Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Екатерина Пертровна Огурцова

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Определение эмоций и эмоциональных состояний у дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают реакцию дошкольника на конкретную ситуацию, это своего рода оценка происходящих событий. Эмоции тесно связаны с мотивами и потребностями дошкольника.

Эмоциональная сфера человека сформировалась в результате эволюции как сигнал биологически значимых внешних событий. Эмоции сопровождают любую активность индивида и выступают в качестве главного механизма регуляции его поведения. Эмоции обуславливают настроение индивида, его общее психическое состояние и даже здоровье.

Эмоциональные проявления характеризуются множеством оттенков, как положительных, так и негативных. В «чистом виде» эмоции существуют очень редко, а «смешиваясь» и образуя сложный комплекс эмоциональной реакции на происходящее, образуют так называемые эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния человека определяют его настроение, отношение к происходящему, обуславливают его отношение к жизни.

Некоторые эмоциональные состояния доминируют в жизни человека, некоторые возникают достаточно редко.

Более устойчивые и длительные по своим проявлениям, по сравнению с эмоциями и эмоциональными состояниями, являются чувства человека. Чувства отражают образ мыслей личности, ее отношение к окружающему миру вообще.

Эмоции обуславливаются в первую очередь конкретной ситуацией, а чувства в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

В литературе выделяют следующие функции эмоций.

1.        Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция имеет биологическую основу, то есть способствует предупреждению о наличии возможной опасности, о изменениях, происходящих в окружающей среде и т.д.

2.        Регулятивная

Обуславливает характер поведения, выбор действий в ответ на происходящее (например, негативные эмоции способствуют агрессивной реакции, положительные – расслаблению)

3.        Отражательная

Формирование обобщенной оценки на происходящие события, что позволяет определить полезность или вредность возможного воздействия на индивида (например, находясь на большой высоте, человек испытывает тревогу, а загорая на пляже – спокойствие)

4.        Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Демонстрирует связь с потребностно – мотивационной сферой. Если существует неудовлетворенная потребность, возникают негативные эмоции, а при ее удовлетворении - положительные

5.        Подкрепляющая

Связана с приобретением опыта. При значимых для индивида событиях испытанные эмоции запоминаются. При повторении подобной ситуации человек вновь может испытать пережитые эмоции. При воспоминаниях о значимых событиях возвращаются и эмоции, однако не с той силой.

6.        Переключательная.

Эта функция также связана с мотивационно – потребностной сферой. Доминирующая потребность вызывает более сильные эмоции

7.        Коммуникативная

Эмоции являются невербальным средством общения. Благодаря им можно понять состояние собеседника, его отношение к происходящему, а также продемонстрировать свое.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания.

Эмоциональные состояния обуславливают настроение, общий эмоциональные фон.

Некоторые эмоциональные состояния в большей степени свойственны индивиду, и могут обуславливать особенности его характера (например, агрессивность, раздражительность, оптимизм, пессимизм и т.д.)

Эмоциональные состояния оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на познавательную активность, а также на стиль поведения и общения дошкольника.

Эмоциональным состояниям свойственны такие качества, как длительность последействия и суммация, а также так называемое застревание. В особенности это относится к негативным эмоциональным состояниям. Другими словами, негативные эмоциональные состояния могут суммироваться, наслаиваться друг на друга и тем самым усиливать друг друга. Например, длительное раздражение вызывает гнев, что в конечном итоге приводит к еще большему раздражению и гневу.  Испытывая гнев и раздражение, человек как бы застревает в этом эмоциональном состоянии, не может переключиться на более конструктивные переживания, не может успокоиться.

Все эмоциональные состояния характеризуются фазовой динамикой. То есть эмоции нарастают, потом происходит разрядка и снижение общего накала. Однако эти колебания могут носить цикличный характер.

Особенности эмоциональных состояний обуславливаются особенностями нервно – психической деятельности дошкольника (свойства нервной системы)

Проявление переживаемых эмоций отражается работой внутренних органов (сердце, желудочно – кишечный тракт), эндокринной системы, а также внешне (выражение лица, цвет кожи, размер зрачков и т.д.)

Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д.

 Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).

Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния дошкольника, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность дошкольника, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.

Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.

Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.

Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоций и эмоциональных состояний на развитие и обучение детей

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей...

Примерный диагностический пакет по определению эмоционального состояния дошкольников

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникно...