Выступление на педсовете: « Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности »
методическая разработка
Выступление на педсовете: « Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2. При обучении дошкольников изобразительной деятельности, особая роль отводится художественному слову, которые рассматриваются в педагогике как один из приемов словесного метода.
Задача каждого воспитателя – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации.
Воспитателем могут быть использованы самые разнообразные литературные формы: стихи, потешки, загадки, маленькие рассказы, отрывки из сказок и других литературных произведений.
Как методический прием художественное слово можно применять в ходе всего занятия – в начале или в конце деятельности детей.
Слайд 3.Варианты использования художественного слова:
1. Создание у детей интереса к занятию.
2. Художественное слово как тема для создания выразительного образа.
3. Художественное слово как основная тема к изображению.
4. Использование художественного слова в изображении пейзажа. 5.Использование художественного слова при обучении и сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов.
6. Использование художественного слова в конце занятий по изобразительной деятельности.
Литературные произведения должны быть доступны и понятны детям по содержанию, языку, они должны вызвать в представлении ребенка яркие, зримые, конкретные образы, помочь ребенку реально представить предмет, его цвет, форму.
Слайд 4. Для создания у детей интереса к занятию могут быть использованы любые литературные формы: стихи, потешки, отрывки из любых произведений, но чаще загадки. Детям можно предложить отгадать, кого они будут рисовать, лепить…
Мл.гр. За рекой они росли,
Их на праздник принесли,
На веточках иголки.
Что же это? (елки)
Ср.гр. Юркий маленький зверек,
Длинноух и быстроног,
Прибежал к нам в огород
И морковку там грызет.
Ст.гр. Кто по веткам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупло орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
Эти загадки не только создают интерес к занятию, но и несут информацию о внешнем виде предметов, о повадках животных.
Слайд 5. Но есть и другие стихи, загадки, потешки, которые помогают создать в представлении ребенка выразительный образ:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Одно предложение и вот в представлении ребенка очень мягкий, пушистый комочек, который хочется погладить и нарисовать.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Эта потешка тоже помогает создать в представлении ребенка образ маленькой симпатичной девочки.
Слайд 6. В работе со старшими дошкольниками художественное слово может быть использовано как основная тема для изображения. В этом случае детям предлагается послушать потешку, стишок, отрывок из произведения, а затем нарисовать про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно быть достаточно конкретным, а описание образным.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
/Ежик/
… говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А.С. Пушкин
Слайд 7. Особую роль играет художественное слово при рисовании детьми пейзажа. Подготовка детей к изображению пейзажа включает в себя следующее:
- целенаправленное, организованное наблюдение в природе;
- знакомство непосредственно с пейзажной живописью или использование репродукций с картин;
- использование поэзии.
Стихи должны отличаться высокой художественностью, должны быть доступны и понятны детям по содержанию, языку, должны формировать в представлении ребенка яркие, зримые, выразительные художественные образы. Поэтические строчки могут помочь детям восприятию цветовой гаммы, палитры, колорита пейзажа:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою гурьбой,
Блестят в лазури голубой…
И.А. Бунин
Вечер синий в небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
В. Фетисов.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо,
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
/И.Суриков/
Может быть использовано несколько художественных произведений об одном и том же времени года.
Таким образом, отражение поэтических образов природы средствами рисунка доступно детям дошкольного возраста и влияет на их эстетическое воспитание.
Слайд 8. Использование художественного слова при обучении и сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов.
А) Чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, иногда достаточно провести короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогают детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят. Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок» можно уточнить с какими животными встретился колобок, какими их себе дети представляют /добрые, злые, добродушные, хитрые и т.д./ А затем предложить нарисовать встречу колобка с любимыми животными.
Б) Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.
Например: « Боялся зайчик день, боялся два. Боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться. «Ничего я не боюсь!- крикнул он на весь лес.- Вот не боюсь нисколько и все тут. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц – длинные уши – косые глаза – короткий хвост» / Д.Мамин-Сибиряк/
Слайд 9. Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по изобразительной деятельности. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.
Например: Разместив сюжетные работы по порядку следования эпизодов, можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, рассказать о нем /колобок с зайцем, волком, медведем, лисой/
Или, рассматривая в конце занятия работы детей, можно предложить рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах или наоборот, на тексте художественного произведения найти соответствующий рисунок.
Таким образом, при умелом руководстве художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"
" Использование художественного слова на занятиях по ИЗО"...
Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»
Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Консультация для воспитателей детского сада....
Выступление на педагогическом совете на тему: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Н...
Использование художественного слова на занятиях по развитию речи.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла художественная литература. Для детей народ создал замечател...
"Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивным видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей....
Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»
Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые фор...