Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду"
статья
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование информационно - коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду»
Последние несколько лет я работаю с детьми всех возрастных групп, и меня очень беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся более пассивными. В старших группах растёт количество детей, сидящих на занятиях со скучающим видом. Бурное развитие информационных коммуникационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Компьютеризация постепенно проникает практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Сейчас уже привычными для нас медиа - устройствами стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Интернет и, конечно же, компьютеры. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать тот же компьютер, но уже для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармонического развития личности в целом.
Поэтому необходимо создание новых научно-обоснованных средств развития музыкальных способностей детей.
Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на занятии информацию с помощью медиа - средств, которые могут способствовать развитию интереса и любви к музыке, к формированию певческих навыков, навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Компьютерные технологии помогают развивать чувство ритма, умение передавать через движения, характер музыки, развивают умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, побуждают детей к активным самостоятельным действиям.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц, О. К. Тихомирова, С. Л. Новосёловой и др. показали, что «способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, сохранять и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех уже существующих игр и игрушек. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка».
Я активно использую компьютерные технологии на музыкальных занятиях и на праздниках, на развлечениях и в индивидуальной работе, в методической работе, для самообразования и повышения квалификации. Провожу контроль и при подведении итогов. Стараюсь качественно изменить условия для развития музыкальных способностей через оснащение материально-технической базы. Ведь компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным. Важной задачей музыкального руководителя является гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для формирования психических процессов, основных сфер личности, развития творческих способностей.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живописи, музыки, литературы, народных промыслов. Таким образом, использование компьютера и проектора очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре и формирования духовного мира ребёнка. Наглядность и доступность материала, обеспечение индивидуального подхода в обучении, контролирование познавательного процесса - в конечном итоге способствуют повышению качества обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальности, речи, мышления дошкольников. Всем известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия ребёнка - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Она активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность детей, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам специалистов в детских дошкольных учреждениях.
Как сказал К. Д. Ушинский: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Применяя информационные технологии на музыкальном занятии, можно зажечь этот «факел». Психологические особенности дошкольника таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ. В своей работе я широко применяю музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты. На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности.
Наиболее распространённый вид представления демонстрационного материала – мультимедиа презентация, сочетающая в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают мне добиться поставленных целей. Используя возможности программ Power Point, киностудии Windows Live, я разрабатываю и использую мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности.
При восприятии музыки, во время знакомства с творчеством того или иного композитора, различными жанрами музыки использую портреты, видеоряды иллюстраций к музыкальным произведениям и т.д. Применяю различные способы подачи учебного материала, разнообразные приёмы и методы в обучении (это могут быть зарисовки природы, из жизни животных, просмотр записей с симфонических оркестров, спектаклей и т.д.).
Например:*Л. Бетховен «Лунная соната» - зарисовки природы;
*П. Чайковский «Декабрь» в исполнении Д. Мацуева – трансляция из концертного зала.
При разучивании музыкально-ритмических движений и танцев в своей работе, я довольно часто использую аудиозаписи или видеозаписи, что повышает эффективность моей работы, так как нет необходимости неотрывно сидеть за фортепиано, и появляется возможность самой показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения можно записать на видео, которое затем демонстрируется детям, для того чтобы, они посмотрели красивый показ и постарались сделать так же. Это позволяет добиться выразительного качественного выполнения движений, и проследить, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация преподносится в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Использование мнемотаблиц помогают детям выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Также допускается использование видеозаписей с концертов и выступлений профессиональных коллективов (ансамбля «Берёзка», им. Пятницкого, им Александрова и др.), выступления других детей или свои собственные видеозаписи. В этом большую помощь оказывают родители наших воспитанников.
В пении по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам - подсказкам узнавать и учить песни. Я считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого используются микрофон и минусовые записи различных детских песен. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, темп, ритм, тональность фонограмм, характер аранжировок и т. д.
Компьютер даёт широкие возможности и в игре. Ведь для ребёнка дошкольного возраста игра – это одна из важнейших частей его деятельности, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребёнка. Чтобы развивать музыкально - слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, я использую игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.
*Интерактивная игра «Один лишний»,
*Музыкально – дидактическая игра на развитие тембрового слуха
«Узнай звуки». Автор Александрова И.А.
* Путешествие по музыкальной «Угадай-ке»
Автор Самохина Е. К.
Функции демонстрационного материала на развлечениях и детских утренниках, досугах могут выполнять фотографии самих детей на участке, на экскурсиях, это могут быть фотографии из домашних альбомов, предоставленные самими родителями. Мы вместе с детьми подбираем фотографии или предложенные картинки к прослушанному произведению или песне. Глаза у детей горят, им очень нравится, и что самое главное, даже те дети, которые к занятиям безразличны - принимают в этом участие.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.
В своей работе я использую такие программы, как:
*mp3 Direct Cut - программа - редактор MP3 аудиофайлов, позволяет мне вырезать фрагменты записи, обрезать, копировать и вставлять.
*Format Factory - компьютерная программа для конвертации мультимедийных файлов.
*В программе Sony Sound Forge Audio Studio есть большое количество всевозможных функций для работы с аудио файлами, позволяющих записывать, кодировать, восстанавливать, а также редактировать.
На праздниках, как сюрпризный момент, часто использую звукозапись, записанную на диктофон. Это может быть диктофон сотового телефона, плейера или же самого ноутбука. Так, на глазах детей «оживает» новогодняя ёлочка, волшебное зеркало, школьный портфель, далёкая планета и многие другие персонажи детских утренников. И с помощью программы Sony Sound Forge можно добиться различных звуковых эффектов (фоновой обработки). Звук может затухать, наоборот нарастать, может вибрировать или подобно эху резонировать в пространстве. Для приготовления атрибутов используется сканер. Отсканированные картинки овощей со страниц детских книг «перешли» на головы детей, в виде шапочек. И в нашем хороводе «Соберём урожай» С. Насауленко вместе с детьми танцуют и играют капуста с помидором, лук, морковь и другие овощи. Всё это оказывает большое впечатление и на детей, и на родителей, делая праздник ярким и запоминающимся.
Но стоит обратить внимание, что вносить что-то новое следует с особой осторожностью. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно - коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.
Результатом своей деятельности считаю повышения уровня музыкальных способностей детей. Дети с большим интересом стали заниматься на музыкальных занятиях, и потом в свободное время можно услышать их пение, понравившейся песни. В каждой группе есть своя фонотека музыки, составленная мною в период разучивания танцев, хороводов, песен. Так вот, дети с удовольствием поют, танцуют и начинают импровизировать, придумывая свои движения. Всё это говорит, что у детей возник интерес к музыке, к хорошей музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях.
С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной ...
Консультация для воспитателей «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе и на музыкальных занятиях».
Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Использования компьютера в ДОУ и...
Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях
В этой статье я рассматриваю вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении....
Информационное сообщение для педагогов "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках"
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....
Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду. Из опыта работы музыкального руководителя...
Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!» в подготовительной группе
конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!» в подготовител...