Проблемы адаптации
материал
Сообщение на тему: "Проблемы адаптации и пути их решения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_adaptatsii_i_puti_ih_resheniya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ
На тему: «Проблемы адаптации и пути их решения».
Соколова Е. В.
Энгельс
2019
Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться на службу из декретного отпуска, а малышу привыкать к другой обстановке в детском саду. Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового. Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него стрессовую ситуацию.
Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? Какие ошибки допускаются и как их избежать?
Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту. Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:
Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.
Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.
Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.
Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года. Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее. Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.
Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя. Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад. Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.
Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.
Что же делать?
Постепенно увеличивайте круг общения малыша. Ходите с ним к друзьям и близким, поощряйте разговоры с ровесниками на детской площадке, рассказывайте с кем нужно общаться, а с кем нет, обсуждайте с ним действия окружающих. Научите маленького человека общению с людьми! Покажите, как стоит просить у ровесников игрушки, как попросить разрешения у детей поиграть с ними или пригласить другого малыша в свою игру. Научите малыша, как нужно знакомиться с ровесниками. Если ваш малыш стесняется, начините спрашивать имена детей сами. Со временем малыш возьмет с вас пример и станет заводить знакомства самостоятельно. Организовывайте коллективные игры. Предположим, в мяч. Тем самым вы покажете ребенку, что играть в коллективе весело и занимательно. Уточните в детском саду, есть ли у них возможность посещения ребенка вместе с мамой на несколько часов в неделю. Если есть – это замечательная возможность постепенно адаптироваться к новым условиям.
Узнайте ежедневный распорядок детей в детсаде и постепенно приучайте ребенка жить по такому распорядку. Особое внимание обратите на послеобеденный сон. Многие дети отказываются подчиняться «тихому часу» в детском саду, потому что дома днем они не спят. Если спать малыш категорически отказывается, приучайте его спокойно лежать это время. Учите ребенка самостоятельным играм! Малыш, который может играть сам, быстрее адаптируется в детском саду и начнет общаться с окружающими. Придумывайте для ребенка сюжетно-ролевые игры. Они научат ребенка общаться, познакомят с окружающим миром и разовьют эмоциональный диапазон. Рассказывайте ребенку о детсаде в игровой форме. Объясните, что, когда мама и папа уходят на работу, детки ходят в детский сад. Расскажите, как там нравится деткам и как им там весело. Уточните, что деткам в саду нужно кушать и спать, а у каждого малыша там есть своя кроватка и шкафчик. Придумайте игру в «детский сад». Пусть игрушки ребенка станут «детками», а малыш заботливой «воспитательницей». Если вы будете обсуждать детский сад постоянно, ребенок захочет туда пойти и адаптируется быстрее.
Спросите у заведующей о возможности посетить детский сад с ребенком во время прогулки группы. Пусть чадо увидит, как гуляют ребятки и, как с ними общается воспитатель. Развивайте у ребенка усидчивость и концентрацию внимания. Для этого читайте ему сказки и стихи. Пусть по началу на долго ребенка не хватит, но постепенно увеличивая время, вы добьетесь сконцентрированности малыша. Приучайте ребенка к самостоятельной гигиене. Он почувствует себя уверенно в чужой обстановке, если будет знать, как пользоваться горшком, мыть руки и надевать обувь. Научите ребенка кушать без помощи взрослых, не отвлекаясь на телевизор и другие развлечения. Если он придет в сад без навыков использования ложки, вы рискуете оставить ребенка голодным. Воспитатели кормят деток, но ребят много, а время приема пищи ограничено распорядком дня. Укрепляйте иммунитет малыша. Одевайте его по погоде и начните процедуры закаливания.
Ваше эмоциональное настроение и отношение к детскому саду играет важную роль. Если вы чувствуете вину из-за того, что отдаете ребенка на попечение чужим людям, ваш малыш будет ощущать тот же негатив. Относитесь к детскому саду положительно, это первый самостоятельный этап в жизни малыша.
Обсудите с воспитателем привычки вашего ребенка, особенности характера малыша, как он предпочитает проводить свободное время, какие воспитательские меры приняты в вашей семье. Уточните все, что считаете нужным. Воспитателю будет проще работать с вашим ребенком и найти к нему исключительный подход.
Поговорите с воспитателем о распорядке посещения детского сада в период привыкания. Он подбирается индивидуально. Каких-то детей оставляют в саду на сон уже через несколько дней, а кто-то месяцами посещает сад до обеда с непрерывными капризами и слезами. Привыкание к чужой обстановке происходит постепенно.
Не продлевайте время прощания с ребенком перед всей группой по утрам. Твердо сообщите ребенку, что сейчас он останется здесь, а вы заберете его после прогулки (или тогда, когда планируете). Можете придумать «традицию» ухода. Предположим, договоритесь с малышом, что махнете ему в окно рукой. Если прощание с мамой переносится ребенком тяжело, ехать с ребенком в детский сад можно кому-нибудь другому (любому члену семьи). Снабдите малыша предметом, напоминающем о маме. Замечательный вариант – выдайте ему «ключ от дома», без которого никто не сможет зайти в квартиру, а значит обязательно заберете его вечером.
Не рассуждайте при ребенке о детском саде и сотрудниках учреждения с негативной точки зрения. Наоборот, хвалите его в компании родственников и друзей за то, что он такой взрослый и самостоятельно без мамы находится целый день в детском саду.
Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом. Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку:
- Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости. Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря». Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.
- Неверный ежедневный распорядок. Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны. Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.
- Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим. Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой.
Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....
Проблемы адаптации детей и родителей к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду — это и процесс и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отноше...
Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.
Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Журнал для родителей по проблемам адаптации ребенка к ДОУ
Наши советы и рекомендации - это залог успешной адаптации...