НОД тема "Вода"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Тема: «Вода»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.
Задачи:
Обучающие
Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека.
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивающие
1.Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
2.Продолжать развивать навыки общения и рассуждения, умения делать выводы.
Совершенствовать умения поддерживать беседу.
Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
Воспитывающие
Прививать бережное отношение к воде.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.
Материал и оборудование: мяч, глобус, оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: набор картинок для схемы «Круговорот воды в природе». Мини лаборатория.
Предварительная работа: беседы на тему «Вода- источник жизни», «Источники воды», «Природные водоёмы». Проведение опытов: «Вода прозрачна и не имеет формы», «Свойства воды»,«Вода-растворитель», «Пар — это тоже вода», «Лед — это тоже вода», «Лед легче воды».
Ход:
Воспитатель: Ребята скажите, мне пожалуйста, что я сегодня вам принесла?
(ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, это глобус макет нашей планеты. А планета наша- Земля. Посмотрите, какого цвета больше на глобусе?
(ответы детей)
Да, больше всего голубого цвета, это вода. Почти ¾ поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немного более ¼ остается на долю суши, на которой мы живем. Так, что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она, кажется, из космоса. Все океаны и моря – это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов – в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о воде и ее значении в нашей жизни, Дети представьте себе, что на планете вдруг ни осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, мы видим, что без воды жизнь человека, да и всего живого была бы, невозможно. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4неде, а без воды- всего3-4дня, затем он погибает.
Ребята сейчас мы с вами поиграем. (Все становятся в круг и играют в игру с мячом «Скажи наоборот»)
Воспитатель: (бросает мяч ребенку)
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Ребенок: (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель: Речка глубокая, а ручеек…
Ребенок: Мелкий.
Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и…
Ребенок: медленно.
Воспитатель: В океане волны большие, а в реке ….
Ребенок: Маленькие.
Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …
Ребенок: Стоит.
Воспитатель: Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже…
Ребенок: Грязная.
Воспитатель: Сейчас мы идём в нашу лабораторию и проведём мини исследования. (Вода, лёд, снег)
Ваши задачи:
Назвать объект исследования.
В каком состоянии находится объект исследования.
Какими свойствами обладает объект исследования.
Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Скажите мне пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?
Опыт «Круговорот воды в природе»
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материалы и оборудование: Модель круговорота воды в природе, снег, лампа.
Процесс: кладём снег в модель, ставим лампу. Под действием тепла от нагрева лампы, снег тает, (превращается в воду) текут ручейки. Через некоторое время под действием тепла вода начинает испаряться. Идёт пар, собираясь в тучку, ударяясь о холодную крышку образуются капельки, которые стекают вниз.
Вывод:
Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.
А когда, водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
Физкультминутка «Агрегатные состояния воды». Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Наш круг, как и вода может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться и каждый из вас движется сам по себе – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать ближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите мне, как связаны частички друг с другом.
Дети вместе с воспитателем делают выводы. Выводы:
1.Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.
2.В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет формы.
3.А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии – это лед, имеющий свою форму.
Итог: П/и «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать. Воспитатель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучки.
Мама – Тучка: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
Воспитатель просит детей с помощью предметных картинок составить схему круговорота воды в природе.