Дыхательная гимнастика.
картотека
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика.
Сюжет «На прогулке».
Дети выполняют комплекс под музыку.
«Поза дерева».
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.
«Берёзка».
Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.
«Ветерок».
Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.
«Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
«Лягушка» (по методу Б.Толкачёва).
Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза.
«Комарики» (по методу М.Лазарева).
Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.
Дети поют песню Е.Тиличеевой «Эхо» (см. сб. «Учите детей петь», вып.2, с.28) и играют в игру «Эхо» (автор М.Лазарев): становятся в цепочку. Первый громко кричит «Ау!», прикладывая руки трубочкой к губам. Затем все по порядку начинают откликаться всё тише и тише. Последний в цепочке говорит «Ау» чуть слышно.
«Отдых».
Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и не спеша встают на ноги.
Сюжет «Снова в лес».
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И.П.: основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в И.П.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки».
И.П.: ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в И.П. – выдох. Повторить 5-6 раз.
«Стоит Алёна, листва зелёна, тонкий стан, белый сарафан».
И.П.: ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох - руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 - выдох - руки вперёд - вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 - повторить, вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди).
И.П.: ноги вместе, руки за голову. 1 - вдох - подняться на носки; 2 - выдох - присед; 3-4 - повторить, вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).
И.П.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 - вдох; 2 - выдох сед с прямыми ногами, руки к носкам; 3 - вдох; 4 - выдох, вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало».
Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами».
Педагог предлагает детям потянуться к солнышку. Ребята выполняют упражнение хатка-йоги «Солнечная поза»: встать прямо, ноги на ширине плеч; медленно поднять руки и потянуться (внимание сосредоточить на ладонях). Педагог говорит: «Солнышко уже высоко. Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваше тело наливается упругой силой, бодростью, становиться стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные оставьте тем, кого вы любите, отдайте всем людям, пожелайте им добра».
Сюжет «Мы строим дом».
«Поднимаем кирпичи».
И.П.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 - вдох; 4 - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз. «Кладём раствор».
И.П.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 - вдох; 2-3 - выдох - поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд: «Раз!»; 4 - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Белим потолок».
И.П.: ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох - поднять правую руку вверх - назад; 2 - выдох - опустить правую руку; 3 - вдох - поднять левую руку вверх - назад; 4 - выдох - опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.
«Наклеиваем обои».
И.П.: основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 - вдох; 2 - выдох - подняться на носки, прямые руки вверх; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в и И.П. Повторить 5-6 раз.
«Красим полы».
И.П.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 - вдох; 2 - выдох - туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Игра с песком» (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М.Чистякова ).
И.П.: сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках - задержка дыхания.
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы - на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.
Сюжет «Пожарные».
«Лезем по пожарной лестнице вверх».
И.П.: основная стойка. 1 - вдох - руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 - выдох - руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу:«Ух!»; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Направляем огнетушитель на огонь».
И.П.: основная стойка. 1 - вдох - руки вперёд; 2 - выдох - поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш-ш!»; 3 - вдох - то же влево; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Затушим горящие угольки».
И.П.: основная стойка. 1 - вдох - втянуть живот; 2 - выдох - рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 - то же. Повторить 5-6 раз.
«Заглянем в щель».
И.П.: сед с опорой на пятки. 1 - вдох - руки в стороны; 2 - выдох - наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У-у!». повторить 5-6 раз.
«Вышли из горящего дома – вдохнём глубже».
И.П.: основная стойка. 1 - вдох - руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 - выдох - руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 - то же. Повторить 5-6 раз.
«Глоток воздуха» (по методу А.Н.Стрельниковой).
И.П.: стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3-4 раза.
Упражнение на расслабление.
И.П.: сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны. Голова откидывается назад и медленно поворачивается за солнцем. Мимика - глаза полу закрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Сюжет «На море».
«Какое море большое».
И.П.: основная стойка. 1 - вдох - руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 - выдох - руки вниз, опуститься на стопу«Ах!»; 3-4 - то же. Повторить 5-6 раз.
«Чайки ловят рыбу в воде».
И.П.: ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох - наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 - выдох - вернуться в И.П.; 3-4 - то же. Повторить 5-6 раз.
«Створки раковины раскрываются».
И.П.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 - вдох - живот втянуть;2 - выдох - сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш-ш!»; 3 - вдох - живот втянуть; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Пловцы».
И.П.: ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох - левую руку поднять; 2 - выдох - мах левой рукой вперёд, вниз; 3 - вдох - правую руку поднять; 4 - выдох - мах правой рукой вперёд, вниз«Раз!». Повторить 5-6 раз.
«Дельфин плывёт».
И.П.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 - вдох; 2 - выдох - наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 - вдох - вернуться И.П.; 4 - выдох - наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Акула» (по методу К.Бутейко).
И.П.: стоя. Сделать глубокий резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки («над нами проплывает акула»). Нос закрыть пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько сможет выдержать ребёнок. Повторить 1-2 раза.
«Волны шипят».
И.П.: сед на пятках, руки внизу. 1-2 - волнообразное движение руками вперёд-вверх - вдох; 3-4 - волнообразное движение руками вниз - выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.
«Сон на берегу моря».
Дети слушают шум моря (кассета «Григ и звуки океана»). Педагог говорит детям, что им снится море, что они лежат и загорают. Солнышко и вода ласкают тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. Бабочка улетела и нам пора возвращаться.
Сюжет «В зоопарке».
«Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк).
И.П.: основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 - вдох; 2 - выдох - туловище слегка наклонить вперёд, правую руку вытянуть перед собой; 3 - вдох - вернуться в И.П.; 4 - выдох - то же левой рукой - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Он несёт на лбу не зря два развесистых куста» (олень).
И.П.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 - вдох; 2 - выдох - руки вперёд; 3 - вдох - руки в стороны; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос» (слон).
И.П.: сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 - вдох; 2 - выдох - туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Лежит верёвка, шипит, плутовка» (змея).
И.П.: лёжа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 - вдох; 3-4 - выдох - руки вперёд «Ш-ш-ш-ш!»; 5-6 - вдох; 7-8 - выдох - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«По реке плывёт бревно… Ох и злющее оно!» (крокодил).
И.П.: лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 - вдох - руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 - выдох - вернуться в И.П.; 3-4 - то же. Повторить 5-6 раз.
«Рыжая плутовка в лесу живёт, в деревне кур крадёт» (лиса).
«Лисичка принюхивается» (по методу А.Н.Стрельниковой).
И.П.: стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 1-2 раза.
Упражнение расслабление и напряжение мышц туловища, способствует улучшению кровотока в организме, стимулирует различные обменные процессы, повышает энергетику (по методу А.Н.Стрельниковой).
И.П.: стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным, до появления мелкой дрожи. Затем одновременно с напряжением мышц произносится звук «р-р-р…», сначала без голоса, затем с голосом, негромко («мишка сердится»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...