Проект "Семья"
проект (подготовительная группа)
Краткосрочный проект "Семья" для детей подготовительной группы детского сада. В данной работе представлены также дидактические игры, загадки и викторина для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Семейные традиции»
в подготовительной группе
Выполнила: Макшанова Т.А.
Пенза, 2020 г.
Аннотация:
Семья – самые близкие и родные люди, которые окружают нас. Дарят нам свое тепло и заботу. Семья – как маленькое государство, в котором есть свои законы и традиции. Именно семейные традиции делают ее крепче и дружнее, сплачивают между собой ее членов. На традициях основана целостность семьи, ее духовность. Благодаря семейным традициям наш дом становится уютным и гостеприимным.
Проект «Семейные традиции» ориентирован на решение проблемы – недостаточные знания детей о семейных ценностях.
Актуальность темы состоит в том, что воспитание ребенка начинается с семьи. Дети должны знать семейные традиции, перенимать их и передавать из поколения в поколение. Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, семейные рецепты, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей. Хотя, на самом деле, это совсем не мелочи. Благодаря знаниям о семейных ценностях и обычаях сохраняются теплые отношения между разными поколениями. В семье сохраняется ощущение стабильности и мира.
Знакомство с семейными традициями следует начинать с обобщения знаний детей о традициях своего народа (народные праздники, народная игрушка, народные песни) и знаний о своей семье.
Цель проекта: формирование интереса к своей семье, истории своей семьи, сохранение семейных традиций.
Задачи проекта: формировать представления о семье, родственных отношениях;
Формировать интерес к своей семье, истории своей семьи, сохранению семейных традиций;
Создать условия для совместной работы педагогов группы, воспитанников и родителей по вопросам семейных ценностей, на примере традиционных семейных блюд.
Тип проекта: информационный практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Предполагаемые результаты: все участники проекта приобретут знания по вопросам традиций и обычаев своей семьи.
Дети расширят свои знания по традициям русского народа, традиционной игрушке, народных плясках, праздниках. Получат представления о генеалогическом древе.
Родители совместно с детьми примут участие в составлении альбома «Традиционные семейные блюда». Приобретут знания о важности и необходимости чтить то, что передается нам из поколения в поколение.
Педагоги смогут расширить знания и представления об истории своего народа, получат информацию о семьях воспитанников, их традициях и обычаях.
Продукты реализации проекта:
1. Составление картотеки: «Русские народные игры для детей»;
2. Составление картотеки «Моя семья» - гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи о семье;
3. Подбор сказок о семье;
4. Рисунок «Моя семья»;
5. Аппликация в обрывной технике «Дом моей семьи»;
6. Лепка «День рождения моей семьи»;
7. Альбом «Традиционные семейные блюда».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный: изучение научно-методической литературы по теме «Семья», «Традиции русского народа», организация работы с родителями в условиях ДОУ. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта. Подбор художественной литературы для использования в работе с детьми в рамках проекта: сказки, стихи о семье, пословицы.
2 этап. Реализация проекта: беседы с детьми по темам недели: «Народные праздники и традиции», «Мой дом. Моя семья», «Родословная моей семьи».
3 этап. Заключительный: получение продуктов реализации проекта.
План мероприятий:
Познавательное развитие: беседы с детьми о Русских традициях, народных праздниках и гуляниях, русской народной игрушке; Беседы о семье, генеалогическом древе.
Речевое развитие: составление рассказа о своей семье по схеме «Генеалогическое древо моей семьи»;
Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение»;
«Клубочек волшебных слов»; «Копилка добрых дел».
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Моя семья»;
• Аппликация в обрывной технике «Дом для моей семьи»;
• Лепка «День рождение моей семьи»
Чтение художественной литературы:
• Сказка «Глупый барин»;
• Сказка «Волшебная семья» И.Л. Гамазкова;
• Сказка «Птенец» (Из книги «Методика сказкотерапии», автор В.М. Сертакова)
Выводы: В ходе проектной деятельности педагоги, совместно с детьми и родителями пришли к единому мнению: традиции укрепляют семью, делают ее сплочённой и единой, способствуют взаимодействию и укреплению семейных связей.
Д/игра «Заботимся о родителях»
Дети выстраиваются в ряд в трех шагах от воспитателя. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому из них и спрашивает, как можно проявить заботу к родителям в следующих ситуациях:
• мама пришла с работы усталая;
• у мамы плохое настроение;
• маме нагрубил прохожий человек;
• на маму зарычала злая собака;
• у мамы вечером много дел по хозяйству;
• папа плохо себя чувствует;
• у папы неприятности на работе;
• папа и мама поссорились, и т. д.
Например: если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет с работы, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до воспитателя. Попросите детей выполнять в жизни то, о чем они говорили в игре.
Д/игра «Клубочек волшебных слов»
Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные»слова и наматывают в клубок нить.
Д/игра «Наша дружная семья»
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
Д/игра «Как зовут членов семьи» Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры :
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Д/ игра «Кто живет в квартире».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.
Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?
Д/игра «Угадай, о ком я говорю».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).
Ход игры: педагог открывает окошко и предлагает:
1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.
2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).
3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.
Загадки
«Кто прячется за дверью»
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
- Кто любить не устает,
пироги для печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка
- Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-всех милее наша… мама
- Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит –гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно…папа
- Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Викторина «Моя семья»
Основная образовательная область «Социализация»
Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные(мама, папа, бабушка, дедушка); формировать представление о составе семьи, используя модели.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3.Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры, пение, моделирование.
Оборудование: мольберт,музыкальное сопровождение,чайная посуда, фартук,косынка,конструктор,строительная каска,фишки,магниты, угощение.
Материал демонстрационный: фотографии, цветок.
Материал раздаточный: Альбомные листы с ребусами, карандаши.
Предварительная работа:
- Разучивание пословиц и поговорок о семье.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций.
- Чтение стихотворений А. Костецкий «Самое дорогое», О. Дриза «Мама», И. Мазнин «Простое слово», С. Капутикян «Папа».
- Беседа о семье.
- Рисования на тему « Моя семья».
Ход НОД:
(Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
Хочу с вами подружиться
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Я приглашаю вас на игру-викторину ,а тема нашей викторины «Самое дорогое, что есть у меня - это моя семья».
Чья команда наберет больше фишек, та и победит.
Но прежде,чем начать играть, вам нужно поделиться на две команды с помощью игры «Семейное лото» (садятся за столы).
- Теперь решите, кто будет капитаном вашей команды( бейдж «Капитан»)
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Сегодня в игре участвуют две команды. Это команда «Дружная семейка» (поприветствуем их). И команда «Озорная семейка» (поприветствуем их). Какая из команд наберет наибольшее количество фишек, та и будет победителем. Фишки для команды «Дружная семейка» будут желтого цвета, а фишки для команды «Озорная семейка» будут синего цвета.
- Первое задание начинаем с разминки: вам предстоит отгадать загадки. Готовы? Загадка для команды «Дружная семейка»
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
2. Он все может, все умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него как, вата
Ну конечно это …(папа)
Много их на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только у каждого, она одна.
Всех дороже Вам она
Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(Дед)
Молодцы, за каждую отгаданную загадку, команда получает по фишке.
- 2.
-Кто знает стихотворения о своих родственниках?Кого мы называем родственниками?( мама, папа, тетя, дядя). Чтение стихов.
Молодцы! Обе команды справились с заданием и принесли своей команде еще по одной фишке.
Я задам сейчас вопросы - отвечать на них не просто:
- Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т. д.)
- Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля, мамулечка, мамуся и т. д.)
- Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька, батюшка, тятенька и т.д.)
Дополнительные фишки получают обе команды.
Игра «Бабушка Маланья».
А теперь немного поиграем, выходим из-за столов и становимся в круг.
(по считалке выбираем бабушку Маланью).
Как у бабушки Маланьи
Было семь сыновей,
Все они без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Все они не ели,
На нее глядели.
Разом делали вот так,
Как?
(Игра проводится 2-3 раза).
- 3.
Третий конкурс. Здесь нужно проявить смекалку и сообразительность.
Задание для первой команды:
- Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?
Задание для второй команды:
- Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она вырастет?
Команда, ответившая правильно, получает фишку.
Физминутка
Осенью,весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
5.
В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какими же хозяюшками растут наши девочки.
По одной девочке из каждой команды нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол. Ваша задача - сделать это быстро, аккуратно, красиво.
- Вы пошли бы пить чай к такой хозяйке?
. …..(имя) доказала нам, что она растет хорошей хозяйкой.
6.
- Мальчики из каждой команды будет строить дом из конструктора. Ведь издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин - построить дом. Команды выбирают по одному мальчику, которые будут участвовать в конкурсе.
…...(имя) всем показал, какой хороший он строитель.
Раздаются фишки.
Музыкальная пауза.
Для того, чтобы немного отдохнуть , предлагаю вам спеть песню о маме.
Исполняется песня «Самая любимая».
7.
Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская
семья( показ фотографий).А следующее задание, которое предстоит выполнить обеим командам, это назвать как можно больше пословиц о семье.
Какая команда назовет больше пословиц- получает фишку.
8.
Следующее задание для капитанов называется «Найди картинку с правильным ответом».Картинки лежат на столе-задача капитанов, найти картинку с правильным ответом и прикрепить ее к мольберту.
Мама мелет кофе в …(кофемолке)
Белье стирает… (стиральная машина)
Яйца для пирога взбивают…(миксером)
Бабушка гладит белье …(утюгом)
Папа пылесосит ковер…(пылесосом)
Мама прокручивает мясо через…(мясорубку)
Дедушка забивает гвозди…(молотком)
Папа сверлит дырку в стене…(дрелью)
Раздаются фишки.
9.
У каждого члена семьи есть свои обязанности. Скажите, пожалуйста, а как вы можете помочь своим близким? (Ответы детей) А вы помогаете дома своим родителям?
Конкурс «В доме все перепуталось»
Но прежде послушаем стихотворение З.С. Козловой «В гостях».
Мы кушали варенье,
Потом смотрели книжки,
Кривлялись у зеркала
Как будто мы мартышки.
Потом играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Немного посидели-
Варенье все доели.
Со стула прыгали потом,
Играли весело с мячом.
Сказала мама: «Ну и дом!
Все кувырком и все вверх дном!»
Вздохнув, сказала: «Ну, дела!
Спасибо, люстра хоть цела!»
- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и ни когда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. И следующее задание такое: попросить прощения у мамы. Представьте,что вы из маминого платья сделали парус для своей лодки,которую построили из стульев. Я буду вашей мамой, а вы должны попросить у меня прощения. Чья команда сделает это лучше, та и победит.
Победившая команда получает фишки.
Наша викторина подошла к концу. Все члены команд работали активно. Отдельное спасибо хочу сказать нашим капитанам. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей!
Подведение итогов.
Дети сами при помощи воспитателя считают фишки.
Раздается угощение командам.