выступление : ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В УГОЛКЕ ДЕЖУРСТВА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
методическая разработка
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В УГОЛКЕ ДЕЖУРСТВА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ДАВЫДОВА Л.Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – КАК СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА,ФУНКЦИОНАЛЬНО МОДЕЛИРУЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.»
16 НОЯБРЯ 2017 ГОД.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, одним из направлений является самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой представлены следующие виды труда:
1. Самообслуживание
2. Культурно – гигиенические навыки.
3. Общественно - полезный труд.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).
5. Уважение к труду взрослых.
Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы. Оно становится обязанностью дошкольника, и в этом его основной смысл и воспитательные возможности. Несмотря на кажущийся незначительный результат, ребенок начинает осознавать смысл самого слова «обязан» (то есть «это должен сделать ты!»).
Для этого в группах имеются уголки дежурных. Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, а так же:
- воспитать целостное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- сформировать первичные представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- укрепить физические качества;
- сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Уголок дежурства – это плакат с кармашками, где есть тематическая картинка. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей или фото – в старших группах. У малышей – это знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.
Форма: для накрывания столов – фартук, головной убор. Для дежурства в уголке природы – клеенчатые фартуки.
Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Со старшей группы дети учатся завязывать друг другу фартуки.
Ребят привлекают внешние моменты: накрахмаленный фартучек с аппликацией, пилотка или шапочка. Но на протяжении учебного года воспитатель подчеркивает необходимость работы, используя конкретные поступки дежурных.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому с младшей группы для вовлечение детей в дежурство желательно использовать персонажей из сказок и мультфильмов, кукол. Они будут выступать в роли помощников и учеников, и будут благодарить детей за помощь.
Схема накрывания – иллюстрация – алгоритм вводится со второй половины средней группы. В старшей группе этот алгоритм можно усложнить. В подготовительной к школе группе детям можно предложить не только схемы, но и маршрутные листы дежурного по столовой и уголку природы. Эти маршрутные листы повышают требования к самостоятельности детей, самоорганизации, деловитости, умению использовать более рациональные приемы работы, а так же:
- учат связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему;
- развивают умственные способности: мышление,( так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.), ответственность, заботу, бережливость, самостоятельность, инициативу, ответственность
- развивают диалогическую речь;
- приучают детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок;
- приучают детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол;
- учат оценивать результат своей работы с помощью взрослого;
- воспитывают у детей чувства прекрасного , способность к эстетическому оформлению столов.
Так же можно дополнить уголок дежурства набором, в который входят щетка для подметания, савок, тряпочка.
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
На выходе (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,
обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он способен к волевым усилиям.
Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.
Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе".
Предметно-развивающая среда: "Что должно быть музыкальных уголках в каждой возрастной группе"....
Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе
Консультация для воспитателей об уходе за комнатными растениями с детьми разного возраста...
Примерное содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе.
Содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития детской музыкальной деятельности....
Консультация для воспитателей «Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»
Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.Рекомендации по подбору растений в уголке природы и уходу за ними в каждой возростной группе....
Консультация для воспитателей «Содержание уголков художественной литературы в каждой возрастной группе»
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленн...
"Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе"
«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними» Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из у...