Консультация для воспитателей "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста"
консультация
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказка»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Консультация для воспитателей
«Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель: Ширкова В.Е.
Провела:
воспитатель: Уретя Т.А.
г. Долгопрудный
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программ «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» педагоги осуществляют с детьми путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разного дошкольного возраста.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать, долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей с нарушением зрения способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во - вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Рассмотрим методику руководства игрой в разных возрастных группах:
Организация игры во 2-ой младшей группе
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.
Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:
- развертывание детьми в самостоятельной деятельности
специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на
кукольных персонажей;
- парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
Организация игры в средней группе
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей?
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
Организация игры в старшей группе
Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?
Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:
1. обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним;
2. герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;
3. герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект;
4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;
5. герой побеждает противника и получает искомый объект;
6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.
Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми?
Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Сейчас я предлагаю поиграть в интеллектуальную игру «Заморочки из бочки», вопросы касательно сюжетно-ролевых игр.
- Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки»
(Педагогам предлагается вытянуть из мешка бочонки с номерами, методист задает вопросы соответственно выбранного номера).
Вопросы к обсуждению:
- В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры?
(Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер: это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники.
(В младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр».
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте?
(В старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей).
- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры?(Соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
- На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (Прямые и косвенные).
- Какие приёмы руководства относятся к первой группе?
(Ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.).
- Какие приёмы руководства относятся ко второй группе?
(Дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства).
- Допустима ли в игре регламентация и почему?
(В игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, само регуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил).
- Задание «Знатоки»
А теперь, я предлагаю разделиться на две команды: Коучинг и менторинг – две команды, две сестры и разгадать кроссворд, какая команда справиться быстрей.
(Педагогическим командам сестрам даются два одинаковых кроссворда, решение на скорость).
Вопросы:
По вертикали.
1. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевых играх. (Самостоятельность)
4. Кому принадлежит особая роль в сюжетно-ролевых играх. (Воспитатель)
6. Предмет, предназначенный для игр. (Игрушка)
7. Вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. (Игра)
По горизонтали.
2. Один из компонентов структуры сюжетно-ролевых игр. (Роль)
3. Один из принципов организации сюжетно-ролевых игр. (Атрибут)
5. Требования для исполнения неких условий всеми участниками, какого-либо действия. (Правила)
8. Разговор, беседа, между двумя и более детьми. (Диалог)
9. Игра-головоломка из множества фрагментов рисунка различной формы. (Пазл)
10. Конструктор для сборки и моделирования разнообразных предметов. (Лего)
11. Действительность, отражаемая в детских играх. (Сюжет)
12. Как иначе назвать - ход игры. (Содержание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Консультация для родителей "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя....
Консультация для родителей. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу дост...
Консультация для родителей " Роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Раскрыть роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей, познакомить с основными этапами игр....
Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей. «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей о роли сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"...