Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе
картотека (младшая группа)

Мартынова Елена Михайловна

                      Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе:

                      1. Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук

                      2. Картотека малоподвижных игр во второй младшей группе

                      3. Картотека дидактических игр по математике

                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений

во второй младшей группе

«Введение в звуковую действительность и

развитие произвольных движений рук»

1. «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и

узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как

они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму

и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам

принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат

по-своему.

2. «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы:

«Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее

звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют

(звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо

бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

3. «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата

очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т

себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до

ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают

его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю

губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3

раза) .

4. «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие

лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и

громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко

квакают) .

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети

имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на

берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

5. «Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они

пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными

крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела

мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы

вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек.

(Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра

повторяется 2-3 раза.

6. «На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Вос-ль: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи

детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли

у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко

открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

7. «Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует,

как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и

действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

8. «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно

кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за

своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

9. «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает

громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют

звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто

это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает

тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике

живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает

картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания

по нескольку раз.

10. «Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама

учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют

звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют

звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы

(переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет

сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют

звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он

чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

Как?

11. «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать

интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных.

Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка

мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель

имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

12. «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную

выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он

кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и

т.д. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют

(дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа

позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить

картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен

детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Картотека

малоподвижных игр

во второй младшей

группе

1. «Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять

равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель

предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А

теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

2. «Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом:

медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в

расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

3. «Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в

комок.)Полил дождь ,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились

росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх

-и поворачиваясь к «солнышку»).

4. «Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.

Воспитатель: Надувайся пузырь.

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки

и произносят «ш-ш-ш».

Игра повторяется 2-4 раза

5. «Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и

внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.

Ведущий начинает кружиться и произносить речѐвку:

"Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянула ножки,

Увидала, комара, Закричала...

"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.

Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-кваква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.

Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе

ведущий все повторяет.

Правила игры

1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.

2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.

3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он

указывает должен произнести: "ква-ква-ква".

4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим,

иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.

Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

6. «Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм ,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и

поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет

голову(кошечка пьет молоко) .

Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает

между ног взрослого , под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

7. «Шалтай-болтай»

Ход игры: Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который

произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться

свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:Шалтай-балтай

Сидел на стене.

Шалтай- болтай .

Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с

подгруппой детей.

8. «Холодно-тепло»

Задачи:

Развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре , сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в

комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» - дети расслабляются

обмахиваются.

Игра повторяются 2-3 раза.

9.«Найди пару»

Цель:Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительнодвигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по

каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и

найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры

1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и

бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)

2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.

3. Ребенка сажают за стол.

4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или

ребенок выбирает предмет самостоятельно).

5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.

6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.

7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.

10. «Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию

наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.

Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него

красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:

1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с

ним можно делать

2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все

что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

11. «Молчанка»

Задачи:игра развивает речь и память с помощью стишков.

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики, Зазвенели бубенчики.

По свежей росе, По чужой полосе.

Там чашки, орешки, Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить

движениями ,смешными словами , потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно

слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию

играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

12. «Девочки и мальчики»

Задачи: развивать у детей раскрепощенность, фантазию.

Описание игры

Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по

очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли,

она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого

наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Правила игры

1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.

2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек

3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и

немного рассказывает о себе.

4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

13. «Парк аттракционов»

Задачи: учить детей действовать по плану; развивать внимание.

И.п.:Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст: Движения:

Мы на карусели сели ,Держась за руки, кружиться.

Завертелись карусели.

Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз ,то вверх летели. другой приседает. Держась за руки,

А теперь мы с тобой вдвоем качаться:Вправо-влево, вперед-назад.

Мы на лодочке плывем.

Мы на берег выйдем с лодки.

И поскачем по лужайке,Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах.

14. «Парк аттракционов»

Задачи:

развивать память ,мышление.

Описание игры:

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц

зверей насекомых цветы и т.д.

При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет

пальцы при названии не летающего предмета или же не поднимет при названии

летающего –платит фант.

15. «Море волнуется»

Задачи: развивать внимание, учить действовать по правилам.

По числу играющий ставится стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула

соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий

говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»-

говорит водящий и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места так как

один стул занимает водящий.Тот кто прозевал идет водить.

Правила

1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2.Занимать свободное место можно только после слов «Море утихло».

Картотека дидактических

игр по математике

Дидактические игры, направленные на

формирование

элементарных математических

представлений

у детей второй младшей группы

1. «Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры:Дети

стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические

формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем

играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет

такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,

педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный

предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.

Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра

продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

2. «Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине

кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры:

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка.

Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что

здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки

матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть?

(Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все

матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя

каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и

т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе

воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их

зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой

маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая

(высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков

(тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают

для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки

собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети

подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются

по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»).

Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора

домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг

обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям

позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки

появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит

на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для

матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки.

Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

3. «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств

величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски,

сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Ход игры;Перед началом игры В. Заранее раскладывает на двух столах комплекты

игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает

две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате

хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и

дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую

длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски

игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться

поясками.Педагог предлагает снять пояски и поменять ихигрушки. Вдруг обнаруживает,

что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясокслишком велик. Педагог

предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает

короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая,

т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две

картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить

полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая –

длинная.

4.«Подбери фигуру»

Цель:закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их

назывании.

Материал.

Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из

картона.

Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Ход игры:

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас

на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же

фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались».

Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает

(«прятать») ее на начерченную фигуру.

5.«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения

словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата,

фланелеграф.

Ход игры:

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, такие (показывает). Этот самый большой, этот -

поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите

самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите

средние. Теперь - самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это

делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом

маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит

воспитатель.

6.«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Ход игры:

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.);

отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют

признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые

обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча

остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

Геометрическое лото

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой

подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату,

треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной

формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар),

квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо);

прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети

называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя. подбирают к своим

геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог

помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная,

прямоугольная).

7.«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,

давая их в парес уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат,

треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы

меньшего размера.

Ход игры:Кукла приносит фигуры. Педагогпоказывает детям квадрат и треугольник,

спрашивает, как называется перваяфигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке

треугольник. Проводитсяобследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует

внимание на том, что утреугольника только три угла. Предлагает детям подобрать

треугольники и сложитьих вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с

кругом.

8.«Широкое - узкое»

Цель:

Формировать представление «широкое - узкое».

Ход занятия:

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину

предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой

ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две

картонные полоски – широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске

(дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно

проиграть сюжет с двумя машинами.

9.«Кому какая форма»

Вариант1.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме,

отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:по три круга и овала разных

цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:Педагог демонстрирует круг и овал,просит детей вспомнить названия этих

фигур, показать, чем они отличаются другот друга, обвести контуры пальчиками. «А

теперь все кружочки положите на одинподнос - матрешке, все овалы на другой - мишке».

Педагог наблюдает, как детивыполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку

обвести фигурупальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог:

«Мысегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а

матрешка- заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,

прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Содержание аналогично варианту 1.

10.«Соберем бусы»

Цель:формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам

(цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности

в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном

чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный

треугольник и т. д.

Ход занятия:Дети стоят в кругу, перед ними коробки сразноцветными геометрическими

фигурами. Педагог предлагает сделать бусы дляновогодней елки. Показывает на ленту с

разложенными геометрическими фигурами иговорит: «Посмотрите, Снегурочка уже

начала их делать. Из каких фигур онарешила составлять бусы? Догадайтесь, какая

бусинка следующая». Дети берут подве такие же фигуры, называют их и начинают

составлять бусы. Объясняют, почемувыкладывают именно эту фигуру. Под руководством

педагога исправляют ошибки. Затемвоспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо

собрать снова. Выкладывает на лентеначало бус, а детям предлагает продолжить.

Спрашивает, какая фигура должна бытьследующей, почему. Дети выбирают

геометрические фигуры и раскладывают их всоответствии с заданной закономерностью.

11.«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова

«утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на

которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход занятия: Дети сидят полукругом. Педагог при помощикуклы производит различные

действия, по которым дети должны определить частьсуток: кукла встает с постели,

одевается, причесывается (утро), обедает (день)и т. д.. Затем В. называет действие,

например: «Кукла умывается», предлагаетребенку выполнить его и назвать часть суток,

соответствующую этому действию(утро или вечер). Педагог читает отрывок из

стихотворения Петрушиной:Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки

во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти

действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке

следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с

картинками воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»...

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»  К-1   Дид. игра «Догадайся, что звучи...

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»...

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе...

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе

laquo;Введение в звуковую действительность иразвитие произвольных движений рук»...

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как...