Консультация для родителей Заповеди мудрого родителя
консультация

Анненкова Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Заповеди мудрого родителя

          Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет.  
  2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой?
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
  5. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  6. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему. Это необходимый закон благодарности.
  7. Не вымещай на ребенке обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  8. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам - у него она своя. Не унижай.
  9. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  11. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, умным и т.д.

            Все мы стремимся к тому, чтобы у нас  сложились  добрые отношения со своим ребенком, чтобы мы для них были примером и авторитетом, чтобы в семье царили любовь и взаимоуважение. Но ваши  устремления достигнут цели, если вы:

  • Знаете, что доверие- основное правило.
  • Стараетесь быть примером для ребенка.
  •  Уважаете ребенка, как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  • Советуетесь с ребенком.
  • Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  •  Постоянно читаете вслух своему ребенку.
  • Осуждая ребенка за проступок, вспоминаете себя в его возрасте.
  • Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  •  Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

Памятка родителям

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому-

Родители - пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова - легко толкнуть

Детей на нехороший путь!

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Золотой ключик»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии  ребенка»

        

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Принцип три п»

 Принцип "три П": повторение, повторение и повторение. Для ребенка все, что повторяется, - жизнь. Что случается один раз - хаос, случай. Именно поэтому дети так любят рекламу или "Смешариков": для них ОНИ жизнь, а не один раз увиденный мультик. До полутора лет, а особенно до года не надо слишком разнообразить занятия: если у Вас, скажем, кубики трех видов - оставьте для занятий кубики только одного вида. Где-то, через полгода,  можете давать ребенку кубики еще одного типа... Можете придерживаться такого принципа: сколько Вашему ребенку месяцев - столько развивающих занятий и проводить.

2. Не бояться, что сделаешь что-то не так. Развивая способности, очень и очень сложно навредить ребенку, достигнув обратного эффекта. Если Вы развиваете личностные качества - аккуратность, например - то есть, конечно риск "переборщить", сделать что-то не так. Занимаясь же с ребенком интеллектуальными играми, невозможно сделать его глупее. Самое худшее, что может произойти - ребенок потеряет интерес к занятиям. Поэтому очень важен следующий принцип.

3. Творчески поддерживайте интерес ребенка к занятиям. Например, почти всегда срабатывает метод создания искусственного дефицита, то есть когда родители, видя возникший интерес ребенка к занятию, демонстративно не позволяют ребенку этим заниматься, что разжигает интерес. Только не переборщите, конечно.

4. Быть самому молодым, но не опускаться до ребенка, подниматься вместе с ним. Подавляющее большинство родителей недооценивает такой механизм обучения как заражение. Ребенок ведь не усваивает только то, что Вы ему "нацедили". Он впитывает всего вас целиком: вашу речь (мелодику, риторические обороты, произношение, смысл...), поведение (уровень активности, построение движений...) и многое-многое другое. Если родители и осознают важность этого механизма (заражения, подражания), то часто относятся как к неуправляемому процессу. Однако в умелых руках механизмы заражения становятся мощным рычагом развития ребенка. Если Вы проявляете живой интерес, например, к азбуке - то какой же ребенок устоит против соблазна полистать эту азбуку?! Если по десять раз на дню Вы сами, для себя, своего удовольствия делаете "зарядку" - какой ребенок тоже не станет приседать и махать руками?!

5. Каждому свое. Не пытаться сравнивать своего ребенка с другими по общим показателям (умнее-глупее, лучше-хуже). Если соседский ребенок обладает феноменальными "энциклопедическими знаниями" - то совсем не обязательно, то же и Вашему ребенку.

6. Во всем знайте меру. Не усердствуйте много в одном направлении. Самая распространенная ошибка - это ограниченность занятий. Как правило, родители переусердствуют в художественно-эстетическом развитии детей (учат игре на скрипке, пианино, вокалу, рисованию и т.д.). Ныне и прежде модно переоценивать значение художественно-эстетического развития на общее развитие. Модны ничем не подкрепленные установки на развитие правого полушария.
При всем притом, что к каждому ребенку надо подходить индивидуально - от Вас как от хорошего родителя ребенок должен взять не специфические вещи типа игры на скрипке, а базовый набор способностей: умение говорить, читать, писать, рисовать элементарные вещи, считать, ползать, ходить, кататься на велосипеде, обслуживать себя и т.п. Желательно заложить в ребенка основы таких специальных способностей как владение иностранным языком, компьютером и т.д., то есть тому, что почти наверняка пригодится в жизни. Но откуда, скажите на милость, может взяться уверенность в том, что ребенку пригодится игра на скрипке?!

7. Будьте объективны во всем, что касается развития ребенка. Не проецируйте на ребенка свои личностные качества. Если родитель по природе ленив - это не значит, что для ребенка наивысшее счастье - лежать на диване, смотреть сериалы и наслаждаться мыслью, что не надо ходить на работу. Если Вы - не состоялись как видный ученый, известный политик, звезда оперной сцены – это ваши и только ваши проблемы. Вы не должны заниматься развитием ребенка по причине того, что Вы хотите, чтобы ребенок добился того, что не удалось Вам.
Будьте интересны сами своим детям, а это может быть только в том случае, если вы творите жизнь, а не проживаете ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Заповеди мудрого родителя"

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не при...

Буклет-консультация для родителей: "Заповеди мудрого родителя", воспитатель:Шорникова М.В.

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова             Консультация для родителей на т...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. 3. Перестаньте ...

Консультация для родителей " Заповеди мудрого родителя"

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужноуважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, чтовоспитание – процесс «долгоиграющий». Мгновенных результатовждать н...

Консультация для родителей "Заповеди мудрого родителя"

Консультация для родителей "Заповеди мудрого родителя"...