Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Гераськина Татьяна Юрьевна

Игры-занятия с предметами-орудиями для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx16.26 КБ
Файл konsultatsiya.docx215.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №35

Игры-занятия с предметами-орудиями для детей раннего возраста.

Консультация для родителей.

Гераськина Татьяна Юрьевна

2020г.

Игры-занятия с предметами-орудиями для детей раннего возраста.

           Игры - занятия с предметами - орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего возраста. Такие игры не только забава, занятия с предметами - орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребенка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подрученые средства (палочка, молоточек, рычажок, совочек и пр.)

            Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком. «Так что же здесь трудного?» Ответ и прост и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрел свой статус, впервые применив камень в качестве орудия.

             Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если это требуют общепринятые нормы поведения, например, брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым мы знакомим ребенка. С помощью взрослого он усваивает способ ее употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета – орудия.

            Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта малыша?

Ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, малых не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражая взрослому , который передает ему опыт социальной жизни.

            Ко второму году жизни ребенка предметные действия уже отличаются от простейших манипуляций и приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: катает коляску, а не стучит ею как раньше, куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол.

            Для того, чтобы воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. мы предлагаем детям использовать такие предметы – орудия: палочки, ложечки, совочки, молоточки.

            Выполняя практические задачи, мы преследуем две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательную – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначение и практический смысл этих действий.

            На втором году жизни речь ребенка еще недостаточно развита, и его опыт достижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия.

Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребенку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях.

            Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких качеств ребенка как настойчивость, целеустремленность, ощущение собственной умелости и радость от самостоятельного достижения результата.

            Показав способы употребления определенного предмета, мы побуждаем малышей, пользоваться ими самостоятельно, не поправляя его, а чтобы он сам добился желаемого результата, испытав радость «победы». Мы проводим с детьми игры – занятия «Звени, колокольчик!», «Покатаем куклу», игры с автомобилем и воздушными шариками, демонстрируем подвижную куклу Петрушку, игры с песком, водой.

             Во время игр с предметами у детей активизируется речь, ребенок слышит новые слова: достань, сделай, лови т. д.

Предлагаем игры с малышами до 2-х лет.

«Звени, колокольчик!» - используемый материал – яркие, крупные колокольчики, бубенчики, грохотушки, ленточки, тесьма, шнур.

Покажите малышу как пользоваться веревочкой, чтобы вызвать звучание колокольчика.

«Покатаем куклу» - игрушки на колесах: автомобиль, коляска, тележка с тесемками.

Научить малышей пользоваться тесемкой для катания различных игрушек на колесах.

«Ловись рыбка» - таз или надувной бассейн, сачок.

Покажите ребенку, как пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Активизируя слова: поймаем  рыбку, ловись рыбка.

«Достань шарик» - металлический черпак длинной 4 – 5 см. с вертикальной ручкой – 20 – 25 см., шарики диаметром 3 см., высокие сосуды, заполненные водой на 2\3.

«Ой, шарик упал в воду!» - Давай достанем шарик! Научите малыша пользоваться черпаком для вылавливания шарика из воды.

«Что в трубочке лежит?» - металлическая палочка длинной 25 – 30 см., диаметром 1 см., полые картонные трубки длинной 25 – 30 см., диаметр 4 – 5 см. Внутри трубки лежит игрушка, завернутая в яркую бумагу или ткань. «Интересно, а что там лежит?». Учим ребенка пользоваться палочкой как орудием, как с ее помощью можно вытолкнуть сверток. Особенно интересно играть с трубкой из прозрачного небьющегося материала.

В летние, теплые дни игры с водой и песком мы проводим на свежем воздухе. Напоминаем, что игры с совочками и формочками относятся к разряду игр с предметами – орудиями, а значит, оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребенка.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №35

Консультация для родителей

На тему: «Игры детей с предметами – орудиями».

https://detmix.ru/upload/medialibrary/c12/zabivalki-s-molotochkom-detmix.ru.jpg

Гераськкина Татьяна Юрьевна

2020 г.

Игры - занятия с предметами - орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава - занятия с предметами - орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр. ), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.

"Так что здесь трудного?" - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы - орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требует общепринятые нормы поведения, например брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребенок. С помощью взрослого он усваивает способ её употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета - орудия как части материальной культуры общества.

Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?

Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы - орудия целесообразно, не только совершенствует "ручную" умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата.

Когда же появляются первые орудийные действия? Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может "изобретать" их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды

В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т.д.

Одновременно в конце первого и - в большей степени - на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является пропедевтикой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую - овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная - познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий.

На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой "перенос" действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.

Игры - занятия с предметами - орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость "победы", удачного действия, что рождает эмоциональный "всплеск".

С детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев, умеющими ходить, проводятся игры - занятия подготовительного характера, на которых они знакомятся с простейшими приспособлениями: веревочками, привязанными к игрушкам, палками - рукоятками, закрепленными на каталках, и др. Игры - занятия "Звени колокольчик!", "Покатаем куклу", игры с автомобилем и воздушными шариками на веревочке, подготавливает ребенка к использованию предметов - орудий. С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры - занятия с простейшими вспомогательными предметами: "Достань колечко", "Что в трубке лежит?", "Достань шарик", игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы - орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед " печет" куличики, и пытается повторить эти игровые действия.

Вспомним, что в народной педагогики издавна существовали декоративно выполненные игрушки - забавы: петрушка, медведь - кузнец, рыбак, обезьянка - акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, "как дядя стучит молотком - чинит забор", "как тетя красит забор краской и кистью" и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д. ).

Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем - совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом - орудием, начинает понимать простые предложения: "Достань кольцо палочкой", "Придвинь к себе коляску" и т. п.

Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6-%D1%8F%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-45746298.jpg

https://urok.1sept.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...