Картотека бесед с детьми 3-4 лет по ОБЖ
картотека (младшая группа)
Познакомить детей с элементарными правилами безопасность в группе и на прогулке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_besed_s_detmi_3-4_let_po_obzh.docx | 686.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека бесед
для детей 3-4 лет по ОБЖ
Номера и темы бесед:
Беседа № 1. Тема «Как себя вести в группе»
Беседа № 2. Тема: «Трудовая деятельность»
Беседа № 3. Тема «Мы любим праздники в детском саду»
Беседа № 4. Тема: «Как песок может стать опасным»
Беседа № 5. Тема: «Кошка и собака - наши соседи»
Беседа № 6. Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке
детского сада»
Беседа № 7. Тема: «Морозная зима»
Беседа № 8. Тема: «Зимние дороги»
Беседа № 9. Тема: «Гололед»
Беседа № 10. Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Беседа № 11. Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Приложение
.
Беседа № 1.
Тема «Как себя вести в группе»
Задачи:
- воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, раздевалке).
- развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал: сюжетная картина
Ход:
1. Обсудить ситуации:
- пока ребенок «бежит» в группе (а не идет) - ударяется об угол стола;
- ребенок спотыкается об брошенную игрушку;
- ребенок захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
- ребенок чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
- ребенок сидит и раскачивается.
2. Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д.
Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и в раздевалке.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!
Запомнить правила:
- Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба. Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности
- Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы. Если не можешь достать, попроси воспитателя
- Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб
- Не бери мелкие игрушки в рот - ты можешь нечаянно проглотить их и
подавиться
- Раскачиваться на стуле нельзя - потеряв равновесие, можно упасть и
удариться
- Во время мытья рук следи, чтобы вода не попала на пол. Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя
- Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу
- Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков
Беседа № 2.
Тема: «Трудовая деятельность»
Задачи:
- учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности (карандаши, кисточки – ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки - труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход:
1. Игра с «Волшебным сундучком».
Загадать загадку о предмете.
Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета:
- Для чего он нужен?
- Когда невозможно обойтись без этого предмета?
- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную
ситуацию?
- Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.
Запомнить правила:
- Соблюдай осторожность при обращении с любым из предметов труда;
- Все острые и колющие предметы обязательно надо класть на свои места;
- Нельзя размахивать палочками, карандашом, кисточкой и другими предметами;
- После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
- Не отвлекай других, если они работают с кисточкой, граблями, лопаточкой и др.;
- Не толкайся, не отбирай у других;
- Не бегай с опасными предметами;
- Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!
Беседа №3.
Тема «Мы любим праздники в детском саду»
Задачи:
- познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице;
- формировать навыки безопасного поведения;
- воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в детском саду, с участием детей.
Ход:
1.Дидактическое упражнение «Назови праздник» (с мячом).
2.Рассматривание картин. Беседа по ним. Вопросы к детям:
- Что дети делают? Где они находятся?
- За что мы любим праздники?
- Какие праздники мы проводим в музыкальном зале? Спортивном зале?
- А какие праздники мы проводим на улице?
- Как дети себя ведут на празднике?
- А как еще можно и нужно себя вести?
Запомнить правила:
- Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев или артистов;
- Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
- Не загораживать обзор другим детям;
- Не выскакивать вперед без приглашения;
- Не хватать и не дергать героев за одежду;
- Не наталкиваться друг на друга при беге;
- Строго выполнять все правила на спортивных соревнованиях
Беседа № 4.
Тема: «Как песок может стать опасным»
Задачи: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы-неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.
Ход:
Игровая ситуация: Приходят 2 куклы-неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидают друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек) – как
надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда.
Запомнить правила:
- не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно,
- не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка
спокойно, аккуратно,
- не толкаться в песочнице и возле песочницы,
- не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими
бережно;
- ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо,
вымой сначала руки.
- если все-таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, надо обязательно
сказать об этом взрослым (воспитателю).
Беседа № 5.
Тема: «Кошка и собака - наши соседи»
Задачи:
- объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
- учить заботиться о своей безопасности.
Материал: картинки для дидактического упражнения «Как это случилось?»
Ход:
1. Загадки:
Мордочка усатая,
шубка полосатая,
часто умывается,
а с водой не знается» (Кошка).
Гладишь - ласкается,
дразнишь - кусается
(Собака).
2. Рассказ воспитателя.
Иногда, когда мы играем на участке детского сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
- Можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Нельзя! Они могут оказаться злыми. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным, гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные не любят, когда к ним подходят во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Запомнить правила:
- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих людей.
- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут
оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
- Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
- Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с
твоей стороны, они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты
оцарапать или укусить.
- не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов) и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);
- не подходите к ним сзади.
3. Дидактическое упражнение «Как это случилось?».
Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин):
Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.
Беседа № 6.
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада»
Задачи:
- познакомить с растениями участка
- научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу».
Ход:
1. Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
2. Показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
3. Спросить у детей, какие растения на участке детского сада им знакомы.
Показ растений из «Гербария».
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки.
Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб. Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке детского сада. Такие грибы – опасны: грибы в городе, даже если они и съедобные, содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы,
радиацию.
4. Рассказ воспитателя: У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью
Запомнить правила:
- Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
- Встретив гриб на участке детского сада - не трогайте его, а покажите
воспитателю.
- Если вы все-таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть
руки с мылом.
Беседа № 7.
Тема: «Морозная зима».
Задачи: учить правильно вести себя в морозную погоду.
Ход:
1. Дидактическое упражнение (словесное) «Какая зима»
2. Рассматривание зимней одежды
3. Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.
Запомнить правила:
- В сильные морозы надо одеваться очень тепло
- Нельзя без взрослых выходить на улицу
- Нельзя оставаться на улице долго
- Нельзя открывать дома и в садике окна.
- Лицо смазывать специальным детским кремом от холода
Беседа № 8.
Тема: «Зимние дороги»
Задачи:
- расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время.
- дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро
остановить транспортное средство.
- воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.
Ход:
1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.
2. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях:
- в гололедицу: На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно
остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя
перебегать перед близко идущим транспортом, так как даже если водитель
затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое-то время
дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть
светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины
успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.
- в снегопад: стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор, пешеходу также трудно правильно оценить ситуацию.
3. Объяснение слов: «снегопад», «гололед». Объяснить, чем опасны эти явления для водителя и пешехода?
4. Вопросы: В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей)
5. Чтение стихотворения:
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый мишка встал на коньки.
-Только катается не на катке…
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Долго ли, дети, здесь до беды?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под коньками весь день.
-А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
Попросить детей объяснить, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей)
Запомнить правила:
- надо быть очень осторожным
- нельзя перебегать перед близко идущим транспортом
- нельзя перебегать перед близко идущим транспортом
- надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины
успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу
Беседа № 9.
Тема: «Гололед»
Задачи:
⁻ закреплять правила безопасности в зимнее время - в гололед;
⁻ учить определять по картинкам опасную ситуацию, описывать ее, и правила,
которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материал: картинки, знаки с изображением гололедицы.
Ход:
1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Рассказ воспитателя о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
- Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
- Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
- Почему в гололед люди часто получают травмы?
- Как обезопасить себя в гололед?
4. Рассматривание картинок, знаков с изображением гололедицы - предложить
детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как
предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила:
- не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
- не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не
кататься;
- если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
5. На улице – обратить внимание детей работу дворника: посыпанные песком скользкие дорожки.
Беседа № 10.
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Задачи: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если
упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина); учить уберечься от
сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь
предвидеть опасность.
Материал: сюжетная картина (Приложение, стр.1,2);
логическая картина «Как Вася заболел?» (Приложение, стр. 3)
Ход:
1. Загадка:
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю.
(Сосулька)
2. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с
детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или
обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить
правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто-либо пострадал в подобных
ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно
принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к
выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды
ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические
заграждения, щиты или заборы.
Запомнить правила:
- нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег
- нельзя подходить и трогать свисающие сосульки
- нельзя есть сосульки
- нельзя кидать друг в друга сосульками или твердым снегом
- помимо собственной безопасности, надо заботиться о безопасности других
(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места своего друга)
3. Игра «Сосулька»
Вниз головой висит сосулька, Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.
От солнца насморк у нее. (Трогают себя за нос)
То от тепла она заплачет, (Собирают «слезы» в ладонь)
То платьице ушьет свое. (Проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным ………………………………………движением «обрезают» длину)
Придет мороз - заледенеет, (Обнимают себя руками, дрожат)
Немного за ночь подрастет, (Руки вытягивают вверх, встают на носочки)
Окрепнет телом, потолстеет, (Руки округляют по бокам)
Тяжелой станет - упадет. (Приседают)
Беседа № 11.
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Задачи:
- дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что
нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
- учить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход:
Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.
Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.
Придумывание рассказов.
Показать (если это все-таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью
чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с
языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Просмотр цикла мультфильмов «Лунтик и его друзья зимой».
Запомнить правила:
- Никогда зимой не прикасайся языком, губами и голыми руками к железным
предметам! Это очень опасно для здоровья.
- Не отрывай с силой, если несчастье все-таки с тобой случилось.
- Звать на помощь взрослого, если с кем-то из твоих товарищей произошло
такое.
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к
металлическому предмету и не отрывается.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека "Беседы с детьми по воспитанию нравственности"
картотека бесед по воспитанию нравственности...
Картотека бесед с детьми дошкольного возраста о вежливости
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения в виде проявлений вежл...
КАРТОТЕКА БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА
КАРТОТЕКА БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА...
Картотека "Беседы с детьми по этике"
Картотека "Беседы с детьми по этике"...
Картотека «Беседы в детьми» (старшая группа)
Картотека«Беседы в детьми»(старшая группа)...
Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста
В картотеке подобраны беседы с детьми старшего возраста по разным образовательным областям....