План по самообразованию
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
План по самообразованию воспитателя 2 группы младшего возраста "Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по
самообразованию
воспитателя второй младшей группы
Королевой Наталии Юревны
«Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей»
г. Зеленогорск, 2020 г.
ТЕМА: «Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей»
2020-2021 учебный год
Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Форма отчётности:
- Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников;
- Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада»;
- Картотека пальчиковых игр;
- Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:
- Массаж кистей рук
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- Пальчиковый театр
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечой и т. д.
- Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
- Различные виды аппликаций
- Рисование по трафаретам
- Штриховка
- Дорисовка (по принципу симметрии)
- Лабиринты
- Дидактические игры
- Шнуровка
- Игры с мелкими предметами
- Пазлы, мозаика
Актуальность:
Когда я работала с детьми группы раннего возраста, проводила занятия, я обратила внимание, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Мне захотелось найти причину. Для этого я обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что
мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5—2 минуты на утренней гимнастике или 2—3 минуты на фронтальных занятиях.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает
К любым занятиям существуют особые требования, и к пальчиковым играм тоже:
-должны учитывать возрастные особенности ребёнка
-последовательность (от простого к сложному.)
-играть можно только на положительном эмоциональном фоне и по желанию ребенка.
-необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой. Например, в возрасте 3-5 лет пальчиковые игры должны длиться не более 15 минут.
Условно пальчиковые игры можно разделить таким образом:
1. По активности участников:
а) сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);
б) активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.(Игра «Ножки»:Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу). Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши). Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).
2. По сопровождению:
а) с музыкой;
б) без музыки.
Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.
3. По возрасту:
а) с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;
б) количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;
в) с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию). С 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику.
г) с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.
Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его.
4. По содержанию:
а) массаж;
б) игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);
в) игры со счетными палочками. «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);
г) игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);
д) пальчиковый театр;
е) пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).
Перспективное планирование пальчиковых игр
для детей 3-4 лет
Сентябрь 1-2 неделя
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Тема: «Солнышко лучистое» (лепка)
Цель: изготовление солнышка из пластилина и семян клена, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, крышки из-под майонезных банок.
3-4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Гуси»
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаете большой палец с остальными пальцами на руке — как бы изображаете клюв гуся)
Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали (пальцы щепоткой и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали (щипаем ножки) — хахаха, хахаха.
Но от них мы убежали (пальчики бегут по ножкам).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Помоги гусенку добраться до дома».
Цель: вызвать интерес детей работать с фасолью, построить дорожку для гусенка.
Материал: фасоль, картинка с гусенком.
Октябрь 1-2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Мышка»
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев, закреплять умение детей раскладывать семечки разного цвета и размера по разным тарелочкам.
3-4 неделя
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Рубим-рубим мы дровишки
Целый день, целый день
Ведь у печки в зиму греться
Нам не лень, нам не лень!
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Осеннее дерево» (лепка)
Цель: развивать мелкую моторику, создавать образ осеннего дерева с помощью пластилина.
Материал: ветка дерева, пластилин.
Ноябрь 1-2 неделя
1. Массаж поверхностей ладоней шишкой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей; продолжать знакомить с разнообразным природным материалом и способами работы с ним.
Материал: сосновая шишка, пластилин.
3-4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят,
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
Локти опираются о стол.
(Покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Волшебный клубочек»
Цель: развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, развивать подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Материал: клубочки разных цветов.
Декабрь 1-2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки»
Бусинки-горошинки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошинки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
(Катать между большим и указательным пальцем, придавливая
поочередно всеми пальцами к столу, делать при этом вращательные движения).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Рыбка» (пластилинография)
Цель: развивать мелкую моторику, вызвать интерес изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости при помощи гороха, создавать изображение в полуобъёме.
Материал: шаблон рыбки из картона, горох.
3-4 неделя
1. Пальчиковая игра «Ёлочка».
Перед нами ёлочка:
(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочка».)
Шишечки, иголочки.
(Кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«Шарики» из пальцев вверх-вниз)
Зайчики, и свечки,
(«Ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки.
(Ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
«Новогодняя игрушка для елочки» (аппликация )
Цель: формировать умение выполнять аппликацию с использованием манной крупы, развивать мелкую моторику.
Материал: шаблон игрушки из картона, клей, манная крупа.
Январь 1-2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Лыжники».
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы Холодной поры!
Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу каждый слог.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Чтоб Мишке было теплее» (обрывная аппликация).
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник.Формировать у детей умение мелко рвать бумагу.
Материал: Рисунки с изображением медведя в берлоге, которая не засыпана снегом, белые салфетки на каждого ребёнка, картина с изображением медведя в берлоге, засыпанная снегом.
3-4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики ложатся спать».
Пальчики ложатся спать
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик — прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики детей, исследовательскиех действий путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
Материал: массажный мячик, железный ключ, деревянный кубик, шерстяной клубочек, мягкая игрушка.
Февраль 1-2 неделя
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком «Непослушные шарики»
Пустим ежика на стол ( кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем (рукой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (Перекладывают мячик в другую руку)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
Материал: Мешочек с игрушками - подарками для зверей: шишка, морковка, яблоко и т.п.; игрушки звери: белочка, ёжик, зайчик и т.д.
3-4 неделя
1. Пальчиковая игра: «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Мой дом» (выкладывание из счетных палочек фигуру домика).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Материал: счетные палочки
Март 1-2 неделя
1. Массаж пальчиков с прищепками.
Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.
Кусается больно котенок – малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш!»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Какая игрушка спряталась» («Чудесный мешочек»)
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
3-4 неделя
1. Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем (пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку).
Крепко, крепко их потрём,
А потом повыжимаем, (выполнять движение «выжимаем бельё»).
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки (пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх)
Так встряхнём, так встряхнём ( вниз).
А теперь платки погладим, (выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой)
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим (хлопки одной ладошкой по другой).
И все дружно в шкаф положим. (положить руки на колени).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук
Апрель 1-2 неделя
1.Пальчиковая игра «Божья коровка»
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец –это «усы» «божьей коровки»)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью).
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук
2. «Весёлые божьи коровки» (пластилинография)
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закрепление навыка работы с пластилином.
Материал: половинка скорлупы грецкого ореха, красный и черный пластилин.
3-4 неделя
1.Пальчиковая игра «Барашек»
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)
Выставив рога свои,
(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
2. «Мой барашек» (аппликация)
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закрепление работы навыка с нитками.
Материал: шаблон барашка из картона, нитки шерстяные.
Май 1-2 неделя
1. Пальчиковая игра «Улитка»
Тычет рожками улитка —
(большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка.
(тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку,
(левая рука "открывает" калитку,
Пропусти домой улитку
(правая рука "проползает").
Цель: развивать мелкую моторику.
2. «Поможем улитке» (аппликация из ниток)
Цель: развивать мелкую моторику, закрепить умение выкладывать нитки по кругу.
Материал: шаблон улитки, нитки.
3-4 неделя
1. Пальчиковая игра «Осьминоги».
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
(Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз,
(ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз)
Сальто сделают на бис,
(ладони переворачиваются в воздухе)
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
(ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот).
Им гимнастика важней
Всех забав и всех затей.
2. Изготовление игрушки «Осьминожка» (плетение из ниток)
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать подвижность пальцев.
Материал: шерстяные нитки.
Список использованной литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
- Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
- Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
- Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...