Консультация "Роль родителей в предшкольной жизни ребенка"
консультация (старшая группа)
Консультация "Роль ролителей в предшкольной жизни ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Роль родителей в предшкольной
жизни ребенка»
Ни у кого не возникает сомнений, что ответственность за судьбу дошкольника прежде всего несут его родители. Ведь именно они знают его лучше, чем никто другой, мечтают о реализации заложенных в нём задатков, строят планы о его будущем. Именно родители формулируют свои ожидания от школы, которые в дальнейшем выступят критериями оценки удовлетворённости результатами обучения их ребёнка или поводом для разочарований. От того насколько ответственно в этом подготовительном процессе поведут себя родители будущего школьника, зависит не только его адаптация в первые месяцы обучения в школе, но и все дальнейшие годы, которые будут рассматриваться как результат успешной адаптации или следствие дезадаптации.
Родители принимают непосредственное участие в формировании отношения ребёнка к школе. Поэтому недопустимо даже случайно негативно высказываться в присутствии ребёнка о школе, жалеть «бедных детей», ругать учителей или современную программу. А бывает и наоборот, когда в беседах с ребёнком о школе родители специально идеализируют её и всё, что связано с началом нового этапа в жизни ребенка. И вот тогда у будущего школьника складывается установка, что он несомненно сразу станет успешным, «взрослым» со всеми атрибутами (костюм, портфель, мобильный телефон) и конечно же самостоятельным. На самом деле этих волшебных перемен не так легко добиться и недостаточно просто сменить обстановку детского сада на учебный класс.
Цель предшкольной подготовки состоит не в формировании каких-либо
конкретных элементов учебной деятельности, а в создании её универсальных психологических предпосылок. Дошкольника к его новой роли надо готовить заранее, и помочь ему в этом прежде всего должны родители.
Ещё до поступления в школу в отношении ребёнка необходимо обеспечить согласованность и единство образовательных и воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи. От этого зависит благополучие ребёнка в дошкольном детстве и в период адаптации в школе. Со своей стороны педагоги дошкольного образовательного учреждения и школы обеспечивают условия для преемственности и непрерывности в организации работы между дошкольным и начальным звеном образования в переходный период. А также создают условия для сотрудничества с родителями и рассчитывают на их активное включение в подготовительный процесс, стараются вооружить их основами педагогических знаний, оказывают помощь семье посредством консультаций и разъяснений. Но готовы ли родители к такому сотрудничеству?
Они считают, что подготовкой ребёнка к школе должно заниматься ДОУ, где работают квалифицированные специалисты, применяющие специальные программы в соответствующих условиях. Однако это не совсем так, потому что у ДОУ и у родителей в этом процессе неодинаковые функциональные роли. Безусловно, что посещение перед школой ребёнком детского сада во многом целесообразнее, чем домашняя подготовка к школе. Но заботливые родители не просто интересуются программой детского сада и то как усваивает её ребёнок, но и понимают свою незаменимую роль в том, чтобы создать благоприятную обстановку в семье для развития ребенка, разнообразить его впечатления о мире, который гораздо шире, чем дом и садик. Родители дают безусловную любовь, заботу, то есть создают именно те условия безопасности, в которых ребёнку легче постигать новое, экспериментировать, интересоваться, проявлять свои способности.
На протяжении всего дошкольного детства семейное воспитание может быть соотнесено с тем, что предстоит ребёнку в школе. Например, даже смена привычного для ребёнка режима дня, который служил для укрепления здоровья и организовывал его деятельность до поступления в школу, может выбить его «из колеи». Но, хуже если режима у ребёнка не было вовсе, и он не привык к распорядку. То же относится и к особенностям питания дошкольника, к определённым ограничениям в рационе и привычкам. Родители должны понимать, что если ребёнок не приучен к питанию по режиму и соответствующему для детей столу, то в школе столкнётся с выбором: либо остаться голодным, либо страдать от необычного и неприятного для него рациона школьного питания. И чаще всего, о таких вещах родители не задумываются, а это тоже влияет на самочувствие и настроение ребёнка, а в конечном счёте может стать одним из факторов его адаптации.
Трудности вхождения в школьную жизнь могут быть связаны с неумением устанавливать контакт со сверстниками, взаимодействовать с детьми в коллективе. Поэтому задача родителей задолго до начала школьного обучения научить ребенка доброжелательности, справедливости, сопереживанию, взаимопониманию, щедрости. В семье осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители являются авторитетами и образцами поведения, поэтому они естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания . Конечно же большое значение для формирования свойств личности ребёнка оказывает литература. Если родители беседуют с ребёнком с использованием литературных примеров, читают, причём не только сказки, но и произведения о поступках сверстников, тем самым развивают у дошкольника речь и произношение, мышление, память, внимание, воображение, формируют познавательные интересы, навыки общения и взаимодействия. Ребёнок учится воспринимать литературу, усваивает обороты речи, познаёт новые явления, выстраивает причинно-следственные связи.
Экскурсии и прогулки, совершаемые с родителями, всей семьёй, разнообразят впечатления ребёнка, удовлетворят его потребности в новизне, расширят кругозор. Очень хорошо, когда родители объясняют явления природы, которые вызвали интерес у ребёнка.
Не стоит преуменьшать роль интеллектуальной составляющей в подготовке дошкольника к обучению. Этим обязательно тоже необходимо заниматься. Но для формирования необходимого будущему школьнику уровня когнитивного развития как раз и важно развитие познавательной потребности ребёнка, поддержание любознательности.
А приобщение ребёнка в семье к бытовым делам, формирует у него столь важное качество для успешного обучения в школе как трудолюбие.
Нужно научить ребенка убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Родителям нужно постараться меньше опекать его, дать ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Родители должны поручить своему ребенку какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодых родителей "Игра в жизни ребенка раннего взраста"
Практическое занятие с родителями о том, какие игрушки нужны детям раннего возраста....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...
Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.
Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка - это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный е...
Консультация для родителей. "Игрушка в жизни ребенка".
Давайте вспомним наше детство... Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... любимый плюшевый мишка (кукла, зайчи...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....