День воды
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения «Водичка, водичка» в младшей группе
Цель: Формирование представлений о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям).
Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды (прозрачная , без запаха, льется). Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Воспитывать бережное отношение к воде.
Мотивация личной заинтересованности: в гости к детям приходит Капелька.
Предварительная работа: Тематические беседы: « Вода вокруг нас», «Кому нужна вода», «Жить нельзя нам без воды»; рассматривание картинок в альбомах: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода»; экспериментирование с детьми: «Какая вода» (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная); ознакомление с художественной литературой: Поэзия: К.И.Чуковскго «Мойдодыр», « Федорено горе», А. Барто «Девочка чумазая» Чтение песенок и потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»;пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»; дидактические игры: «Кому нужна вода», «Разрезные картинки»; сюжетные игры « Приготовим обед», « Постираем», « Купание куклы»; подвижные игры: «Тучка и капельки», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»; наблюдения: « Дождик», « Тучки по небу гуляют», « Как дворник поливает цветы»; практические работы: «Полив цветов на клумбе», « Напоим комнатные растения водичкой»; рисование «Дождик, дождик веселей»; создание коллажа « Дождик лей веселей, все цветочки полей».
Ход развлечения
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Что это?
Предполагаемые ответы детей: Вода
Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла наша знакомая Капелька. Расскажем ей, что мы знаем о воде?
Предполагаемые ответы детей: Да
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Предполагаемые ответы детей: Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива.
Воспитатель: Можем ли мы обойтись без воды?
Предполагаемые ответы детей: Нет
Воспитатель: А кому ещё нужна вода ?
Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»
Дети рассматривают карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и, объяснить, для чего.
Предполагаемые ответы детей: Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.
Воспитатель: Какие картинки остались на столе?
Предполагаемые ответы детей: Ничего не осталось.
Воспитатель: Значит, вода нужна всем?
Предполагаемые ответы детей: Да
Игровое упражнение «Буль-буль»
Буль, буль, буль – журчит водица, Показывают, как открывают кран.
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли. Потирают руки.
Нос и щёки не забыли. Трут ладонями нос и щёки.
Не ленились вымыть уши. Растирают ладонями уши.
После вытерлись посуше.
Мы помылись, как большие, Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони
Вот мы чистые какие! вверх-вниз.
Воспитатель: Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи?
Предполагаемые ответы детей: Только чистая
Воспитатель: Но для питья вода должна быть не только чистая, но ещё и какая?
Предполагаемые ответы детей: Кипяченая
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Надо ли нам беречь воду?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Воспитатель: Как можно её беречь?
Предполагаемые ответы детей: Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать
Воспитатель: Молодцы!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Игра «Где же спряталась вода?».
Воспитатель: Дети, где можно встретиться с водой у нас в группе?
Предполагаемые ответы детей: В кране, в чайнике.
Воспитатель: А где еще можно увидеть, как течет вода?
Предполагаемые ответы детей: В ручье, в реке...
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Разделить детей на группы и раздать им наборы разрезных картинок. Дети собирают картинки и говорят, что получилось.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая белая вода в речке! (Картинка с изображением реки.)
Воспитатель: Дети, а разве может быть вода белой, расскажите Капельке о воде.
Предполагаемые ответы детей: У воды нет цвета, она прозрачная, и запаха у неё нет.
Воспитатель: А вы знаете, где живёт наша знакомая Капелька?
Предполагаемые ответы детей: В тучке.
Воспитатель: Капелька хочет поиграть с вами.
Игра «Тучка и капельки»
Воспитатель: Капелька, посмотри, какую мы создали картину.
Дети вместе с Капелькой рассматривают картину и рассказывают, что на ней изображено
Виды детской деятельности :игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки», принимает участие в игре «Для чего нужна вода».
Оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети проходят на стульчики.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дельфинчик. Ребята, я заблудился.
-Я жил там, где много воды. А где была вода, всем было хорошо. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса. Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода.
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап).
- У нас дома откуда мы берем воду? (из крана).
-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).
-Какой водой лучше мыть руки? (теплой).
- Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.
2. Основная часть. Опыты с водой.
Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике).
Опыт: «Цвет воды»
- А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку). Это еще одно свойство воды – вода прозрачная.
-Давайте попробуем растворить в воде другие вещества, например гуашь. Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет. Вот какая волшебная вода – может менять цвет.
Опыт: «Форма воды»
(Налить немного воды на плоскую тарелку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия). Это тоже свойство воды – она не имеет формы.
3. Физкультминутка «Рыбки»
Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка).
Рыбка, рыбка, озорница,
(грозят пальчиком)
Мы тебя хотим поймать
( медленно сближают ладони).
Рыбка спинку изогнула
( сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла
( делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
( снова " плывут" ).
-Дельфинчик принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).
-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые).
Опыт: «Тонет или плывет»
-Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)
-Дельфинчик принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие? (Щепки легкие).
-А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)
-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает).
-Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.
-Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода»
- Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.
- Рыбки плавают в озере.
- Дети поливают цветы.
- Из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом.
- Бабушка моет посуду.
- Мама в ванночке купает малыша.
5. Рефлексия.
- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужнадля жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода. Спасибо тебе, Дельфинчик, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.
«Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
-Дельфинчик принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.
Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки?»
Задачи:
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
3. Разучить потешку.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Ход действий:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Вика, ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.
Торжественное обещание
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
3. А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить. (зубки)
4. Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень. (аккуратным).
Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:
Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай,не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала
Утренняя гимнастика
- Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - "дерево" и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке. (соединили руки над головой "домик")
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс)
Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу - Комплекс ОРУ «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»
Чтобы быть здоровым,
Чистым и красивым,
Нужно умываться
Белым нежным мылом!
Полотенцем растереться,
Причесаться гребешком,
В одежду чистую одеться
И в детский сад пойти потом!
1. «Чистые ладошки»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 3 раза.
2. «Стряхнем водичку»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
3.«Помоем ножки»
И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 4—5 раз.
4.«Мы — молодцы!»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
5. «Чтобы чистым быть всегда,
Людям всем нужна... (вода)!»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3—4 раза.
Игра малой подвижности «Хоровод»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу — хороводом, одновременно читая текст:
За руки друзей возьмем,
Хоровод наш заведем.
Мы старались, умывались,
Вытирались, причесались.
А теперь нас ждет обед —
Борщ, компот и винегрет.
А потом мы ляжем спать
На уютную кровать.
После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кладут руки под щечку ладонь на ладонь — «засыпают».
Гимнастика после сна «На море»
Просыпайся глазок!
Просыпайся другой!
Поздороваться солнышко
Вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается!
Снова день продолжается!
В кровати
«Маяк». И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Крепко зажмурить глаза, открыть, руки вверх сжимая и разжимая пальцы. Вернуться в и.п.
«Рыбки плывут». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и опускание прямых рук.
«Морская звезда». И.п : лежа на спине руки вдоль тела. Развести руки и ноги в стороны. Вернуться в и.п.
«Дельфин показался из воды». И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Поднять верхнюю часть туловища, выпрямляя руки. Вернуться в и.п.
Стоя на массажном коврике
«Пловцы». И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох - поднять левую руку. Выдох - мах левой рукой вперед. То же правой рукой.
«Какое море большое». И.п.: то же. Вдох - руки через стороны, вверх, подняться на носки. Выдох, руки вниз, опуститься на стопу.
«Чайки ловят рыбу в воде». И.п.: то же. Наклон туловища вперед, руки в стороны, вернуться ви.п.
«Волны» И.п.: то же. 1 - подняться на носки потянуться вверх за рукам. 2 – присесть, сгруппироваться.
«Морской конек». И.п.: стоя, руки перед грудью, согнуты в локтях, держат «уздечку». Поскоки с ноги на ногу, высоко поднимая колени.
Дыхательная гимнастика
«Дует ветер». И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно произнести: «У-у-у-у-у».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический день во 2 младшей группе "День воды".
Расширить и закрепить знания детей о воде, о свойствах, значении, и о том , что воду надо беречь. Способствовать радостной атмосфере. Вызывать желание узнавать новое....
«Международный день воды» Тема: «Берегите воду»
laquo;Международный день воды»Тема: «Берегите воду» Занятие было проведено 22 марта 2019 года в подготовительной группе МБДОУ№37. Интересное занятие прошло в нашей групп...
Тематический день «Всемирный день воды и водных ресурсов»
Цель: Расширять знания детей о воде и ее значении в жизни живых существ. Развивать любознательность и познавательную активность при загадывании загадок. Закрепить знания о воде в форме дидактиче...
Экологическая акция "День леса. День воды"
В публикации представлен перечень мероприятий в рамках проведения экологической акции "День леса. День воды"...
День воды!Береги воду!
Способы сохранить такой ценны ресурс - не засорять водоемы, почву, воздух. Уменьшить количество воды в домохозяйстве. Использовать альтернативные источники энергии (солнечные и ветряные). Вода ...
Сценарий развлекательного мероприятия «День воды» для подготовительной группы, посвященного Всемирному Дню воды
Закрепление системы представлений у детей о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.Воспитание люб...
22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"
22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"...