Проект "Семья"
проект (подготовительная группа)

Макшанова Татьяна Анатольевна

Краткосрочный проект "Семья" для детей подготовительной группы детского сада. В данной работе представлены также дидактические игры, загадки и викторина для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

«Семейные традиции»

 в подготовительной группе 

                                                                         Выполнила: Макшанова Т.А.

Пенза, 2020 г.

Аннотация:
Семья – самые близкие и родные люди, которые окружают нас. Дарят нам свое тепло и заботу. Семья – как маленькое государство, в котором есть свои законы и традиции. Именно семейные традиции делают ее крепче и дружнее, сплачивают между собой ее членов. На традициях основана целостность семьи, ее духовность. Благодаря семейным традициям наш дом становится уютным и гостеприимным.

Проект «Семейные традиции» ориентирован на решение проблемы – недостаточные знания детей о семейных ценностях.

Актуальность темы состоит в том, что воспитание ребенка начинается с семьи. Дети должны знать семейные традиции, перенимать их и передавать из поколения в поколение. Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, семейные рецепты, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей. Хотя, на самом деле, это совсем не мелочи. Благодаря знаниям о семейных ценностях и обычаях сохраняются теплые отношения между разными поколениями. В семье сохраняется ощущение стабильности и мира.
Знакомство с семейными традициями следует начинать с обобщения знаний детей о традициях своего народа (народные праздники, народная игрушка, народные песни) и знаний о своей семье. 

Цель проекта: формирование интереса к своей семье, истории своей семьи, сохранение семейных традиций.
Задачи проекта: формировать представления о семье, родственных отношениях;
Формировать интерес к своей семье, истории своей семьи, сохранению семейных традиций;
Создать условия для совместной работы педагогов группы, воспитанников и родителей по вопросам семейных ценностей, на примере традиционных семейных блюд.
Тип проекта: информационный практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Предполагаемые результаты: все участники проекта приобретут знания по вопросам традиций и обычаев своей семьи.
Дети расширят свои знания по традициям русского народа, традиционной игрушке, народных плясках, праздниках. Получат представления о генеалогическом древе.
Родители совместно с детьми примут участие в составлении альбома «Традиционные семейные блюда». Приобретут знания о важности и необходимости чтить то, что передается нам из поколения в поколение.
Педагоги смогут расширить знания и представления об истории своего народа, получат информацию о семьях воспитанников, их традициях и обычаях.

Продукты реализации проекта:
1. Составление картотеки: «Русские народные игры для детей»;
2. Составление картотеки «Моя семья» - гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика,  физкультминутка, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи о семье;
3. Подбор сказок о семье;
4. Рисунок «Моя семья»;
5. Аппликация в обрывной технике «Дом моей семьи»;
6. Лепка «День рождения моей семьи»;
7. Альбом «Традиционные семейные блюда».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный: изучение научно-методической литературы по теме «Семья», «Традиции русского народа», организация работы с родителями в условиях ДОУ. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта. Подбор художественной литературы для использования в работе с детьми в рамках проекта: сказки, стихи о семье, пословицы.
2 этап. Реализация проекта: беседы с детьми по темам недели: «Народные праздники и традиции», «Мой дом. Моя семья», «Родословная моей семьи».
3 этап. Заключительный: получение продуктов реализации проекта.

План мероприятий:
Познавательное развитие: беседы с детьми о Русских традициях, народных праздниках и гуляниях, русской народной игрушке; Беседы о семье, генеалогическом древе.
Речевое развитие: составление рассказа о своей семье по схеме «Генеалогическое древо моей семьи»;
Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение»;
«Клубочек волшебных слов»; «Копилка добрых дел».
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Моя семья»;
• Аппликация в обрывной технике «Дом для моей семьи»;
• Лепка «День рождение моей семьи»
Чтение художественной литературы:
• Сказка «Глупый барин»;
• Сказка «Волшебная семья» И.Л. Гамазкова;
• Сказка «Птенец» (Из книги «Методика сказкотерапии», автор В.М. Сертакова)
Выводы: В ходе проектной деятельности педагоги, совместно с детьми и родителями пришли к единому мнению: традиции укрепляют семью, делают ее сплочённой и единой, способствуют взаимодействию и укреплению семейных связей. 

Д/игра «Заботимся о родителях»

Дети выстраиваются в ряд в трех шагах от воспитателя. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому из них и спрашивает, как можно проявить заботу к родителям в следующих ситуациях:

• мама пришла с работы усталая;

• у мамы плохое настроение;

• маме нагрубил прохожий человек;

• на маму зарычала злая собака;

• у мамы вечером много дел по хозяйству;

• папа плохо себя чувствует;

• у папы неприятности на работе;

• папа и мама поссорились, и т. д.

Например: если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет с работы, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до воспитателя. Попросите детей выполнять в жизни то, о чем они говорили в игре.

Д/игра «Клубочек волшебных слов»

Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.

 Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные»слова и наматывают в клубок нить.

Д/игра «Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

Д/игра «Как зовут членов семьи»                                                                       Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.                                         Ход игры :

 Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.                                 Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

Д/ игра «Кто живет в квартире».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.

Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.

Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?

Д/игра «Угадай, о ком я говорю».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Загадки

«Кто прячется за дверью»

  • Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …дед.

  • Кто любить не устает,

пироги для печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… бабушка

  • Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-всех милее наша… мама

  • Фотография стоит

В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой …мамочки

  • Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

  • Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

Викторина «Моя семья»

Основная образовательная область «Социализация»

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные(мама, папа, бабушка, дедушка); формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3.Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры, пение, моделирование.

Оборудование: мольберт,музыкальное сопровождение,чайная посуда, фартук,косынка,конструктор,строительная каска,фишки,магниты, угощение.

Материал демонстрационный:  фотографии, цветок.

Материал раздаточный: Альбомные листы с ребусами, карандаши.

Предварительная работа:

- Разучивание пословиц и поговорок о семье.

- Рассматривание фотографий, иллюстраций.

- Чтение стихотворений А.  Костецкий «Самое дорогое», О. Дриза «Мама», И. Мазнин «Простое слово», С. Капутикян «Папа».

- Беседа о семье.

- Рисования на тему « Моя семья».

Ход НОД:

(Дети стоят в кругу.)

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

Хочу с вами подружиться

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Я приглашаю вас на игру-викторину ,а тема нашей викторины «Самое дорогое, что есть у меня - это моя семья».

Чья команда наберет больше фишек, та и победит.

Но прежде,чем начать играть, вам нужно поделиться на две команды с помощью игры «Семейное лото» (садятся за столы).

- Теперь решите, кто будет капитаном вашей команды( бейдж «Капитан»)

- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Сегодня в игре участвуют две команды. Это команда «Дружная семейка» (поприветствуем их). И команда «Озорная семейка» (поприветствуем их). Какая из команд наберет наибольшее количество фишек, та и будет победителем. Фишки для команды «Дружная семейка» будут желтого цвета, а фишки для команды «Озорная семейка» будут синего цвета.

  • Первое задание начинаем с разминки: вам предстоит отгадать загадки. Готовы? Загадка для команды «Дружная семейка»

Кто любить не устает,

         Пироги для нас печет,

        Вкусные оладушки?

        Это наша...

         2. Он все может, все умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него как, вата

Ну конечно это …(папа)

 

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

      Он — мужчина, и он сед,

       Папе — папа, мне он — …

(Дед)

Молодцы, за каждую отгаданную загадку, команда получает по фишке.

  • 2.

-Кто знает стихотворения о своих родственниках?Кого мы называем родственниками?( мама, папа, тетя, дядя). Чтение стихов.

Молодцы! Обе команды справились с  заданием и принесли своей команде еще по одной фишке.

Я задам сейчас вопросы - отвечать на них не просто:

  • Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т. д.)
  • Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля, мамулечка, мамуся и т. д.)

- Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька, батюшка, тятенька и т.д.)

   Дополнительные фишки получают обе команды.

Игра «Бабушка Маланья».

А теперь немного поиграем, выходим из-за столов и становимся в круг.

(по считалке выбираем бабушку Маланью).

Как у бабушки Маланьи

Было семь сыновей,

Все они без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Все они не ели,

На нее глядели.

Разом делали вот так,

Как?

(Игра проводится 2-3 раза).

  • 3.

Третий конкурс. Здесь нужно проявить смекалку и сообразительность.

Задание для   первой команды:

  • Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?

Задание для  второй команды:

  • Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она вырастет?

Команда, ответившая правильно, получает фишку.

Физминутка

Осенью,весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева,

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

5.

В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какими же хозяюшками растут наши девочки.

  По одной  девочке из каждой команды нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол. Ваша задача - сделать это быстро, аккуратно, красиво.

- Вы пошли бы пить чай к такой хозяйке?

. …..(имя) доказала нам, что она растет хорошей хозяйкой.

6.

   - Мальчики из каждой команды будет строить дом из конструктора. Ведь издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин - построить дом. Команды выбирают  по одному мальчику, которые будут участвовать в конкурсе.

 

…...(имя) всем показал, какой хороший он строитель.

Раздаются фишки.

Музыкальная пауза.

 Для того, чтобы немного отдохнуть , предлагаю вам спеть песню о маме.

Исполняется песня «Самая любимая».

 

7.

 Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская

семья( показ фотографий).А следующее задание, которое предстоит выполнить обеим командам, это назвать как можно больше пословиц о семье. 

Какая команда назовет больше пословиц- получает фишку. 

8.

Следующее задание для капитанов называется «Найди картинку с правильным ответом».Картинки лежат на столе-задача капитанов, найти картинку с правильным ответом и прикрепить ее к мольберту.

Мама мелет кофе в …(кофемолке)

Белье стирает… (стиральная машина)

Яйца для пирога взбивают…(миксером)

Бабушка гладит белье …(утюгом)

Папа пылесосит ковер…(пылесосом)

Мама прокручивает мясо через…(мясорубку)

Дедушка забивает гвозди…(молотком)

Папа сверлит дырку в стене…(дрелью)

Раздаются фишки.

9.

 У каждого члена семьи есть свои обязанности. Скажите, пожалуйста, а как вы можете помочь своим близким? (Ответы детей) А вы помогаете дома своим родителям?

Конкурс «В доме все перепуталось»          

Но прежде послушаем стихотворение З.С. Козловой «В гостях».

Мы кушали варенье,

Потом смотрели книжки,

Кривлялись у зеркала

Как будто мы мартышки.

Потом играли в прятки,

Скакали как лошадки.

Немного посидели-

Варенье все доели.

Со стула прыгали потом,

Играли весело с мячом.

Сказала мама: «Ну и дом!

Все кувырком и все вверх дном!»

Вздохнув, сказала: «Ну, дела!

Спасибо, люстра хоть цела!»

- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и ни когда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. И следующее задание такое:  попросить прощения у мамы. Представьте,что вы из маминого платья сделали парус для своей лодки,которую построили из стульев. Я буду вашей мамой, а вы должны попросить у меня прощения. Чья команда сделает это лучше, та и победит.

Победившая команда получает фишки.

Наша викторина подошла к концу. Все члены команд работали активно. Отдельное спасибо хочу сказать нашим капитанам. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей!

Подведение итогов. 

Дети сами при помощи воспитателя считают фишки.

Раздается угощение командам.