выступление : ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В УГОЛКЕ ДЕЖУРСТВА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
методическая разработка

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В УГОЛКЕ ДЕЖУРСТВА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

ДАВЫДОВА Л.Г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ:  «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – КАК СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА,ФУНКЦИОНАЛЬНО МОДЕЛИРУЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.»

16 НОЯБРЯ 2017 ГОД.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, одним из направлений является самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой представлены следующие виды труда:

1. Самообслуживание 

2. Культурно – гигиенические навыки.

3. Общественно - полезный труд.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).

5. Уважение к труду взрослых.

Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы. Оно становится обязанностью дошкольника, и в этом его основной смысл и воспитательные возможности. Несмотря на кажущийся незначительный результат, ребенок начинает осознавать смысл самого слова «обязан» (то есть «это должен сделать ты!»).

Для этого в группах  имеются уголки дежурных. Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, а так же:

  • воспитать целостное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • сформировать первичные представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
  • укрепить физические качества;
  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

  Уголок дежурства – это  плакат с кармашками, где есть тематическая картинка.  Кармашки заполняет воспитатель картинками детей или фото  – в старших группах. У малышей – это  знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.

Форма: для накрывания столов – фартук, головной убор. Для дежурства в уголке природы  – клеенчатые фартуки.

Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Со старшей группы дети учатся завязывать друг другу фартуки.

  Ребят привлекают внешние моменты: накрахмаленный  фартучек с аппликацией, пилотка или шапочка. Но на протяжении учебного года воспитатель подчеркивает необходимость работы, используя конкретные поступки дежурных.

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому с младшей группы  для  вовлечение детей  в дежурство желательно  использовать персонажей из сказок и мультфильмов, кукол. Они  будут выступать в роли помощников и учеников, и будут благодарить детей за помощь.

Схема накрывания – иллюстрация – алгоритм   вводится со второй половины  средней группы. В старшей группе  этот алгоритм можно усложнить. В подготовительной к школе группе  детям можно предложить не только схемы, но и маршрутные листы дежурного по столовой и уголку природы.   Эти маршрутные листы повышают требования к самостоятельности детей, самоорганизации, деловитости, умению использовать более рациональные приемы работы,  а так же:

  • учат связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему;
  • развивают  умственные способности: мышление,( так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.), ответственность, заботу, бережливость, самостоятельность, инициативу, ответственность
  • развивают диалогическую речь;
  • приучают детей договариваться о предстоящей работе,  работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок;
  •  приучают  детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол;
  • учат  оценивать результат своей работы с помощью взрослого;
  • воспитывают у  детей чувства прекрасного , способность к эстетическому оформлению столов.

Так же можно дополнить уголок дежурства набором, в который входят щетка для подметания, савок, тряпочка.

Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

На выходе  (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,

обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он способен к волевым усилиям.

Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.

Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе".

Предметно-развивающая среда: "Что должно быть музыкальных уголках в каждой возрастной группе"....

Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе

Консультация для воспитателей об уходе за комнатными растениями с детьми разного возраста...

Примерное содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе.

Содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития детской музыкальной деятельности....

Консультация для воспитателей «Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.Рекомендации по подбору растений в уголке природы и уходу за ними в каждой возростной группе....

Консультация для воспитателей «Содержание уголков художественной литературы в каждой возрастной группе»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленн...

"Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе"

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними» Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из у...