"Адаптация ребенка к условиям детского сада"
консультация
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_adaptatsiya_rebenka_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Подготовила:
педагог-психолог МДОУ
«Детский сад №216»
Н.Д.Матвеева
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например переход в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться стереотип в решении сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Некоторые дети трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребенка, он часто отказывается от кормления, во время приема пищи наблюдается случаи рвотных порывов. Может наблюдаться повышение температуры, расстройство функции желудка, изменение кожного покрова.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжело переносят период адаптации.
Характер адаптационного периода зависит так же от предшествующего опыта ребенка, т.е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы, в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
Дети, которые живут в многодетных семьях, с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Из всего сказанного – видно, что главное для ребенка – это взрослый. Следует учитывать потребность ребенка в общении.
Выделяется 3 группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа – это дети, у который имеется некий опыт общения с незнакомыми взрослыми людьми. Адаптация у них длится от 7 дней до 10-20 дней.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течении 3-10 дней.
Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду. Усилия родителей в первые дни прерывания ребенка в д/с должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребенком.
Все взрослые должны выработать единую линию поведения с детьми и строго следовать ей. Воспитатели ежедневно отмечают, как ел, как спал, как бодрствовал каждый из детей.
Только тогда, когда и в группе и дома ребенок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует и общается с окружающими, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.
Адаптация, как приспособление организма к новой обстановке, включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условия пребывания в яслях и детском саду. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния. Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками отсутствует.
Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, что подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, т.к. слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью. Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.
Предупредить все случаи затруднений с адаптацией не удается. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях.
И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в детский сад. В связи с чем первоочередной задачей воспитателя является быть терпеливым, эмоциональным и отзывчивым, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат, уважать личность детей, развивать у них отзывчивость, умение общаться и дружить. Воспитатель должен рекомендовать родителям, дети которых страдают нервными нарушениями, отдавать ребенка в детский сад не раньше 3-х лет, если это девочка, и 3,5 года, если мальчик. Если ребенок единственный в семье, часто болеет. испытывает страхи, не хочет оставаться один, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиваться до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно, и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые, подвижные игры и в полной мере выражать эмоции, как детям, так и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....