Использование образовательных практик художественного развития дошкольного возраста с учетом гендерного подхода
учебно-методический материал
Материал подготовлен для поддержки детей в художественном развитии с учетом гендерного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_initsiativy_2.docx | 83.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 29
Колпинского района Санкт-Петербурга
Выступление на тему
«Использование образовательных практик художественного развития дошкольников с учетом гендерного подхода"
Алексеева Инна Сергеевна – воспитатель
Санкт-Петербург
г. Колпино
2017 г
На современном этапе развития дошкольного образования педагоги особо отмечают, что (2) обучение, развитие и воспитание детей без учета их пола чревато многими проблемами, которые будут сказываться на настоящей и будущей жизни мальчика и девочки. Все многообразие видов детской деятельности в дошкольной образовательной организации носит специфичные черты поведения мужского и женского пола. Поэтому для педагогов важно определить стратегию воспитания мальчиков и девочек в соответствии с их полоролевыми различиями. (3)
Дети дошкольного возраста с удовольствием погружаются в мир изобразительной деятельности. Но существует разное восприятие и воспроизведение одного и того же образа мальчиками и девочками. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует, прежде всего, конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. Например, совмещая инициативу мальчика «порисовать на прозрачном мольберте» с желанием девочки «нарисовать улицу», можно получить замечательный совместный рисунок. С одной стороны рисует мальчик любимые и интересные для машины, дома, а девочка с другой стороны мольберта облагораживает все это с помощью цветов, деревьев и т.п. (4)
Важно сделать любую деятельность привлекательной для ребенка. А это означает, что она должна обладать высоким положительным эмоциональным потенциалом, т.е. быть (5) интересной. Например, использование светового планшета. Для проявления инициативы я практикую использование цветного песка. Психологами доказано, что девочки используют (6) всю цветовую гамму, пытаются получить новые цвета, предпочитают яркие сочные оттенки. Мальчики же ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают темную цветовую гамму. После чего было принято решение, расширить и обновить цветовую гамму, чтобы рисовать на планшете с интересом могли и девочки, и мальчики.
Стимулировать детскую инициативу в художественном воспитании можно, создавая проблемные ситуации. Например: Нам нужно украсить группу к празднику (Новый год), имея под руками только бумагу, ножницы и витражные краски. Как можно это сделать, кто что предложит? (7)
Девочки решили вырезать снежинки, а мальчики украшали новогодние окна витражами, которые сами изготавливали.
Главное здесь — не давать готовых решений (даже если они есть у педагога), а подталкивать детей к необходимости принять собственные. Задача воспитателя — вызвать интерес детей к какому-то занятию, а значит, желание заниматься им.
Можно в течение одной-двух недель записывать все вопросы, которые задают дети, затем проанализировать их для оценки проявлений детской любознательности. Вот примеры вопросов на художественные темы: (8)
Почему у радуги семь цветов?
Как получить зеленую краску?
Можно ли рисовать перышком?
Что будет, если смешать краску и песок?
Как сделать блестящую краску? и т.п.
(9) На основе проведенного анализа делается вывод об особенностях содержания интересов мальчиков и интересов девочек? Этот анализ помогает во - первых, разнообразить само содержание художественной деятельности, а также провести интеграцию между продуктивной и познавательной деятельностью. Так в уголке рисования появились алгоритмы экспериментов с красками и бумагой для мальчиков, а для девочек, разнообразный изобразительный материал.
(10) Проявлением инициативности ребенка является самостоятельное создание каких-либо продуктов — рисунков, аппликаций, конструкций, поделок.
(11) Особенности девочек в рисовании: они более уверенно выбирают тему и сюжет. Чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают детализации рисунка, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения рисунка. Как правило, заполняют цветом весь лист. Выстраивая композицию, чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции. Девочки быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно. Но возникают некоторые проблемы, так как девочки слишком широко разворачивают тему, придумывая большой сюжет. Для решения этой проблемы нужно предложить отразить задуманный сюжет на листе бумаги, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур. Так же у девочек присутствует излишняя детализация «мельчение». В этом случае необходимо проводить индивидуальную словесную работу.
(12) Особенности мальчиков: они затрудняются, сомневаются в выборе темы. Придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты. Чаще в работах детализация рисунка проявляется изображением крупных объектов. При этом линии четкие, прямые, толстые. Мальчики ограничиваются несколькими цветами. Чаще выбирают темную цветовую гамму. Заполняют лист цветом частично или цветовыми пятнами.(13)Чтобы разнообразить цветовую палитру будущего сюжета, необходимо предварительно обсудить ее с мальчиком и выделить мазками или штрихами цветовую гамму будущего рисунка. Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции.
Для решения подобных проблем я предлагаю девочкам выложить фигуру человека в задуманном движении из геометрических фигур и перерисовать ее. Для этого в групповом пространстве находится несколько вариантов плоскостного конструктора: настольный, напольный, магнитный. (14)
Мальчикам же в свободное время предлагаю работу по «Художественным прописям». Создавая сюжет, ребята непоследовательно выполняют живописную композицию. Поэтому важно обращать их внимание на схему (алгоритм) предлагающую последовательность выполнения рисунка.
Вот пример другого приема работы полихудожественного воспитания - «Фотоальбом». Когда мы оформляли фотоальбомы из жизни народов разных стран, то девочки обращали внимание прежде всего на оформление костюмов, интерьеры помещений. Для мальчиков я приготовила материал о природе, механизации изучаемых стран. Этот материал был представлен в различных зонах группы. Интересным заданием для мальчиков было и то, что они должны были еще и найти интересных материал, который они хотели оформить в альбом. (15) Если кто – нибудь из мальчиков все же хотел заниматься декором одежды, то им я предлагала оформить мужской костюм. В этой работе всегда поддерживаю желание и выбор детей.
(16) С использованием стиля инстаграм, позволяющего через изображение передать информацию, работа над альбомом была интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь не только можно выбрать интересное для себя занятие. Но и выполнять его вместе.
Поддержка инициативы детей вовсе не означает устранение педагога от детей и от детской деятельности. Взрослый может стимулировать самостоятельность и активность в разных видах деятельности. Для этого иногда бывает достаточно начать самому какую-либо увлекательную деятельность — рисовать красками, вырезать салфетки, делать корзиночки и пр. Если воспитатель делает это увлеченно выразительно, некоторые дети обязательно захотят заниматься тем же. (17) Для изучения темы «Транспорт», мне понадобилось дидактическое пособие «Плоскостной планшет». При изготовлении этого планшета, моих детей заинтересовало, чем я занимаюсь, и они приняли участие в его составлении. Мальчики раскрашивали машинки, дорогу, а девочки рисовали море, небо и из салфеток делали облака. В данной деятельности не только была реализована потребность детей в художественной деятельности, но и сохранен принцип поддержки детской инициативы с учетом гендерного воспитания.
(18) Я использую в своей работе такой прием как «Копилке интересов». Я показала детям привлекательную коробочку и рассказала для чего она нужна. Предложила собрать в нее все детские интересы и попробовать проанализировать интересы мальчиков и девочек. Этот прием можно использовать для выявления любых детских интересов. Но вот какие коррективы удалось внести в развитие художественно – эстетического воспитания детей.
Девочки давно мечтали о красках с блестками, а мальчики давно хотели изготовить такие краски самостоятельно.
(19-20) Для конструирования мальчикам потребовались крупные камни и кирпичики из глины, а девочки предпочли украшать свои работы перышками.
(21) В художественном уголке появились фигурки для росписи не только для девочек (кошки, русалки, мышки), но и для мальчиков (мотоциклы, монстры из мультфильмов и т.п.)
(22) В заключение следует отметить, что способность человека к проявлениям инициативности в различных областях жизнедеятельности не возникает спонтанно. Уже с раннего детства необходимо специально создавать такие условия, которые бы стимулировали потребность ребенка. Воспитатель должен не руководить, не требовать, не давать инструкции и предписания, а побуждать детей к самостоятельной свободной активности.
Практическая работа:
Методика работы с моделью «Шесть вопросов».
В работе с дошкольниками используется специально разработанная наглядная модель со смайликами, которые помогают детям запомнить вопросы и алгоритм действий.
Слушателям предлагается поделиться на 2 подгруппы. 1-я подгруппа придумывает проблемную ситуацию и алгоритм действий от лица девочек, 2-я – мальчиков.
вопросы | Характеристика действий | |
1. | Что я знаю? | |
2. | Что хочу узнать? | |
3. | Что сделать, чтобы узнать? | |
4. | Чему я хочу научиться? | |
5. | С кем я хочу это сделать? | |
6. | Что у меня получилось? |
Проблемная ситуация должна быть направлена на художественное воспитание дошкольников.
Например,
- для спектакля нужен костюм лесной феи. Как его создать?
- городу нужен детский сад. Как его построить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".
Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формировани...
Презентация «Воспитание детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей
Гендерный подход в воспитании детей.Рекомендации для родителей по воспитании мальчиков и девочек ....
Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...
Программа Краткосрочных образовательных практик для старшего дошкольного возраста «Супер-техника»
Программа Краткосрочных образовательных практик для старшего дошкольного возраста «Супер-техника»...
Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...