Сказочный мир театра
консультация
Вашему вниманию предлагается окунуться в мир театра. Это прекрасное средство общения между поколениями, роазвитие речи, эмоциональной сферы. Пробуйте, сочиняйте, фантазируйте! Сказки не оставят вас равнодушными! Радуйтесь и сопереживайте вместе с героями! А также пробуйте создать театр своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_mir_teatra.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказочный мир театра.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Счастливого конца. (Кошманская И. П. «Театр в детском саду»)
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребёнок убеждён, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остаётся эту палочку только найти, ведь в её существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья.
Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибочно полагают, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у пап и мам, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребёнок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребёнком всегда вера в то, что всё закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло – будет наказано.
Ребёнок живёт в стране различных фантазий и сказок. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Мастера по костюмам, свету, художники и декораторы, режиссёры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Стоит только взмахнуть волшебным платком, и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные приключения.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребёнка, раскрывая перед ним в доступной для них форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.
Дети в дошкольном возрасте знакомы со многими русскими сказками. Это знакомство происходило на страницах книг, при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций, благодаря рассказам мам и бабушек. Предоставьте ещё одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки – через театр. Маленьким актёрам ещё роднее станут «Теремок», «Козлята и волк», «Колобок», «Заюшкина избушка» и многие другие сказки.
От русских народных сказок легко перейти к замечательной, неувядаемой красоте сказки С. Аксакова «Аленький цветочек», волшебному «Щелкунчику» Э.Т. А. Гофмана, весёлой и поучительной сказке С. Маршака «Глупый мышонок», доброй и трогательной «Дюймовочке» Г. Х. Андерсена.
Кукольный театр. Кукла в руках ребёнка и взрослого.
Изначально кукольный театр не был театром для детей. Да и сейчас в репертуарах этих театров есть как детские, так и взрослые спектакли. И всё-таки в наше время представления кукольных театров больше всего любят и чаще всего смотрят маленькие дети. С одинаковым интересом малыши воспринимают красочные масштабные профессиональные постановки и кукольные спектакли, проводимые в детском саду.
Каково же место театра кукол в развитии детей дошкольного возраста? Должен ли он быть театром, в котором играют взрослые для детей, или театром, в котором играют сами дети? В каких ситуациях использовать куклу в педагогической, образовательной работе?
Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, особенно если он закрепощён, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном), чем с педагогом. Активно взаимодействуя с игрушкой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Ребёнок с удовольствием берёт в руки героя кукольного театра и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. В этом качестве, однако, персонажи кукольного театра ничем не отличаются от обычных сюжетных игрушек – кукол, медведей, зайцев. Они лишь в большей степени провоцируют детей на ведение диалогов, а не на предметные игровые действия. Поэтому персонажи кукольных театров должны быть постоянно в распоряжении детей группы, чтобы служить стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи.
Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребёнка персонаж кукольного театра – это прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребёнок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту, он сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.
Моя задача – сделать так, чтобы после музыкальных занятий с элементами театрализации каждый ребёнок мог сам, от своего имени выступить перед залом, громко произнести текст и услышать именно в свой адрес первые аплодисменты. Кстати, это и компонент подготовки к школе, ведь, сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок – даже если он хорошо выучен!
В руках взрослого кукла – помощник в решении многих педагогических задач.
С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Взаимодействие детей с такими персонажами, как Незнайка, помогает стимулировать их мышление, активизирует речь, побуждает последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Такое использование кукол целесообразно в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того, с помощью куклы воспитателю проще отразить реальную ситуацию, в которой произошло нарушение моральных норм, показать «со стороны» её последствия и переживания участников. Этот приём использован в системе содействия моральному воспитанию детей, предложенной кандидатом психологических наук С. Г. Якобсон.
И, наконец, кукольные представления – неиссякаемый источник радости для детей дошкольного возраста. Малыши изо дня в день готовы смотреть одни и те же сказки – «Репку», «Колобок», «Теремок». Специфика восприятия дошкольника такова, что с наибольшим удовольствием он смотрит именно те спектакли, которые буквально знает наизусть! Постепенно зрители начинают помогать актёрам произносить их текст, вместе поют песенки.
Показ кукольного спектакля должен стать еженедельным событием в жизни детей. К сожалению, так бывает не всегда и далеко не в каждом детском саду. В нашем детском саду мы стараемся показывать кукольные спектакли как можно чаще. Кукольные спектакли для старших дошкольников требуют от педагога большой подготовки, и поэтому они редки.
Но если детство – особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль – один из самых простых и действенных способов доставлять радость.
Виды театра.
Видов театра бесчисленное множество, расскажу коротко лишь о некоторых из них. Каждый вид театра определяется разновидностью используемых в нём кукол, или же это театр без кукол вовсе, где дети сами выступают в ролях. По устройству кукол и материалу, из которого они изготовляются, определяется и название театра: кукол из варежек, кукол из перчаток, теневой театр, театр кукол из коробок и другие.
- театр игрушек-топотунчиков: такие игрушки имеют подвижные ножки или задние лапки и могут шагать, прыгать, садиться на маленькие стульчики (по размеру игрушки), причём каждый их шаг самостоятельно озвучен. Отсюда и название – «топотунчики».
- Театр кукол из варежек и перчаток: игрушка из варежки одевается на руку и приходит в движение при повороте руки.
- Театр кукол из коробок: для такого театра пригодятся самые разные коробки. Главное, чтобы в коробочку как раз могла поместиться рука ребёнка.
- Театр игрушек-попрыгунчиков: такие игрушки интересны тем, что они умеют прыгать, бегать, летать, плясать. Все эти действия они осуществляют с помощью обычной шляпной резинки.
- Театр игрушек-вертушек: такие игрушки приходят в движение при повороте палочки, на которой они крепятся.
- Театр кулачковых кукол: куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижна голова, шея втягивается и вытягивается на всю длину палочки, на которую прикреплена голова игрушки.
- Театр кукол из воздушных шаров: водят такую куклу за держатель одной рукой, другой рукой можно поворачивать голову или работать одной рукой куклы. Лицо разрисовывают фломастерами.
- Театр кукол-костюмов: это большие куклы – в рост ребёнка, они могут быть плоскими и объёмными.
- Театр кукол-марионеток: отдельные части туловища здесь соединены с помощью верёвок, эти куклы очень подвижны.
- Конусный театр: в основе театра лежит конусообразная форма куклы, изготавливается из картона и бумаги.
- Театр-фланелеграф: изготавливаются плоские сказочные герои из бумаги, наклеиваются на картон, с обратной стороны приклеивают липучую ленту.
- Теневой театр: изготавливается экран для показа театра из картона или дерева, посередине калька или другая тонкая и прозрачная бумага. Герои плоские из картона чёрного цвета. Это театр теней.
- Настольный театр: состоит из объёмных игрушек, изготовленных из любого материала.
- Пальчиковый театр: куклы одеваются на пальцы, изготавливаются из ткани, бумаги или дерева.
- Театр кукол «Би-ба-бо»: куклы из ткани, которые одеваются на руку.
В своей работе я обычно использую несколько видов театра, которые дети больше всего любят. Это пальчиковый театр, театр-фланелаграф, настольный театр и театр кукол»би-ба-бо».