Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Елена Викторовна Плыкина

«Игровая деятельность дошкольников как средство развития двигательной активности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_plykina.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей:                                                 «Игровая деятельность дошкольников как средство развития двигательной активности»

                                                                             Подготовила воспитатель: Плыкина Е,В.                    

                                                 

                                                                       

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».                          Жан Жак Руссо

Деятельность, направленная на здоровьесбережение ребёнка должна быть интегративной, использоваться  в различных областях совместной деятельности с ребёнком. Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно- сосудистой системы, опорно – двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.

  Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришёл к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.

    Двигательная активность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребёнка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

     Общие методические принципы:

  1. Планирование двигательной активности.  
  2. Создание специальной для двигательно- игровой деятельности предметно- пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно – игровой деятельности осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:
  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • Организация «зон приватности»;
  • Предоставление права и свободы выбора;
  • Создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
  • Полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
  1. Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ –  в специально  организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
  2. Проведение занятий в занимательной, интересной детям игровой форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
  3. Осуществление индивидуального подхода к ребёнку, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно , так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.                        

        Основным средством укрепления здоровья, формирования двигательных навыков ребенка и повышения работоспособности детского организма является общий двигательный режим, который предусматривает ежедневную двигательную деятельность детей в разных организационных формах. Двигательная деятельность является фактором, благоприятно влияющим на рост и развитие организма, отражающим его функциональное состояние, так как именно движения относятся к одной из важнейших биологических потребностей человека. Деятельность ребенка должна быть разнообразная по видам (двигательная, учебная, игровая), а также по составу движений и физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и утомления детей. Двигательная деятельность способствует повышению оздоровительной и общеразвивающей эффективности физического развития дошкольников. Она предполагает сочетание организованной и самостоятельной форм активности детей. Чтобы обеспечить оздоровительный эффект самостоятельной двигательной активности, воспитателю необходимо владеть опосредованными методами руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты, как: организация физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, количество, частую сменяемость физкультурных пособий и т.д.); закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье; владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей. Воспитатель должен: ¬ наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает утомление; ¬ предусмотреть каждому из детей место для движений, оберегать это пространство; ¬ привлечь детей к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке и стимулировать этим самым желание двигаться; ¬ снять напряжение, скованность отдельных детей похвалой, совместным движением, помочь выбрать пособие и место для движений; ¬ без навязывания объединить в совместной деятельности детей разной подвижности, предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих; ¬ обыграть все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск различных видов и способов движений; ¬ при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям несложные активные движения перемещения в пространстве, гиперподвижным – более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.); ¬ отдавать предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям, стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их расположение в пространстве; обеспечить не только сменяемость в течении недели, но и в течении дня; ¬ никогда не ограничивать чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию; ¬ иногда включаться в совместную игру и кем-либо из детей или показать пример движений с игрушкой, предметом, пособием; ¬ периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении детей материала и преодолевать их по-разному; Выполнение указанных несложных правил не только будет способствовать полному удовлетворению биологических потребностей в движении, но и обеспечит эмоционально – психологических комфорт ребенку. В организованных формах физкультурной деятельности следует: ¬ индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений; ¬ искать методы оптимизации двигательной активности, которая должна составлять 60% от общего времени занятия. В учреждении дошкольного образования предусматриваются специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей: физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы). Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма. Двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение двигательной активности благотворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений. При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка. Для организации двигательной активности в группе необходимостью становится создание спортивного центра (физкультурного уголка). Главная задача физкультурного уголка – развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения. Физкультурный уголок организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для занятия. Это повышает эффективность занятий физической культурой.           

        В заключение хотелось бы отметить, что эффективность оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно применить для коррекции и укрепления собственного физического состояния.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...