Использование проектной деятельности
статья (старшая группа)
Проект "Дымковская игрушка" позволила разлить умения и навыки по художетсвенному труду у дошкольниов, способствовал закреплению знаний народных узоров и развитию мелкой моторики рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_v_hudozhestvennoy_deyatelnosti.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Современное общество для того, чтобы нормально развиваться, как никогда нуждается в людях с развитыми творческими способностями.
Уделять внимание развитию творческих способностей необходимо еще в дошкольном возрасте, так как он является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности.
Внедрение ФГОС ДО дает возможность реализации особых задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через различные виды детской деятельности, в том числе и в прикладном творчестве.
Воспитание трудолюбия, творческого подхода к труду,- вот те аспекты, на которые стоит обращать внимание в современном обществе. Через творческую деятельность ребенок может выразить свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его внутреннего мира.
Идея использования современных техник по прикладному творчеству не является новой, но она очень эффективна. Она помогает любому ребенку достигнуть результата, но по-своему, вызывают интерес к работе, стимулируют мыслительную деятельность. Дети любят новизну, им интересно разнообразие. Это также расширяет творческие возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Исходя из этого, я выбрала направление на развитие творческого потенциала детей средствами художественно-творческой деятельности. А именно знакомство детей с художественно – прикладным искусством народных мастеров, которое обобщает представления о прекрасном, отражает эстетические идеалы, мудрость народа, передающиеся из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Для этого необходимо вызвать у них интерес, который проявляется в желании узнать более подробно об истории возникновения промыслов. Встречи с яркими народными игрушками: индюком-свистулькой, фигурками людей, петухом и др., вызывает у детей большую радость и желание самим лепить фигурки барышень, баранов, и раскрашивать их яркими красками по мотивам народных росписей. Для этого я создала мини- музей народных промыслов: Дымки, Городца, Хохломы, Гжели. В свое время я получила специальность руководителя изо деятельности в дошкольных учреждениях, и эти знания мне помогают работать с детьми по данной теме, а так же изготавливать все необходимые экспонаты своими руками. Планируя свою работу с детьми учитываю сложность воспринимаемого материала, связанную с психолого-физиологическими особенностями развития ребенка, поэтому определила последовательность, согласно теории «от простого к сложному»: освоение сначала дымковской росписи затем городецкой, хохломской и гжельской. Я считаю, что для обеспечения подлинно творческого развития ребенка, необходимо единство содержательного общения с взрослыми. В своей работе стараюсь привлечь родителей: провожу консультации, беседы, предлагаю совместно со своими детьми выполнить творческую работу дома на определенную тему. Многие родители, видя работу в группе с детьми, с желанием идут навстречу. Так, например, было предложено принять участие в изготовлении русских национальных костюмов для кукол, оформить плакаты по сюжету Дымковской росписи, в качестве украшения уголка по декоративно – прикладному искусству. Все работы заслуживают огромного внимания и используются в работе с детьми.
Прежде чем начать работу по данной теме был составлен перспективный план по прикладному творчеству, в который вошли изучение литературы, проведение серии занятий, организация кружка, реализация проекта, работа с родителями.
Современные дети теряют потребность в умении играть с игрушками. Несмотря на огромный ассортимент предлагаемых игрушек, дети предпочитают проводить время с электронными заменителями (телефоны, телевизоры, планшеты). Нам сейчас сложно представить всё богатство народной игрушки, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в современных условиях.
Народная игрушка всегда занимала особое место в воспитании ребенка, она отвечает потребностям познавательной деятельности дошкольника. Она дает представление ребенку об окружающей действительности. Через нее ребенок показывает свои умения, свои знания о жизни, что является показателем его развитости и умений.
В 2015 году я реализовала средне-срочный проект «Дымковская игрушка». Знакомство детей с изделиями народных мастеров - дымковскими игрушками прививает ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду, а так же вызывает желание сделать нечто красивое. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: дымковские барышни, веселые дымковские свистульки.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей через знакомство с народно – прикладным искусством «Дымковская игрушка».
Проект реализован с 1 марта по 31 апреля 2015г.
В ходе проекта были решены следующие задачи:
воспитанники познакомились с народным промыслом «Дымковская игрушка», с его характерными особенностями техники росписи;
воспитанники овладели основными приёмами и элементами Дымковской росписи;
у воспитанников сформировалось уважительное отношение и умение восхищаться художественным мастерством умельцев, которое способствовало нравственному воспитанию дошкольников, сформирован интерес к познавательной деятельности;
привлечены родители и дети к поисково-исследовательской деятельности.
Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включал в себя подбор и изучение методической и художественной литературы, составление конспектов занятий и развлечений, создание наглядного материала: альбомы «Дымковская игрушка», «Виды росписи».
Основной этап включал выполнение работ детьми, создание вместе с детьми и родителями дидактических игр, проведение с детьми занятий. Также были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью», «Народное искусство как средство художественно нравственного воспитания детей», «Современная игрушка и влияние ее на ребенка»; мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки». В работе с родителями использовала анкетирование по формированию творческих способностей воспитанников, подготовила информацию в родительском уголке (памятка «Чем заняться с ребенком?»).
На заключительном этапе были подведены итоги. У детей сформированы знания о дымковской игрушке. Оформлены альбомы лучших работ детей, создана картотека подвижных и народных игр, в группе оформлен мини-музей, в котором собраны разные дымковские игрушки.
Технология проектирования дала возможность дошкольникам и их родителям стать активными участниками воспитательного процесса. Совместный сбор материалов, создание поделок - раскрывали творческие способности детей. Привлечение родителей в воспитательный процесс позволило получить положительные результаты. У детей появилось осознанное отношение к себе и потребность в творчестве.
Работа в этом направлении будет продолжаться. Считаю, что взаимодействие педагогического коллектива детского сада с семьей обеспечит хороший уровень развития творческого потенциала. В рамках проекта были проведены занятия: по ознакомлению с дымковской игрушкой, по художественно-эстетическому развитию (лепка на тему «Дымковская птица», роспись силуэтов дымковских игрушек). Был создан макет «Село Дымково» для театральной деятельности детей в группе. Также с детьми рассматривался альбом «Дымковские игрушки». Для родителей был проведен мастер-класс «Народная игрушка», консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника». В группе сделана выставка с работами детей по данной теме. Лучшие работы отправлены на Всероссийские конкурсы.
Продуктами проектной деятельности стали: конспекты занятий «Путешествие в село Дымково», «Подарок для друга», дидактические игры «Собери картинку», «Составь узор», «Домино», альбом фотографий, создание альбомов с лучшими рисунками детей по теме «Дымковская роспись». Вместе с родителями оформили мини-музей. Родители приняли участие в развлечении «Русская ярмарка».
В результате использования технологии проектной деятельности расширились знания всех детей группы о народно – прикладном искусстве «Дымковская игрушка», дети научились технике дымковской росписи, у них сформировался устойчивый интерес к народно-прикладному искусству.
Литература:
1.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.:Карапуз, 2009.
2. Величкина Г.А., ШпикаловаТ . Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- Издательство Мозаика-Синтез.
3.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 .
4.Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С.23-25.
5.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: Мозаика Синтез,
7.Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка», «Гжельская игрушка», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись».
8. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .Про...
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Выступление на педагогическом совете....
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями"...