Работа с семьей по воспитанию здорового ребенка
консультация

Балбукова Ольга Александровна

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают работу с семьей на одно из ведущих мест. Одна из главных целей руководителей и педагогов – возрождение традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс. А признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семья и ОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Работа с семьей по воспитанию здорового ребенка»

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

-Кто их воспитает, царица моя?

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я» - тихо молвила Ева,- «Я, я…»

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот так на Земле появилась семья.

В ст.18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов».

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают работу с семьей на одно из ведущих мест. Одна из главных целей руководителей и педагогов – возрождение традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс. А признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семья и ОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности.

«Сотрудничество» - это общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

«Взаимодействие» - представляет собой способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью обучения.

Поэтому организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, надо понимать тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей оздоровительной программы, её организацию, поиск новых форм и методов работы. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в ДОУ, в школе не создано детско-взрослое сообщество дети-родители-педагоги.

Сам принцип работы с семьей по данной проблеме строится на следующих основных положениях:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка, хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течении  всего года и всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Индивидуальный подход к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в деском саду.

Значимую роль во взаимодействии с семьей играет повышении педагогической культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию здорового ребенка.

Следовательно, необходима адаптация к современным условиям как традиционных форм работы с семьей, так и нетрадиционных.

Прежде всего родителей надо познакомить со спецификой ДОУ: какая функционирует комплексная система оздоровления детей, какие используются средства физического воспитания и закаливания.

Затем важно учесть пожелания родителей, их интересы, т.е. установить «обратную связь» с семьей. В этом поможет «анкета», в переводе с фр.языка означает «список вопросов». Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа.

Её цель – узнать особенности семейного воспитания, в котором указано, кто и для чего проводит опрос.

Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента (т.е. человек, отвечающий на вопросы).

Например, «Ваши суждения помогу улучшить работу» или «Позволят изучить проблему».

Затем предлагаются вопросы. Различают: открытые, когда респондент высказывается в свободной форме, варианты ответов не  предлагаются, такие вопросы позволяют выявит доминанту мнений, оценок.

В закрытых вопросах все варианты ответов заранее предусмотрены. Например, «Из каких источников вы получаете знания по оздоровлению детей?» Далее следуют варианты ответов: по радио, из опыта, советуюсь и др. Важную роль играет вариант, предполагающий возможность уклонения от ответа на закрытый вопрос типа: «трудно сказать», «не знаю». Это побуждает его добросовестно относится к опросу в целом.

Полузакрытые вопросы сочетают оба варианта, т.е. предлагается дополнить их своими ответами.

Из своего опыта проведения анкетирования родителей мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний.        

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, методами воспитания, оказание практической помощи семье.

Местом размещения обычно служит родительский уголок, стенд «Если хочешь быть здоров!», папки-передвижки. В них даны рекомендации, например, «Массаж от простуды», «Что такое грипп?», «Правила поведения на воде», «Точечный массаж – учимся сами» и др. Конечно же данная информация носит сменный характер и зависит от сезона. В уголках вывешиваются «Режим дня», «Мы растем» и т.д.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьетворения и здоровьесохранения детей среди родителей является - выпуск газеты. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Они помогают родителям лучше узнать условия воспитания своих детей, методы и приемы.

Газеты выпускаются несколькими экземплярами, красиво оформлены, тексты интересны и понятны. Можно использовать статьи из других газет, журналов, фотографии. Тематика газет вариативна:

Например, «Дневной сон: нужен ли и когда от него отказаться», «Если у ребенка ОРВИ», «Дыхательная гимнастика», «Игры с острова Здоровье», «Учитесь болеть без лекарств», «Тайны здоровой пищи», «Зарядка которую хочется делать», «Чтоб улыбка сияла», «Семь родительских заблуждений и морозной погоде», «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья», «Целебные травы в процессе оздоровления».

Беседа – важнейший принцип которой – двусторонняя активность беседующих. Педагог придает тон, стараясь вызвать собеседника на откровенный разговор. При этом педагог должен владеть хорошо материалом, т.к. чтение текста отталкивает, и как говорят лекторы, вызовет «сон с открытыми глазами» т.е. настроится на диалог. Начать беседу можно с постановки педагогической проблемы, заранее заготовить опорные карточки, схемы, таблицы, художественную литературу. Например, стихи для малышей М.Дружининой, «Мойдодыр» К.Чуковского, «Румяные щечки» С.Прокофьевой и др.

В нашем саду проводим беседы на тему: «Что представляет собой наша пища», «зачем нужно пить молоко», «Физкультура - польза или вред» и др.

Консультации  узкими специалистами, врачами (логопед, психолог, врач, инструкторы, методисты).

Популярностью и у родителей и у педагогов пользуются такие формы проведения встреч, как «Круглый стол», где родителей знакомят с результатами диагностики физического и психического состояния ребенка, составляют совместно «паспорт здоровья», знакомят с содержанием физкультурно-оздоровительной работы и т.д.

«Устный журнал» - который имеет рубрики (страницы) как обычный журнал. Например, «Советы специалиста», «Спрашиваем – отвечаем», «Это интересно знать».

Каждая страница – это устное сообщение с иллюстрациями, приведенные примеры, ситуации, видеоматериалы, вопросы  родителям.

«Деловые игры», «Тренинги», «Дискуссии».

Игра – это модель социального взаимодействия, в которой усваиваются и меняются социальные установки. Мы для родителей создаем игровые ситуации: «Ребенка привели первый раз после болезни, ваши действия», «У ребенка болит зуб. Кто с ним пойдет к врачу?», «Вам предложили поучаствовать в проведении досуга подготовка предполагает участие всех членов семьи. Вы отказали ввиду занятости. Это вызвало слезы…»

В этих случаях участники «проживают ситуации», применяя жизненный опыт, обогащая его опытом других участников. Пример, деловая игра «Помоги себе сам», «Скорая помощь».

Дискуссия на тему: «Методика и организация мероприятий по профилактике вредных привычек среди населения».

Предлагаем задания игрового характера «Расставьте по степени значимости какие-либо понятия «У меня болит голова, что можно посоветовать».

«Родительские собрания»

Очень важна своевременность и форма оповещения о проведении предстоящей встречи. Название должно быть «агитирующим», проблемным – «Как воспитать здорового ребенка» или «Можно ли обойтись без таблеток»

Родитель увидев такое объявление попытается соотнести проблему с собственным опытом после этого рекомендуется продумать методы активизации родителей, используя приемы «мозгового штурма», «размышлялки», предложить карточки с написанным утверждением, вызывающим противоречивые точки зрения или требующих продолжения фразы: «телеэкран опасен для физического здоровья ребенка тем, что…», «ребенку дошкольнику положено гулять на свежем воздухе не более … часов» и др.

А чтобы родители стали партнерами, участниками, использовать надо разные формы их проведения  - конференции, исследования, КВН, викторин, «посиделки», «За чашкой чая» и др.

Например, «Здоровый дошкольник» - рассказ о лучшем опыте семейного воспитания и приобщения детей к здоровому образу жизни, о семейных традициях.

«Семинары – практикумы»

Цель: обучение родителей профилактическим умениям и навыкам.

Например, «Закаливание детей дома», «Питание и красота», «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного  и младшего школьного возраста» - познакомить родителей с особенностями строения стопы у детей, дать понятие о плоскостопии, причины его появления. Затем м/с предлагает комплекс ЛФК при плоскостопии, особое внимание уделив самомассажу стоп. Можно продемонстрировать оборудование для профилактики плоскостопия (ролики массажные, массажные коврики, «дорожки здоровья» и т.д.) провести совместную игру под названием «Часть группы».

Проведение совместных досугов и праздников, дни здоровья.

Всем известны: «Всех пап, всех мам – приглашаем в гости к нам», «Всей семьей – на старт», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Здесь не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Очень полезен активный отдых вместе с детьми – походы, экскурсии с выходом в зеленную зону. В таких случаях создается некий микроклимат, где взрослые и дети лучше узнают друг друга.

«Открытые дни» для родителей – это самые первые экскурсии при поступлении. Просмотр и проведение занятий, закаливающих и лечебных процедур, кружков и секций оздоровительной направленности. Это  все позволяет родителям определить насколько все это соответствует их стремлениям и потребностям в отношении развития и воспитания ребенка по данной проблеме. Можно показать утреннюю гимнастику с включением специальных упражнений по профилактике простудных заболеваний, физические упражнения по щадящей активизации ребенка после дневного сна, с элементами закаливания; профилактические упражнения, выполняемые к концу образовательных занятий с целью преодоления нарастающего утомления и повышения концентрации внимания ( релаксация, физминутка), а так же прогулки, отдельные режимные моменты.

Интересна для родителей форма заочного общения «Совет месяца».

В детском саду живет «умная сова», которая ежемесячно знакомит с мудрым изречением о здоровье. И поскольку одна цитата в течении месяца находится перед глазами (на стене, на видном месте), то через некоторое время она просто отпечатывается в сознании родителей и, значит, обязательно будет применена ими на практике.

Советы «умной совы»:

 «Живые подарки: добрый взгляд, добрая улыбка, несколько теплых слов. Благодаря желанию всегда отдать частицу своей души, своего сердца, своего разума, жизнь всегда будет бить ключом».

«Воспитывая ум, обучая руки, мы мало еще касаемся сердца, не обращаем внимания на движения души. Хочешь, чтобы дети чему-то страстно захотели научится, обеспечь им первый успех».

                                                                 В.Сухомлинский

«Выработайте у ребенка три навыка – только три – и вы создадите из него полноценного человека. Я имею в виду трудолюбие, привычку к «чистоте», стремление к порядку».

                                                                 М.Горький

Или составить семейные альбомы:

«Наши традиции», «Досуг в семье», «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом».

Конструктивной формой общения и взаимодействия ДОУ с семьей являются создание родительских клубов.

Эта работа направлена на комплексное решение целей и задач по оздоровлению детей, повышению педкультуры родителей. Клуб «Здоровье», «Клуб доверия», «Клуб заинтересованных родителей», «Школа закаливания или школа здоровья»

Заранее планируется тематика, рассылаются открытки-приглашения. Создаются информационные корзины, письма – например, «Из первых рук» (по запросам). Разрабатываются циклы занятий. Стараться увлечь родителей обсуждаемой темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом, разбудить желание поделится своими мыслями, сомнениями умение ориентироваться в литературе для семейного чтения и т.д. Занятия в таких клубах предусматривают практическую и теоретическую части.

Так, по профилактике у детей нарушений зрения – родители совместно с детьми (причем участниками могут быть и старшие дети – учащиеся средней школы) знакомятся с методикой проведения упражнений для глаз; в целях профилактики близорукости идет обучение самомассажу биологически   активных точек на лице и гимнастике для шейного отдела позвоночника. Затем подводятся итоги, делаются выводы и выдаются разнообразные памятки-рекомендации. Безусловно, это приносит ощутимый результат. И результативность обусловлена не только ее содержанием, но и качеством общения педагогов, специалистов ДОУ с семьей.

Таким образом, только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению работы с семьей на качественно новой основе, предполагающей доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Именно по этой причине многие ДОУ сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учитывать актуальные потребности родителей, определяя для себя аргументированность, доказательность и динамизм решений по проблеме сохранения и укреплению здоровья детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощение опыта по работе ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка (МБДОУ г.Астрахани № 63,воспитатель Корастелева Н.И.)

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры населения,уровня развития здравоохранения и образования.соц...

Опыт работы «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуале...

Формы работы детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка

Опыт работы поможет выбрать разнообразные формы работы с  семьями по приобщению их к ЗОЖ....

«Организация работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка»

laquo;Организация работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка»...

«Организация работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка»

Статья (младшая группа) на тему: «Организация работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка»...

"Формы работы с семьей по воспитанию здорового ребенка"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому глав...