Математические подвижные игры
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
подвижных математических игр.
Число, цифры, счет
Игра «Цифропарк»
Задачи: закрепить образ цифр; развивать воображение и умение управлять своим телом.
Содержание: дети изображают какую-либо цифру. Водящий идёт по
«цифропарку» и «расколдовывает» детей –отгадывает, кто
какой цифрой стал.
Игра «Восстанови цифровую дорожку»
Задачи: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений; умение анализировать образец.
Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки.
Содержание: чтобы дойти до сказочного замка, дети должны собрать цифровую дорожку по порядку и прыжками вернуться назад, выполняя обратный счёт.
Игра «Математическая разминка»
Задачи: развивать быстроту реакции, мышление; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
Материалы: карточки с числами от 1 до 20.
Содержание: Задания:-Постройтесь по порядку от 1 до 20. Посчитайтесь.
-Постройтесь по порядку от 20 до1. Посчитайтесь.
-Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше этого числа –слева.
-Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа.
-Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1, на 2.
Игра «Живой знак»
Задачи : развивать внимание, быстроту реакции, мышления; учить сравнивать множества с помощью знаков.
Материалы: два обруча.
Содержание: Выбирается водящий –он изображает математический знак «больше меньше». Дети свободно
двигаются по группе. По сигналу встают в обручи. Водящий считает количество детей и встаёт между образовавшимися множествами как математический знак, раскрывая углом выпрямленные перед собой руки в сторону большего количества.
Игра «Соколиная охота»
Задачи: знакомить детей с составом числа 5 (из двух меньших чисел); учить составлять числовое выражение, решать задачи.
Содержание: в эстафете участвует две команды. Быстро надев рукавицу, игрок должен «запустить сокола за дичью»: выбрать самолётик с таким примером, значение которого –5, и запустить его в маленький обруч. Если самолёт попадает в обруч –«дичь поражена», если нет –«сокол» не справился с задачей.
Игра «Десяточка»
Задачи: закрепить состав числа 10 (из двух меньших чисел).
Материалы: карточки для игры
Содержание: детям раздаются карточки для игры, по команде дети должны найти себе пару на состав числа 10 и громко крикнуть «Десяточка!»
Игра «Птички на веточке»
Задачи: Упражнять в беге, развивать внимание, формировать навыки количественного и арифметического счета, с учетом гендерных особенностей.
Оборудование: гимнастические палки, либо косички по количеству детей.
Содержание: Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через
палочки, имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой:
по одному на палочку,
по двое (мальчик девочка, мальчик - мальчик, девочка – девочка),
по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т.д.)
Правило: Быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место - тот проиграл.
Игра«Змейка»
Задачи: Упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, формировать навыки порядкового счета.
Содержание: Дети разбиваются на команды по пять человек, встают друг за другом и держат за пояс впереди стоящего ребенка. Идут в колоннах, произнося слова:
Полосатая змея
В гости к тетушке ползла.
Только хвост сопротивлялся
И за кустики цеплялся.
После этих слов все дети разбегаются, а указанный педагогом ребенок из этой цепи змейки ловит свою команду.
Правила: Педагог показывает цифру, и только ребенок под этим номером в цепи ловит свою команду, собирает змейку. Побеждает та команда, чей ловишка быстрее поймает участников своей команды.
Игра «Веселые семейки»
Задачи: Развивать ловкость и быстроту в лазании, формировать навыки количественного счета.
Содержание: На полу расположены карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети ползают как паучки. Музыка останавливается - паучки бегут к домикам, к карточкам с изображением цифры.
Правило: Дети должны собраться в семейки по количеству указанному на карточке.
Варианты: Дети могут двигаться по договору: как паучки, гусеницы, кошки, медведи.
Игра «Найди свое место»
Задачи: Упражнять в отбивании мяча о пол, формировать навыки счета.
Содержание: На полу, в спортивном зале лежат карточки (цветочки или снежинки, листочки) с изображением цифр (например: цифра 3 – цветок с тремя лепестками). У каждого ребенка браслет с цифрой. Дети играют с мячами, например: отбивают мяч о пол.
Ловко с мячиком играем,
Одной рукой мы отбиваем:
Один, два, три, четыре, пять –
Будем циферку искать.
Дети ищут по заданию: на одну больше, меньше, либо прибавить два.
Правила: Отбивать мяч каждое слово. Найти свою цифру на полу, кто не справился с заданием – проиграл.
Игра «Счет с мячом»
Задачи: Развивать физические качества в упражнениях с мячом, закреплять навыки счета.
Содержание: Педагог показывает цифру, дети столько раз отбивают (подкидывают) мяч о пол (о стену).
Правило: Считать количество выполненных движений.
Игра «Состав числа»
Задачи: Упражнять в беге, закреплять знания о составе числа.
Оборудование: карточки с цифрами до десяти: браслеты по количеству детей, карточки в три раза больше браслетов.
Содержание: Раздать всем детям карточки с цифрами (лучше, если это будут браслеты). Дети бегут вокруг зала в колонне, каждый столько кругов, сколько указано на карточке. Затем, как пробежит ребенок, подходит в центр, и берет еще две карточки – из каких чисел состоит его изначальное число. Поднимает руку, ждет остальных.
Правила: Ребенку считать круги, бежать по количеству указанному в карточке (на руке). Взять из центра две карточки цифры: из чего состоит изначально полученное число.
Варианты: Детям, которые физически крепче, дать число большей значимости, чтобы больше пробежали кругов.
Игра «Больше – меньше»
Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.
Правила: Педагог называет предметы и объекты. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают.
Например:
Стоял компот, шагал Федот,
В машину сел, колбаску съел.
Бежала собачка, за нею соли пачка.
Гора стоит, а кот сидит:
Автобус ждет, жвачку жует.
Солнце высоко, коршун далеко.
Мышку не поймает, с нами поиграет.
Правила: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Вариант: Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
Например: шире – уже (шире – руки в стороны, наклоны вперед, уже –руки вверх, встать на носочки).
Геометрические представления
Игра «Волшебные палочки»
Задачи: развивать сообразительность, внимательность; умение работать с играми -головоломками.
Материалы: гимнастические палки, карточки с изображением на них геометрическими фигурами.
Содержание: дети должны с помощью гимнастических палок образовать фигуру согласно карточке –из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок и другие.
Игра «Волшебный мешочек»
Задачи: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, продолжать знакомить детей с геометрическими телами.
Материалы: мешочек, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус)
Содержание: Дети сидят в кругу, передают по кругу мешочек, по окончании стихотворной формы достать любой предмет (фигуру), не заглядывая в мешок, назвать его, поставить на середину круга. В конце игры сравнить объёмные геометрические формы.
Игра «Построй фигуру»
Задачи: учить создавать геометрические фигуры из ленточки, резинки.
Содержание: Детям при помощи ленты или резинки, необходимо построить фигуру, отгадав загадку про эту фигуру.
Временные представления
Игра «Неделька, соберись»
Задачи: упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух меньших чисел, правильно решать
арифметические выражения; закреплять знание названий дней недели и их последовательности
Содержание: Вспомнить: сколько дней в недели, посчитать от 1 до 7 и обратно.
Педагог выбирает игрока и даёт ему карточку с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день?
(Среда.) Остальным игрокам даются карточки с примерами
(3-1; 3+2; 3-2; 3+4; 3+3; 3+1), решив которые определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Играющие называют свой день и занимают место либо слева, либо справа от ребёнка с числом 3.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Задачи: познакомить детей с временными понятиями «вчера, сегодня, завтра»; учить понимать временной интервал между днями, определять события во времени.
Содержание: дети стоят в кругу, педагог предлагает детям придумать событие, которое произойдёт в будущем, уже произошло или происходит сейчас. Дети передают мяч по кругу поднятыми вверх руками. Кто не удержал мяч, называет, что произошло вчера. Затем передают через плечо и произносят слово «сегодня», под коленями и произносят слово «завтра».
Игра «День –ночь»
Задачи: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление.
Материалы: две верёвки.
Содержание: перед детьми выкладывают две верёвки на расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой -все девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек –«день». На сигнал –команду «Ночь!» -мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника. Пространственные представления
Игра «Преодолей лабиринт»
Задачи: развивать память, внимание, быстроту, координацию движений,
пространственную ориентировку; закреплять умение понимать направление движения.
Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги.
Содержание: дети строятся в две колонны. Педагог сообщает, что им нужно преодолеть препятствия, которые встречаются у них на пути, чтобы добраться до форта, показывая им карту. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно, согласно карте. На них они будут ориентироваться, выполняя упражнения:
-обежать озеро (большой обруч) с правой стороны;
-выполнить прыжки правым боком через ручейки (скакалки);
-проползти тоннель;
-обежать слева гору (конус);
-перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круги);
-обежать могучий дуб с левой стороны (куб).
Педагог определяет время по песочным часам, еслидети уложились в 3 минуты, вручаем им приз (золотой ключ).
Игра «Далеко –близко»
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место по заданному условию; закреплять знание парных противоположных пространственных понятий: «далеко-близко», «вверху-
внизу», «спереди-сзади», «слева-справа.
Содержание: педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Все встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Дети поочерёдно подходят тихо к водящему, поднимая руки, и отходят, опуская руки. Водящий определяет местоположение подошедшего ребёнка (близко, далеко), используя свои ощущения.
Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами»