктора лего;
- тренировать в счёте, решении примеров;
- формировать представления о математических понятиях;
- знакомить с цифрой, цветом, размером;
- развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Варианты использования пособия:
Игра «Найди и опиши»
Играют два, три игрока с использованием деталей конструктора лего. Вариант первый:
Водящий показывает деталь, а второй соединяет сектора описывает эту де- таль.
Вариант второй:
1–2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают деталь лего-конструк- тора, а третий игрок отгадывает и находит ее на столе.
Игра «Счет»
Игрок, соединяя сектора кругов, должен соотнести деталь лего с цветом, за- тем с цифрой.
Игра «Все состоит из частей» Цель: формировать обобщенное понятие о том, что:
- каждый объект состоит из частей;
- количество частей и сами части могут меняться в разных условиях;
- при изменении частей объекта и их количества, возникают проблемы, ко- торые необходимо решать.
Оборудование – два круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор). 1 круг – объекты из деталей лего-конструктора (самолет, вертолет, дерево). 2 круг – детали этих объектов (крыло, пропеллер, ствол и т. д.).
Игра «Сколько кирпичиков?» Цель: развивать логическое мышление.
Оборудование – три круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор). 1 круг – цифра.
- круг – цвет кирпичиков.
- круг – объекты из деталей конструктора лего.
Под стрелкой необходимо соединить объект из конструктора лего, с выпав- шей деталью и соединить с цифрой соответствующей количеству кирпичиков (такого цвета) в постройке.
Игра «Найди реальное сочетание – соедини правильно» Используются 2 круга.
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка. Предложить ребенку назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке (Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Дом – окна. окно – это часть дома. Частью дома являются окна, двери, крыша и т.д.). Вывод: у лю- бого объекта есть часть.
Игра «Объясни необычное сочетание» Используются 2 круга.
После раскручивания кругов, рассмотреть полученное сочетание, предло- жить ребенку достоверно объяснить это объединение. (дом‐ пропеллер от само- лета. Бывает такое, что люди приделывают пропеллер к дому для декора. Вот и получился дом с пропеллером. В этом случае – пропеллер от самолета – часть дома).
При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку» Используются 3 круга.
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ре- бенку предлагается составить фантастический рассказ или сказку.
(Цветок – цифра 5 – стакан.) – «На полянке выросло пять ромашек. Пришла девочка и сорвала их. Принесла домой и поставила не в вазу, а в стакан, потому что вазы в доме не было.»).
Список литературы
1. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_ raboty_s_kolcami_lulliya.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Круги Луллия"
Задачи, которые решаются с помощью данного пособия:-учить выстраивать сюжетную линию в рисунке,- развивать образное мышление,-формировать способность решать проблемные ситуации,-формировать умение тво...
Дидактическое пособие "Круги Луллия"
цель: Способствовать гендерному развитию детей, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Воспитывать уважительное отношение к сверсникам своего и противоположного по...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Презентация "Дидактическое пособие Круги Луллия"
Актуальность: Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректиров...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные нашего леса» с использованием пособия «Круги Луллия»
В данном материале показано ,как с помощью пособия "Круги Луллия" решаются программные задачи по познанию окружающего мира детьми....
Методическое пособие "Круги Луллия"
Методическое пособие "Круги Луллия"...
«Современные инновационные образовательные технологии в образовательном процессе. Пособие «Круги Луллия»
laquo;Современные инновационные образовательные технологии в образовательном процессе. Пособие «Круги Луллия»...