Конспект консультации для педагогов ДОО «Как подготовить и провести мастер‑класс».
консультация
Конспект консультации для педагогов ДОО «Как подготовить и провести мастер‑класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konsultatsii_dlya_pedagogov_kak_podgotovit_i_provesti_master-klass.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект консультации для педагогов ДОО
«Как подготовить и провести мастер‑класс».
Подготовил:
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 394 г. Челябинска»
Ю.В. Елисова
1-я часть – тест для педагогов (возможно заочное проведение данной части).
Задачи теста: актуализировать знания педагогов о целях, задачах и структуре мастер-класса, настроить на восприятие информации.
2-я часть – теоретическая
Мастер-класс – одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, которые решают поставленную перед ними задачу. Мастер-класс – это занятие практической направленности с профессиональной аудиторией слушателей, на котором педагог-мастер представляет свой педагогический опыт по актуальным вопросам.
Проводить мастер-класс и обращаться к профессиональной аудитории педагог может только тогда, когда уверенно овладеет материалом. Мастер – это человек, который хорошо знает какую-либо проблему и профессионально может показать ее решение. Это человек, который умеет хорошо и ловко что-то делать. Поэтому в ходе мастер-класса педагог-мастер не просто сообщает новую информацию коллегам, а передает способы деятельности.
Мастер-классы представляют интерес для тех педагогов, которые хотят:
- разработать собственную авторскую образовательную программу;
- освоить новую технологию, методику;
- повысить профессиональное мастерство в конкретном вопросе или виде деятельности. (Приложение 1.)
Цели и задачи мастер-класса.
Перед тем как готовиться к мастер-классу, важно понять, с какой целью вы будете его проводить и какие задачи с его помощью решите. Существует несколько интерпретаций общей цели любого мастер-класса:
- трансляция уникального педагогического опыта;
- создание условий для профессионального общения, самореализации;
- повышение педагогического мастерства;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых педагогические технологий.
Основные задачи мастер-класса:
- обобщить опыт педагога;
- передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов;
- организовать совместную отработку методических подходов педагога;
- провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;
- оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.
Тематика, формы проведения и продолжительность мастер-класса.
Тематика мастер-классов может быть любая: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования педагогических технологий, авторские приемы применения технологий на практике. При этом формулировать тему мастер-класса следует по формуле: «Что сделано? – С помощью чего сделано? – Какой будет конечный методический продукт?». Последовательность составляющих формулы может быть другой.
Например, «Оформление плана организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с помощью технологической карты». Здесь методическим продуктом мастер-класса будет технологическая карта организованной образовательной деятельности, которую также составят участники мастер-класса.
По времени мастер-класс может длиться от 15 минут до нескольких часов. Это зависит от мероприятия, на котором проводится мастер-класс. Если в рамках курсовой подготовки педагогов, то мастер-класс может занять более длительное время. Если это происходит на педагогическом совете, то 15–30 минут. Если мастер-класс – один из этапов профессионального конкурса, то время его проведения регламентирует соответствующее положение о данном конкурсе.
В какой форме проводить мастер-класс, выбирает сам педагог-мастер. Этот выбор определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Существуют разные формы проведения мастер-класса:
- сюжетно-ролевая игра (форма групповой работы);
- представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
- самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике педагога-мастера;
- совместное моделирование какого-либо мероприятия.
Этапы проведения мастер-класса: Мастер-класс включает пять основных этапов.
1-й этап – презентация педагогического опыта педагога-мастера и актуализация знаний слушателей по данной теме. В рамках данного этапа педагог-мастер должен выбрать один из предложенных вариантов, что он хочет сделать:
- обосновать основную идею темы, которую он рассматривает;
- охарактеризовать свои достижения работы, указать источники, откуда черпал свои разработки;
- определить проблему в работе;
- актуализировать опыт слушателей по теме мастер-класса.
Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме. Это позволит педагогу-мастеру расширить свои представления знаниями других участников. Актуализировать опыт слушателей можно с помощью различных технологий.
Пример: используйте технологию развития критического мышления «Знаю – Хочу знать – Узнал» (авт. Донна Огл). В начале мастер-класса педагог-мастер просит слушателей заполнить таблицу – первые два столбца – «Знаю уже об этом…», «Хочу узнать еще что-то конкретное об этом…». В конце мастер-класса слушатели возвращаются к таблице, проводят анализ своих уже имеющихся знаний по теме и вписывают в третий столбец то, что они узнали, чему научились на данном мастер-классе.
Пример таблицы, которую заполняют педагоги в начале и в конце мастер-класса.
2-й этап – представление занятия или системы занятий по теме мастер-класса. На этом этапе педагог-мастер должен (выбрать один из предложенных вариантов): рассказать о проекте занятия по теме мастер-класса или определить основные приемы и методы работы по данной теме, которые он будет демонстрировать, или кратко рассказать о результативности используемой технологии.
3-й этап – имитационная игра – занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. На данном этапе педагог-мастер может привлечь другого педагога, который покажет слушателям занятие, или использует видеозапись работы педагога с детьми по данной теме. В ходе открытого показа или видеотрансляции педагог-мастер комментирует то, что наблюдают участники мастер-класса.
4-й этап – моделирование – самостоятельная работа участников мастер-класса по разработке итогового методического продукта в рамках продемонстрированной педагогические технологии. На этом этапе педагог-мастер выполняет роль консультанта, который направляет участников мастер-класса, помогает им, дает рекомендации. Участники разрабатывают методический продукт по теме мастер-класса. Например, технологическую карту образовательной деятельности с детьми конкретной группы на конкретную тему или систему планирования работы с учетом темы мастер-класса.
В конце этого этапа педагог-мастер обсуждает со слушателями их авторские практические продукты, которые они создали. Чтобы дать возможность каждому высказаться и не затягивать этот этап, педагог-мастер может предложить готовый алгоритм обсуждения.
5-й этап – рефлексия. На данном этапе педагог-мастер организует дискуссию со слушателями по результатам совместной деятельности. Его задача – сформулировать выводы, дать рекомендации, которые помогут слушателям успешно использовать продемонстрированный им опыт работы.
Рефлексию можно провести с помощью разных технологий. Если в начале мастер-класса педагог-мастер использовал технологию «Знаю – Хочу узнать – Узнал», чтобы актуализировать знания слушателей, и просил их заполнить первые два столбца таблицы, на этом этапе он предлагает проанализировать записи в этих столбцах и заполнить третий столбец «Узнал».
Также на этом этапе педагог-мастер выясняет, насколько мастер-класс был полезным для слушателей. Педагоги оценивают мастер-класс по 10-балльной шкале, где 10 – это максимальный положительный балл, 1 – минимальный отрицательный балл. Кроме этого, критериями оценки качества проведения мастер-класса могут быть: презентативность, эксклюзивность материала, прогрессивность темы, мотивированность педагогов, актуальность и научность темы, эффективность, технологичность, артистичность, общая культура проведения.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Требования к организации и проведению мастер-класса»
в данной консультации представлены необходимые правила и требования к проведению мастер-класса...
Консультация для педагогов "Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса"
в данной консультации раскрыты основные критерии подготовки и проведениямастер-класса...
Буклет "Как подготовить и провести мастер-класс"
Буклет «Как подготовить и провести мастер-класс»Информация, предлагаемая в буклете, поможет педагогу качественно подготовиться к проведению мастер-класса. В буклете отмечены важнейшие особ...
Методические рекомендации для воспитателей «Как подготовить и провести мастер-класс»
Методические рекомендации для воспитателей...
Семинар для педагогов «Как подготовить и провести мастер-класс»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22089186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация "Как подготовить и провести мастер - класс для педагогов.
Консультация содержит материал по технологии организации мастер - класса педагогом ДОО для представления своего опята работы, инновационной технологии....
Консультация для педагогов ДОУ "Как подготовить и провести занятие"
Консультация для педагогов ДОУ...